Повышение эффективности работы с одаренными учащимися в начальной школе во внеклассной работе.
Повышение эффективности работы с одаренными учащимися в начальной школе во внеклассной работе.
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение эффективности работы с одаренными учащимися в начальной школе во внеклассной работе.»
Повышение эффективности работы с одаренными учащимися в начальной школе во внеклассной работе.Учитель:Кмитевич Т.Н.
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Выявление одарённых детей
Наблюдение (во время урочной и внеурочной деятельности).
Изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Общение с родителями.
- Олимпиады, всероссийские конкурсы и турниры, соревнования, научно-практические конференции.
ПРОБЛЕМПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Принципы работы
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей учащимся. - Принцип обеспечения свободы выбора учащимися и родителями занятий внеурочной деятельностью по ФГОС
Формы и приемы работы
Групповые формы работы , работа в парах. Творческие задания.
Проблемный диалог(основанный на столкновении житейского представления детей и научных фактов).
Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
Вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Формы реализации
- Конкурсы , выставки, концерты.
- Уроки творчества.
- Классные часы и праздники.
- Посещение музеев, выставок, спектаклей, цирка.
- Вовлечение детей в кружки, секции, студии дополнительного образования.
- Проектная деятельность.
- Предметные олимпиады.
- Викторины.
- Познавательные игры.
- Всероссийские конкурсы.
- Конкурсы чтецов и тд.
- Портфолио учащихся.
Первый год обучения направлен на удовлетворение творческих интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер, проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.
Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.
Выявление и воспитание одаренных детей занимает важную роль в становлении ребенка, как личности. Я стараюсь строить внеурочную деятельность так, чтобы любые индивидуальные особенности детей, их таланты реализовались в разных видах деятельности.
Дети моего класса принимали и принимают самое активное участие в конкурсах в рамках школы и города.
Работа учащегося 4-А класса БОНДАРЕВА НИКИТЫ
Работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.
Тест на лидерство
и креативность мышления
(По русским народным сказкам)
Инструкция
Сейчас мы узнаем, есть ли у вас лидерские задатки. Ведь многие люди даже не подозревают о своем потенциале! Пройдите тест, а затем поделитесь своими результатами:правдивы ли они, по-вашему,и насколько результаты соответствовали вашим ожиданиям.
а) Нет, приказы, конечно, надо выполнять, но цели должны быть четко определены, а направление верно задано!
б) Начальству виднее. Раз послало-надо идти. По дороге разберемся.
в) Может, стоит сменить работу?
4.Заимев, по случаю, перо Жар-птицы, Вы:
а) Продам подороже!
б) Буду использовать его в качестве осветительного прибора в избе.
в) Вещь, конечно, красивая. Но непрактична. Оставлю на память потомкам.
5.Встретив в дремучем лесу избу на курьих ножках, Вы:
а) Смело скомандую:-Встать смирно! Равнение на середину!
б) Лучше обойду сторонкой, от греха подальше…
в) Набросаю эскиз столь оригинального архитектурного сооружения.
6.Получив во временное пользование сапоги-скороходы, Вы:
а) Приберегу столь ценную вещь. Не стоптались бы.
б) Сдам их в царскую казну и получу премию!
в)Использую прекрасную возможность попутешествовать бесплатно в страны заморские!..
7.Имея богатый выбор транспортных средств, Вы:
а) Возьму ковер-самолет. Желательно персидский. И престижно, и быстро!
б) Печь-самоходная как-то надежнее. И бока греет…
в) Сапоги-скороходы так похожи на обычные. Скромненько, и со вкусом.
Далее 8 вопрос-мужской, а 9-женский
8.Встретив на жизненном пути Василису Прекрасную, Вы:
а) Всерьез задумаюсь о женитьбе. И о брачном контракте.
б) А Василиса Прекрасная вам, случайно, не сестра? Нет, говорите… Ну извините.
в) Женюсь! А там-будь что будет…
9.Царь-батюшка настаивает на замужестве. И предлагает на выбор двух кандидатов: Ивана Царевича и витязя Руслана. Вздохнув украдкой, Вы:
а)Выберу Царевича. И наследство, и генетика, и титул… Три в одном. Беспроигрышный вариант
б) Один богат, другой красавец… Хоть разорвись!
в)Люб мне только Алеша, сын рыбака! С ним и сбегу из хором царских.
10. После долгих раздумий на распутьи, Вы:
а)Все же поеду прямо. Опаздываю, как назло. Авось прорвемся.
б)Где-то в кармане копейка завалялась… Орел, решка, само собой. И на ребро может стать. Ну-ка, судьба-улыбнись!
в)Поверну я, пожалуй, обратно. Можно ведь и другие пути найти.
11.Обнаружив, что ваша курица начала нестись золотыми яйцами, Вы:
а)Поставлю это дело на поток, Ювелирная птицеферма-наш размах!
б)Ну, теперь можно вообще не работать!
Лежи на печи да щук фаршированных ешь!
в)Поцелую ее в клювик!
12.Встретив на лесной тропинке улыбчивого колобка, Вы:
а)Возьму его себе на работу. Рекламировать что угодно. Должен справиться. А не справится-головой поплатится.
б)О, бесплатная закуска подкатила! Если догоню…
в)Поболтаю с ним о жизни, и каждый пойдет своей дорогой. А кто и покатится.
Результаты теста
Если у вас преобладают ответы:
(а), то-
Вы склонны к лидерству. Явные задатки лидера не дают просто плыть по течению жизни, а принуждают строить переправы, мосты, свой флот наконец… Быть расчетливым - не грех, но не все можно правильно рассчитать. Иногда и о душе надо подумать. Она тоже ценная!
(б),то-
Вы хороший, добросовестный исполнитель. Вредной инициативы не проявляете, но и на износ работать не согласитесь. Личная выгода всегда выше- в чем бы она ни проявлялась. Вам трудно сорвать звезду с неба, да и мысли об этом не появляется. Оно и верно. Зачем тянуться, если можно подойти и взять. Практичность еще никто не отменял!
(в), то –
Вы просто получили удовольствие от прохождения теста. Как творческая натура, находите много решений любых жизненных ситуаций. Всяческие условности вас просто гнетут и отравляют жизнь. Скорее, всего ваше кредо
-не быть первым, а то задние побьют
-не быть последним, чтоб не остаться в дураках
-не быть середнячком, чтобы не затеряться
-а просто быть самим собой!
Лидер- это не тот, кто “впереди на лихом коне”.
Это тот, кто направит каждого в нужную сторону.
И сумеет вовремя остановиться сам.
С.С. Лукьяненко
Программа подготовки учителя для одаренных детей .
Стратегии обучения и обучающие материалы для одаренных детей;
Творчество и развитие творческих способностей;
Разработка и оценка учебных программ;
Работа с родителями;
Специальные проблемы выдающихся по интеллекту детей;
Когнитивное и аффективное развитие одаренных детей.
Качества, необходимые педагогу для работы с одаренными детьми
-чуткость-чувствительность к переживаниям и потребностям других;
-способность к индивидуализации обучения;
-позитивная Я-концепция;
-интеллект выше среднего уровня;
-творческое начало;профессиональная и эмоциональная зрелость;
-эмоциональная стабильность;
-широкий круг интересов и умений;
-чувство юмора.
ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
- уважение желания ребенка работать самостоятельно;
-индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников;
-создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
-поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;
-исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки;
-подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;
-уважение потенциальных возможностей отстающих
-оказание авторитетной помощи детям испытывающим давление со стороны своих сверстников;
-извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей
Рекомендации учителям,работающим с одаренными детьми
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо.
Не делайте скоропалительных допущений;на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.
Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Научитесь не торопиться с вынесением суждений.
Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
Подходите ко всему творчески!
Подготовленные учителя
Используют методы и технологии, более подходящие для одаренных детей
Больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы( обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.)
Ориентируются на творчество
Поощряют учащихся к принятию ответственности
Одаренные дети оценивают атмосферу в классе у подготовленных учителей как более благоприятную.
Составляющая, которая наиболее значима для успешности работы учителя- глобальная личностная характеристика-система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы.