Западно-Казахстанский
областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров
Уральск 2012
Одобрено к публикации решением Экспертного совета ОИПК и ППК
Составитель: Г. М. Таскулова, учитель русского языка и литературы СОШ-детсада Белес Зеленовского района
Рецензент: З. Ж. Молдагалиева, методист русского языка и литературы ОИПК ППК
Сборник диктантов составлен в соответствии с учебной программой по русской речи. Тексты диктантов предлагаются в том порядке, в каком идет изучение программного материала.
Содержание
I. Введение
II. Тексты диктантов
- Фонетика
Звуки и буквы
Слог. Ударение
Твердые и мягкие согласные
Звонкие и глухие согласные
Чередование согласных звуков
Стечение согласных
- Лексика
Значение слова. Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение слова
Синонимы
Антонимы
- Словообразование
Состав слова. Основа и окончание
Корень слова. Однокоренные слова
Суффикс
Приставка
Разделительные Ъ и Ь
Приставки и предлоги
Окончание
- Морфология
Имя существительное
Имя существительное собственное и нарицательное
Род имен существительных
Число имен существительных
Падеж имен существительных
Имя прилагательное
Склонение имен прилагательных женского рода
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода
Склонение имен прилагательных во множественном числе
Глагол. Неопределенная форма глагола
Глаголы настоящего времени
Глаголы прошедшего времени
Глаголы будущего времени
- Синтаксис. Простое предложение
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Обстоятельство
Определение
III. Заключение
Список литературы
Введение
Настоящий сборник диктантов является пособием для учителей русского языка в казахской школе. Главная задача сборника – дать учителю разнообразный материал связных текстов для контрольных диктантов по всем разделам «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис», изучаемых в 5 классе.
Выделенные в нем трудные слова, неизвестные учащимся, следует выписать на доске и в случае необходимости объяснить их значение. После каждого текста дается примерное грамматическое задание, связанное с той или иной изученной темой. Учитель по своему усмотрению может его изменить или дополнить.
В сборнике использован раличный по тематике материал, отвечающий общеобразовательным и воспитательным задачам школы.
Так, описания природы обогащают речь учащихся, воспитывают в них чувство прекрасного. Рассказы о птицах и животных расширяют кругозор школьников, учат их беречь и любить все живое, повышают их наблюдательность. А материалы о Казахстане способствуют пробуждению любви к Родине.
Контрольные диктанты использутся для контроля приобретенных ранее навыков и умений.При проведении диктанта учителю необходимо помнить о том, как использовать богатейшие ресурсы выразительных средств, в первую очередь, интонацию и мимику. Фразы должны произноситься учителем с уместной эмоциональной окраской. Важную роль играют также расстановка пуз, громкость произнесения, темп, ритмичное и четкое проговаривание и логическое ударение. Особенно
следует это учитывать в казахской школе, так как облегчает понимание учащимися текста на слух.
ФОНЕТИКА
ЗВУКИ И БУКВЫ
Экскурсия
В воскресенье ученики нашего класса пошли в сосновый лес. Долго они бродили по лесу. Вдруг подул сильный ветер, набежала темная туча. Надвигалась гроза. Ученики спрятались в палатку. Сверкнула молния. Пошел сильный дождь, а потом град. Но скоро ветер разогнал тучи. Выглянуло солнце. Ребята с веселыми песнями вышли из леса. (49 слов)
Задание
В выделенных словах определить количество слогов, букв, звуков
Прощайте, друзья!
Пришел сентябрь. Начались занятия в школах. С деревьев стали падать вялые желтые листья. В парке и сквере на клумбах отцветают последние осенние цветы. Скоро в городе появятся вороны и галки. На лето они улетали в деревню вить гнезда. В небе можно услышать курлыканье. Это журавли улетают на юг. Многие птицы на зиму летят в теплые страны.
Прощайте, крылатые друзья! (59 слов)
Задание
1.В первом предложении подчеркнуть звонкие согласные
2.Во втором предложении подчеркнуть глухие согласные
СЛОГ. УДАРЕНИЕ
Лесные малыши
Лето – время лесных малышей. Вылетают из гнезд птицы. У зверей подрастает смена. Старше всех лесных малышей медвежата. Они послушно следуют за матерью. Лисята играют у
норы. Бельчонок свершает свой первый высотный прыжок. В сумерках выходят на охоту ежата. В лесу ты встречаешь много лесных малышей. Не обижайте их! (50 слов)
Задание
1. Над словами первого предложения поставить знак ударения
2. Слово БЕЛЬЧОНОК разделить на слоги
Иваныч
Жил у нас в доме огромный кот Иваныч. Был он толстым и ленивым. Целые дни он ел и спал. Залезет на теплую лежанку и свернется клубком Ему часто доставалось от дворового щенка Бобки. Бобка был очень озорной щенок. Однажды Бобка схватил кота за хвост и стащил на пол. Пол гладкий и скользкий. Кот по нему как по льду катился.(60 слов)
Задание
1.Над словами выделенного предложения поставить знак ударения
2.В первом предложении подчеркнуть слово из двух слогов