kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная технология "портфолио класса" в современной педагогической практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об актуальности темы технологии портфолио свидетельствуют многочисленные работы в форматах  семинаров, публикации в педагогических журналах, разработки и оценки портфолио. При этом отсутствие единого понимания свидетельствует о не достаточной разработанности вопроса.

В своем выступлении я  постараюсь структурировать и представить накопленный теоретический опыт в педагогике по вопросу образовательной технологии портфолио  класса, а также презентовать свой практический  опыт. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная технология "портфолио класса" в современной педагогической практике »

Собраться вместе – это начало.
Оставаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это успех…

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО КЛАССА» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Актуальность темы

Использование инновационных методов и подходов в системе образования уже давно стало не диковинкой, а скорее, необходимостью. Введение новых образовательных стандартов стимулирует инновационную деятельность учителя. Основной задачей школы в соответствии с ФГОС является  не только передача  знаний от  учителя ученикам, но и формирование у учащихся разного направления предметных и метапредметных компетенций, познавательной активности, желания приобретать новые знания, стремиться к успеху.

Одним  из способов достижения этих целей  является технология создания портфолио класса, что положительно влияет на построение субъект-субъектных отношений в школьном коллективе.

Об актуальности темы технологии портфолио свидетельствуют многочисленные работы в форматах семинаров, публикации в педагогических журналах, разработки и оценки портфолио. При этом отсутствие единого понимания свидетельствует о не достаточной разработанности вопроса.

В своем выступлении я постараюсь структурировать и представить накопленный теоретический опыт в педагогике по вопросу образовательной технологии портфолио класса, а также презентовать свой практический опыт.

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ ПОРТФОЛИО, ПОРТФОЛИО КЛАССА.

В педагогической теории существуют различные подходы к трактовке понятия «портфолио «Т.Г. Новикова, И.Г. Юдина, Г.К.Селевко, В.К. Загвоздкин и др.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что портфолио, в первую очередь, – это способ фиксирования, накопления и оценки достижений за определенный период.

Также портфолио определяют как целенаправленное собрание работ, которые показывают усилия учащихся, их развитие и достижения в одной или нескольких областях учебного плана. Портфолио может представлять собой как набор документов (дипломы, сертификаты, грамоты, характеристики, рекомендации ...), так и наиболее удачные разработки.

(Психолого-педагогический аспект рассмотрения) портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации; средство контроля, средство объективного и максимально полного выявления актуальных и перспективных возможностей и способностей. (И.А. Кныш и И.П. Пастухова).

Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, – «показать все, на что способен ученик или коллектив в целом».

Однако большинство современных учёных рассматривают понятие «портфолио» как педагогическую технологию, обеспечивающую личностно-ориентированный и деятельностный подходы в образовании. (Т. В. Бакун, Н. В. Бекузарова, В. А. Девисилов и др).

Пртфолио класса- это набор документов отражающих достижения, интересы динамику классного коллектива.

Портфолио позволяет фиксировать, накапливать и хранить достижения класса как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Для классного руководителя портфолио может стать одним из способов сплочения и развития ученического коллектива

Стоит заметить, что на различных этапах образовательного процесса цели и задачи портфолио класса могут меняться.

В начальной школе портфолио класса создается для того, чтобы формировать у детей навыки адекватной самооценки, развивать положительные нравственные качества личности; мотивировать творческий рост; наладить партнерские отношения с родителями учащихся, собрать информацию об интересах учащихся и их успехах в  различных сферах школьной деятельности. Следует: фиксировать динамику развития компетенций за определенный период времени. Портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута коллектива.

Дополнительные возможности портфолио класса:

  • Использование материалов портфолио при участии в конкурсах разной направленности, как визитную карточку.

  • Форма информирования о достижениях класса родителей и руководства школы.

  • Налаживание партнерских отношений между учителями, учащимися, их родителями и администрацией школы.

  • Систематически представленная информация при составлении характеристики отдельных учеников или класса в целом.

  • Представление качества работы классного руководителя.

При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования (Волжская МБОУ «ВСОШ «http://volgskoe.ucoz.ru/FGOS/portfolio-fgos.pdf) :

  1. систематичность и регулярность ведения портфолио;

  2. сочетаться с принципом добровольности при сборе информации;

  3. достоверность сведений предоставляемых в портфолио;

  4. аккуратность и эстетичность оформления;

  5. целостность и эстетическая завершенность предоставляемых материалов;

  6. наглядность.

В педагогике существуют разные подходы к оцениванию портфолио. Большая часть авторов (Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., и др.) соглашается с тем, что процесс оценивания зависит, прежде всего от того, с какой целью разрабатывается портфолио, для меня лично основным критерием выступает его полезность.


ТИПЫ ПОРТФОЛИО

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов [Подласый И.П. Педагогика [Текст]: учебное пособие / И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 1996. - С.245; http://festival.1september.ru/articles/627222/].

«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) достижений (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т.д.; благодарственные письма, табели успеваемости, значки, медали и т.п.).

«Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений учебной и творческой активности: участие в конкурсах, спортивных и художественных достижений и др.

В эту папку собираются все контрольные и творческие работы: сочинения, изложения, рисунки, поделки, и т.д в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например, года).

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ и др.

Преимущества данного варианта: портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности, направленности интересов.

«Проблемно-исследовательский портфолио» - связан с написанием проектной деятельности.

«Тематический портфолио» - создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОРТФОЛИО

Зачастую портфолио класса создается классным руководителем, однако, по-настоящему достижение поставленных целей при создании портфолио возможно только, если в его создании примут совместное участие классный руководитель и сами ученики. Необходимо привлечь к работе и родителей. Так они лучше поймут для чего это нужно и будут заинтересованы в участии в школьной жизни своих детей.

Так, одним из важных моментов успешной работы по созданию портфолио это разработка индивидуальной программы деятельности составителя с конкретными этапами и графиком по ее реализации.

Работу по созданию портфолио я начинаю уже с первого класса. В этот период проводится большая подготовительная работа: необходимо получить согласие и поддержку родителей обучающихся на оформление портфолио, дать рекомендации по его оформлению.

Немаловажно заинтересовать детей. Для этого учитель должен разработать систему оценивания успехов обучающихся класса, продумать, как и где их отображать. Самым удобным местом презентации успехов и достижений обучающихся является уголок класса.

Младшие школьники не всегда осознают и понимают нужность и значимость портфолио, поэтому я мотивирую обучающихся своим примером – демонстрацией своей папки. Постепенно дети должны быть подведены к мысли, что “ достижения необходимо собирать в копилку успехов”, что ведение портфолио – это очень интересное и увлекательное дело. Необходимо познакомить детей с вариантами оформления портфолио, с его структурой.

Раз в месяц на классном часе мы с детьми обсуждаем отобранный для портфолио материал, ребята получают дальнейшие инструкции по работе составления портфолио.

Портфолио становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии “учитель – ученик – родитель», а работа над его составлением – интересным духовным взаимообогащением. Большая часть работ, помещаемых в папку достижений, рождается в классе, в совместной деятельности с учителями, а отзывы, фоторепортажи и т.п. выполняются дома с помощью заинтересованных родителей.

Успех совместной работы зависит от общего настроя на подобный вид сотрудничества всех участников процесса, от выбора форм работы, от учета индивидуальных особенностей класса. В первом классе, когда ребенок начинает работать над составлением портфеля достижений, без помощи родителей ему не обойтись, однако помощь эта должна минимизироваться по мере взросления.

При этом с самого начала я строю работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений, а какие – нет.

Роль классного руководителя, прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. И, что особенно важно, проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию – напротив, всячески поощряя активность школьника. Практика показывает, что не только учитель, но и учащиеся вносят свою лепту в составление портфолио класса, делают конструктивные замечания, дают комментарии и советы.


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО.

Строгих правил (государственного образца), описывающих то, как должен выглядеть портфолио класса на данный момент нет.

Как указывают практики, при выборе результата стоит ориентироваться на личные способности классного руководителя и учащихся.

Формат. Портфолио класса может быть как в электронном варианте, так и в бумажном. В первом случае это может быть презентация, каждый слайд которой имеет  заголовок соответствующий разделу портфолио класса.

Если же портфолио класса создается в печатном варианте, то чаще всего оно  имеет вид папки с файлами, в которой находятся все материалы, распечатанные на цветном принтере или оформленные руками учеников и родителей. Лучше, чтобы обложка папки была достаточно прочной и не деформировалась от частого использования. Хорошо, если оформление портфолио класса будет ярким и красочным. В таком случае его будет интересно оформлять, а в последующем просматривать.

Приведу примеры тематических разделов существующих в моей практике портфолио класса и отдельных учащихся.

Разделы документа портфолио класса

Чаще всего портфолио класса наполняется информацией о классном коллективе в целом и конкретно о каждом ученике. Эта информация подается в виде разделов. (Горпиныч А.В.) Например:

 1. Общий портрет класса, включающий подписанные фотографии учеников и классного руководителя. Или же это может быть групповое фото.

2. Информация о каждом из учеников (фамилия и имя, дата рождения, контактные данные, состав семьи, увлечения и хобби, должность в системе  самоуправления класса).

3. Планы проведения различных мероприятий в классе (олимпиады, конференции, конкурсы, экскурсии и т. д.).

4. Раздел посвященный достижениям класса, с прикрепленными копиями грамот, дипломов, фотографиями и прочим.

5. Раздел, посвященный общественной жизни класса. Здесь могут быть фотографии с субботников, акций помощи ветеранам и других мероприятий.

6. Раздел посвященный увлечениям учеников с фотографиями работ (вышивки, рисунки, модели и т. д.).

 По  желанию в портфолио класса можно добавить и другие материалы. В этом году я набрала 1 класс. Представляю вашему вниманию первые результаты совместной деятельности учителя- учащихся - родителей за 5 месяцев.





 

Более подробно о портфолио можно узнать:

  1. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: 1976.

  2. Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. 2004, № 5. С. 56-59.

  3. Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. 2004, № 2. С.48-56.

  4. Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.

  5. Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт.-сост. Т. И. Тюляева. - М.: Верната-Граф, 2011.

  6. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. 2004, № 3. С. 32-36.

  7. Технология «Портфолио « – ведущий показатель целостной системы оценки качества образования Красноперова Татьяна Вадимовна, http://festival.1september.ru/articles/572189/
  8. Камзеева Е.Е. Портфолио ученика. // Физика в школе. 2005 . – №8, стр. 64-66.

  9. Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007.

  10. Портфолио достижений ученика - шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа. - 2004. - № 5. - С.65 - 67.

10. Портфолио ученика начальной школы Малкович Н.Д.http://festival.1september.ru/articles/649773/


Портфолио – инструмент фиксации наблюдений за проявлением творческой активности обучающихся класса Пыхалова Т.Г., http://festival.1september.ru/articles/624090/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образовательная технология "портфолио класса" в современной педагогической практике

Автор: Айнуллина Любовь Андреевна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190029

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) ""портфолио класса" в современной педагогической практике "
    ["seo_title"] => string(62) "portfolio-klassa-v-sovriemiennoi-piedaghoghichieskoi-praktikie"
    ["file_id"] => string(6) "190032"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427096476"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "статья "Новые эффективные образовательные технологии" "
    ["seo_title"] => string(60) "stat-ia-novyie-effiektivnyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "147630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419439454"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Использование технологии портфолио в формировании лингвистической компетенции обучаемых "
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-portfolio-v-formirovanii-linghvistichieskoi-kompietientsii-obuchaiemykh"
    ["file_id"] => string(6) "228804"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441484039"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Портфолио как средство оценки учебных достижений младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(78) "portfolio-kak-sriedstvo-otsienki-uchiebnykh-dostizhienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "127070"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415268001"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства