"портфолио класса" в современной педагогической практике
"портфолио класса" в современной педагогической практике
Об актуальности темы технологии портфолио свидетельствуют многочисленные работы в форматах семинаров, публикации в педагогических журналах, разработки и оценки портфолио. При этом отсутствие единого понимания свидетельствует о не достаточной разработанности вопроса.
В своем выступлении я постараюсь структурировать и представить накопленный теоретический опыт в педагогике по вопросу образовательной технологии портфолио класса, а также презентовать свой практический опыт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"портфолио класса" в современной педагогической практике »
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО КЛАССА» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Докладчик :
Айнуллина Л.А.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Введение новых образовательных стандартов стимулирует инновационную деятельность педагогических работников.
Одним из эффективных способов достижения целей ФГОС является технология создания портфолио ученика, портфолио класса .
Популярность технологии портфолио класса, активная ее разработка, при этом остается не достаточно практически разработанной
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ ПОРТФОЛИО
портфолио , в первую очередь, – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период (Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К. Селевко, В.К. Загвоздкин и др).
портфолио как инструмент самоорганизации , самопознания, самооценки , саморазвития и самопрезентации обучающегося ; средство контроля, средство объективного и максимально полного выявления актуальных и перспективных возможно стей и способностей учащегося, демонстрации его наиболее сильных сторон и раскрытия его человеческого, профессионального и творческого потенциала (И.А. Кныш и И.П. Пастухова)
Образовательная технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированныйи деятельностный подходы в образовании
Образовательная технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированныйи деятельностный подходы в образовании
-индивидуальная, персонально подобранная совокупность разноплановых материалов , отражающие образовательные результаты «материально» и содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
Портфолио –
комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений автора
- форма и процесс организации (сбор, анализ и оценка) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности
- инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации обучающегося ; (И.А. Кныш и И.П. Пастухова)
Портфолио работ: собрание различных творческих, спортивных, проектных, исследовательских работ ученика.
Проблемно-исследовательский портфолио - связан с написанием проектной деятельности, реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции
Тематический портфолио: создается в процессе изучения какой-либо большой темы
Собраться вместе – это начало.Оставаться вместе – это прогресс.Работать вместе – это успех…
ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОРТФОЛИО
Тихоньких Н.В. «… процессе разработки портфолио мы придерживаемся трех этапов…»
Первый этап – этап организации.Целеполагание . Учащиеся осмысливают цельпортфолио и его статуса как средства контроля и оценки их собственного развития. На этом этапе преподаватель, объясняет, как можно создать , организовать и представить результаты собственной деятельности, мотивирует на создание портфолио.
На втором этапе происходит составление портфолио. Учащиеся собирают значимые материалы , отражающие их образовательный опыт, другие документы (грамоты, свидетельства, характеристики и др.), элементы КТД .
На третьем этапе происходит осмысливание.Рефлексия . Эти размышления могут быть отображены в виде эссе-рассуждений, письменного анализа и других форм, проявляющихся после
реализации очередного этапа составления портфолио и в конце года
ПРИМЕР СТРУКТУРЫ «ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА»
Малкович Н.Д. портфолио ученика начальной школы
Титульный лист
Первый раздел “Официальные документы”
Второй раздел “Творческие работы и социальная практика”
Третий раздел “Отзывы и рекомендации”
Четвертый раздел “Общая информация”
ПРИМЕР СТРУКТУРЫ «ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА »
Структура портфолио Волжская СОШ
1. мой мир ( «портрет «: включается важная для ребенка информация по нарпавлениям: личные данные, мини эссе моя семья. Мое имя, моя родина, хобби).
2. мои цели : цели в учебном году и четверти, таблица продвижения к цели, лестница успеха)
3. социальная практика : поручения в классе, выпуск в стенгазеты, участие в субботниках, линейках, советах школы, оказание помощи, др внеурочная деятельность и тд).
4. мои достижения (мини-эссе: «размышления на тему… «, стимулы в учебе –примеры из жизни, «стимулы» , «мои открытия – то что узнал самостоятельно нового» , «размышления о занятии – рефлексивный анализ занятия», «творческие работы – стихи, фото, сказки, рисунки и тд» , «награды – дипломы, сертификаты, благодарственные письма и тд, «
5. мои впечатления : отзывы о посещении театра, выставок и тд; план путешествий по городу, стране, миру
7. отзывы и пожелания : от учителей, родителей, педагогов доп. образования (заключение о качестве выполненной работы, выступлении, самоанализ выполненной деятельности, и др).
ОФОРМЛЕНИЕ И СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА «ПОРТФОЛИО КЛАССА»
Портфолио класса может быть как в электронном варианте, так и в бумажном.
Вариант портфолио класса (Горпиныч А.В.)
1 . Общий портрет класса , включающий подписанные фотографии учеников и классного руководителя. Или же это может быть групповое фото.
2. Информация о каждом из учеников (фамилия и имя, дата рождения, контактные данные, состав семьи, увлечения и хобби, должность в системе самоуправления класса).
3. Планы проведения различных мероприятий в классе (олимпиады, конференции, конкурсы, экскурсии и т. д.).
4. Раздел посвященный достижениям класса , с прикрепленными копиями грамот, дипломов, фотографиями и прочим.
5. Раздел, посвященный общественной жизни класса . Здесь могут быть фотографии с субботников, акций помощи ветеранам и других мероприятий.
6. Раздел посвященный увлечениям учеников с фотографиями работ (вышивки, рисунки, модели и т. д.).
По желанию в портфолио класса можно добавить и другие материалы.
Более подробно о портфолио можно узнать:
Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: 1976.
Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. 2004, № 5. С. 56-59.
Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. 2004, № 2. С.48-56.
Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.
Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт.-сост. Т. И. Тюляева. - М.: Верната-Граф, 2011.
Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. 2004, № 3. С. 32-36.
Технология «Портфолио « – ведущий показатель целостной системы оценки качества образованияКраснопероваТ.В.,http://festival.1september.ru/articles/572189
Камзеева Е.Е. Портфолио ученика. // Физика в школе. 2005 . – №8, стр. 64-66.
Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007.
Портфолио достижений ученика - шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа. - 2004. - № 5. - С.65 - 67.