kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"портфолио класса" в современной педагогической практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Об актуальности темы технологии портфолио свидетельствуют многочисленные работы в форматах  семинаров, публикации в педагогических журналах, разработки и оценки портфолио. При этом отсутствие единого понимания свидетельствует о не достаточной разработанности вопроса.

В своем выступлении я  постараюсь структурировать и представить накопленный теоретический опыт в педагогике по вопросу образовательной технологии портфолио  класса, а также презентовать свой практический  опыт. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"портфолио класса" в современной педагогической практике »

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО КЛАССА» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ   Докладчик : Айнуллина Л.А .

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО КЛАССА» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Докладчик :

Айнуллина Л.А .

АКТУАЛЬНОСТЬ Введение новых образовательных стандартов стимулирует инновационную деятельность педагогических работников. Одним  из эффективных способов достижения целей ФГОС  является технология создания портфолио ученика, портфолио класса . Популярность технологии портфолио класса, активная ее разработка, при этом остается не достаточно практически разработанной

АКТУАЛЬНОСТЬ

  • Введение новых образовательных стандартов стимулирует инновационную деятельность педагогических работников.
  • Одним  из эффективных способов достижения целей ФГОС  является технология создания портфолио ученика, портфолио класса .
  • Популярность технологии портфолио класса, активная ее разработка, при этом остается не достаточно практически разработанной

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ ПОРТФОЛИО портфолио , в первую очередь, – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период (Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К. Селевко, В.К. Загвоздкин и др). портфолио  как инструмент самоорганизации , самопознания, самооценки , саморазвития и самопрезентации обучающегося ; средство контроля, средство объективного и максимально полного выявления актуальных и перспективных возможно стей и способностей учащегося, демонстрации его наиболее сильных сторон и раскрытия его человеческого, профессионального и творческого потенциала (И.А. Кныш и И.П. Пастухова)

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ ПОРТФОЛИО

  • портфолио , в первую очередь, – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период (Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К. Селевко, В.К. Загвоздкин и др).
  • портфолио как инструмент самоорганизации , самопознания, самооценки , саморазвития и самопрезентации обучающегося ; средство контроля, средство объективного и максимально полного выявления актуальных и перспективных возможно стей и способностей учащегося, демонстрации его наиболее сильных сторон и раскрытия его человеческого, профессионального и творческого потенциала (И.А. Кныш и И.П. Пастухова)

  • Образовательная технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный и деятельностный подходы в образовании
  • Образовательная технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный и деятельностный подходы в образовании
-  индивидуальная, персонально подобранная совокупность разноплановых материалов , отражающие образовательные результаты «материально» и содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории обучающегося; Портфолио – комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений автора - форма и процесс организации (сбор, анализ и оценка) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности - инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации обучающегося ; (И.А. Кныш и И.П. Пастухова)   -  средство мониторинга индивидуальных достижений (Т.Г. Новикова, М.А. Пинская)

- индивидуальная, персонально подобранная совокупность разноплановых материалов , отражающие образовательные результаты «материально» и содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

Портфолио

комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений автора

- форма и процесс организации (сбор, анализ и оценка) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности

- инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации обучающегося ; (И.А. Кныш и И.П. Пастухова)

 

- средство мониторинга индивидуальных достижений (Т.Г. Новикова, М.А. Пинская)

портфолио класса портфолио класса - набор документов отражающих достижения, интересы динамику классного коллектива. Портфолио позволяет фиксировать, накапливать и хранить достижения класса как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Для классного руководителя портфолио может стать одним из способов сплочения и развития ученического коллектива (Горпинич А.А., Титаренко Л.Б.)

портфолио класса

  • портфолио класса - набор документов отражающих достижения, интересы динамику классного коллектива.
  • Портфолио позволяет фиксировать, накапливать и хранить достижения класса как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
  • Для классного руководителя портфолио может стать одним из способов сплочения и развития ученического коллектива

(Горпинич А.А., Титаренко Л.Б.)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧАМИ ВЕДЕНИЯ ПОРТФОЛИО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; формирование умения планировать и организовывать свою деятельность; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; приобретение навыков рефлексии ; формирование установки на активную, творческую деятельность; формирование положительных нравственных качеств личности; фиксировать динамику развития компетенций за определенный период времени; мониторинг модели индивидуального образовательного маршрута учащегося, коллектива.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧАМИ ВЕДЕНИЯ ПОРТФОЛИО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • формирование умения планировать и организовывать свою деятельность;
  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • приобретение навыков рефлексии ;
  • формирование установки на активную, творческую деятельность;
  • формирование положительных нравственных качеств личности;
  • фиксировать динамику развития компетенций за определенный период времени;
  • мониторинг модели индивидуального

образовательного маршрута учащегося, коллектива.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИИ ПОРТФОЛИО систематичность и регулярность ведения портфолио; принцип добровольности при сборе информации или высокого уровня мотивации (наиболее эффективно для развития) ; аккуратность и эстетичность оформления; целостность и эстетическая завершенность предоставляемых материалов; наглядность . достоверность сведений предоставляемых в портфолио;

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИИ ПОРТФОЛИО

  • систематичность и регулярность ведения портфолио;
  • принцип добровольности при сборе информации или высокого уровня мотивации (наиболее эффективно для развития) ;
  • аккуратность и эстетичность оформления;
  • целостность и эстетическая завершенность предоставляемых материалов;
  • наглядность .
  • достоверность сведений предоставляемых в портфолио;

ТИПЫ ПОРТФОЛИО  Портфолио отзывов : перечень педагогических характеристик отношения учащегося к различным видам деятельности, письменная рефлексия учащегося Портфолио документов: Портфель сертифицированных индивидуальных образовательных достижений Портфолио работ: собрание различных творческих, спортивных, проектных, исследовательских работ ученика. Проблемно-исследовательский портфолио  - связан с написанием проектной деятельности, реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции Тематический портфолио : создается в процессе изучения какой-либо большой темы

ТИПЫ ПОРТФОЛИО

Портфолио отзывов :

перечень педагогических характеристик отношения учащегося к различным видам деятельности, письменная рефлексия учащегося

Портфолио документов:

Портфель сертифицированных индивидуальных образовательных достижений

Портфолио работ: собрание различных творческих, спортивных, проектных, исследовательских работ ученика.

Проблемно-исследовательский портфолио - связан с написанием проектной деятельности, реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции

Тематический портфолио : создается в процессе изучения какой-либо большой темы

Собраться вместе – это начало.  Оставаться вместе – это прогресс.  Работать вместе – это успех…  ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОРТФОЛИО  Тихоньких Н.В. «… процессе разработки портфолио мы придерживаемся трех этапов…»  Первый этап – этап организации.  Целеполагание . Учащиеся осмысливают цель  портфолио и его статуса как средства контроля и оценки их собственного развития. На этом этапе преподаватель, объясняет, как можно создать , организовать и представить результаты собственной деятельности, мотивирует на создание портфолио. На втором этапе происходит составление портфолио. Учащиеся собирают значимые материалы , отражающие их образовательный опыт, другие документы (грамоты, свидетельства, характеристики и др.), элементы КТД . На третьем этапе происходит осмысливание.  Рефлексия . Эти размышления могут быть отображены в виде эссе-рассуждений, письменного анализа и других форм, проявляющихся после реализации очередного этапа составления портфолио и в конце года

Собраться вместе – это начало. Оставаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех…

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОРТФОЛИО

  • Тихоньких Н.В. «… процессе разработки портфолио мы придерживаемся трех этапов…»

  • Первый этап – этап организации. Целеполагание . Учащиеся осмысливают цель портфолио и его статуса как средства контроля и оценки их собственного развития. На этом этапе преподаватель, объясняет, как можно создать , организовать и представить результаты собственной деятельности, мотивирует на создание портфолио.
  • На втором этапе происходит составление портфолио. Учащиеся собирают значимые материалы , отражающие их образовательный опыт, другие документы (грамоты, свидетельства, характеристики и др.), элементы КТД .
  • На третьем этапе происходит осмысливание. Рефлексия . Эти размышления могут быть отображены в виде эссе-рассуждений, письменного анализа и других форм, проявляющихся после

реализации очередного этапа составления портфолио и в конце года

ПРИМЕР СТРУКТУРЫ «ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА»  Малкович Н.Д. портфолио ученика начальной школы

ПРИМЕР СТРУКТУРЫ «ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА»

Малкович Н.Д. портфолио ученика начальной школы

  • Титульный лист
  • Первый раздел “Официальные документы”
  • Второй раздел “Творческие работы и социальная практика”
  • Третий раздел “Отзывы и рекомендации”
  • Четвертый раздел “Общая информация”

ПРИМЕР СТРУКТУРЫ «ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА »

  • Структура портфолио Волжская СОШ
  • 1. мой мир ( «портрет «: включается важная для ребенка информация по нарпавлениям: личные данные, мини эссе моя семья. Мое имя, моя родина, хобби).
  • 2. мои цели : цели в учебном году и четверти, таблица продвижения к цели, лестница успеха)
  • 3. социальная практика : поручения в классе, выпуск в стенгазеты, участие в субботниках, линейках, советах школы, оказание помощи, др внеурочная деятельность и тд).
  • 4. мои достижения (мини-эссе: «размышления на тему… «, стимулы в учебе –примеры из жизни, «стимулы» , «мои открытия – то что узнал самостоятельно нового» , «размышления о занятии – рефлексивный анализ занятия», «творческие работы – стихи, фото, сказки, рисунки и тд» , «награды – дипломы, сертификаты, благодарственные письма и тд, «
  • 5. мои впечатления : отзывы о посещении театра, выставок и тд; план путешествий по городу, стране, миру
  • 7. отзывы и пожелания : от учителей, родителей, педагогов доп. образования (заключение о качестве выполненной работы, выступлении, самоанализ выполненной деятельности, и др).

ОФОРМЛЕНИЕ И СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА «ПОРТФОЛИО КЛАССА»  Портфолио класса может быть как в электронном варианте, так и в бумажном. Вариант портфолио класса (Горпиныч А.В.) 1 . Общий портрет класса , включающий подписанные фотографии учеников и классного руководителя. Или же это может быть групповое фото. 2. Информация о каждом из учеников (фамилия и имя, дата рождения, контактные данные, состав семьи, увлечения и хобби, должность в системе  самоуправления класса). 3. Планы проведения различных мероприятий в классе (олимпиады, конференции, конкурсы, экскурсии и т. д.). 4. Раздел посвященный достижениям класса , с прикрепленными копиями грамот, дипломов, фотографиями и прочим. 5. Раздел, посвященный общественной жизни класса . Здесь могут быть фотографии с субботников, акций помощи ветеранам и других мероприятий. 6. Раздел посвященный увлечениям учеников с фотографиями работ (вышивки, рисунки, модели и т. д.).   По  желанию в портфолио класса можно добавить и другие материалы.

ОФОРМЛЕНИЕ И СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА «ПОРТФОЛИО КЛАССА»

Портфолио класса может быть как в электронном варианте, так и в бумажном.

Вариант портфолио класса (Горпиныч А.В.)

  • 1 . Общий портрет класса , включающий подписанные фотографии учеников и классного руководителя. Или же это может быть групповое фото.
  • 2. Информация о каждом из учеников (фамилия и имя, дата рождения, контактные данные, состав семьи, увлечения и хобби, должность в системе  самоуправления класса).
  • 3. Планы проведения различных мероприятий в классе (олимпиады, конференции, конкурсы, экскурсии и т. д.).
  • 4. Раздел посвященный достижениям класса , с прикрепленными копиями грамот, дипломов, фотографиями и прочим.
  • 5. Раздел, посвященный общественной жизни класса . Здесь могут быть фотографии с субботников, акций помощи ветеранам и других мероприятий.
  • 6. Раздел посвященный увлечениям учеников с фотографиями работ (вышивки, рисунки, модели и т. д.).
  •   По  желанию в портфолио класса можно добавить и другие материалы.

Более подробно о портфолио можно узнать:

Более подробно о портфолио можно узнать:

  • Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: 1976.
  • Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. 2004, № 5. С. 56-59.
  • Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. 2004, № 2. С.48-56.
  • Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.
  • Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт.-сост. Т. И. Тюляева. - М.: Верната-Граф, 2011.
  • Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. 2004, № 3. С. 32-36.
  • Технология «Портфолио « – ведущий показатель целостной системы оценки качества образования Красноперова Т.В . , http://festival.1september.ru/articles/572189
  • Камзеева Е.Е. Портфолио ученика. // Физика в школе. 2005 . – №8, стр. 64-66.
  • Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007.
  • Портфолио достижений ученика - шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа. - 2004. - № 5. - С.65 - 67.
  • Портфолио ученика начальной школы Малкович Н.Д. http://festival.1september.ru/articles/649773 /


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"портфолио класса" в современной педагогической практике

Автор: Айнуллина Любовь Андреевна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190032

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Образовательная технология "портфолио класса" в современной педагогической практике "
    ["seo_title"] => string(95) "obrazovatiel-naia-tiekhnologhiia-portfolio-klassa-v-sovriemiennoi-piedaghoghichieskoi-praktikie"
    ["file_id"] => string(6) "190029"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427096055"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Важность портфолио в развитие личности и школьной мотивации. "
    ["seo_title"] => string(63) "vazhnost-portfolio-v-razvitiie-lichnosti-i-shkol-noi-motivatsii"
    ["file_id"] => string(6) "158098"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421685734"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Важность портфолио в развитии личности и школьной мотивации. "
    ["seo_title"] => string(62) "vazhnost-portfolio-v-razvitii-lichnosti-i-shkol-noi-motivatsii"
    ["file_id"] => string(6) "158106"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421686369"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Современные средства оценивания  результатов освоения  ООП  ООО по биологии"
    ["seo_title"] => string(83) "sovriemiennyie-sriedstva-otsienivaniia-riezul-tatov-osvoieniia-oop-ooo-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "253179"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447527761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства