Данная презентация предназначена для учителей- логопедов школ. Может быть использована на заседаниях МО учителей начальных классов или родительских собраниях
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Почему не каждому дается грамота»
Почему не каждому дается грамота?
Учитель- логопед
МОУ «Дубровская СОШ»
Андриевская Н. К.
Стойкое нарушение
чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ ,
письма – ДИСГРАФИЕЙ
Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.
Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией.
ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков
в 3–4 раза чаще, чем у девочек.
Дети с дислексией
допускают следующие ошибки
при чтении:
пропускают звуки
добавляют ненужные звуки
искажают звучание слов
меняют буквы местами
иногда пропускают начальные слоги слов
медленно читают
Дисграфия-
специфические расстройства письма,
не связанные с незнанием
орфографических правил,
обусловленные неполноценностью работы
тех анализаторов
и психических процессов,
которые обеспечивают письмо в норме.
Ошибки носят стойкий характер.
Три вида слуха
Физический.
Музыкальный.
Речевой.
Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы
Для полноценного обучения ребенок должен иметь:
удовлетворительное интеллектуальное развитие
речевой слух
особое зрение на буквы
Необходимо помнить, что
все ошибки, которые можно отнести
к дисграфическим и дислексическим,
специфичны
типичны
носят стойкий характер
Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки,
которые можно отнести к специфическим,
но они редки, от случая к случаю
или вообще единичны, то это,
скорее всего, результат переутомления, невнимательности.
Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.
акустическая дисграфия- наблюдается неразличение акустически сходных звуков. Например: голова-колова или горова.
артикуляторно- акустическая дисграфия- звуки заменяются в устной речи, замены переносятся на письмо.
дисграфия на почве нарушения фонематического анализа и синтеза слов- ошибки выражаются в пропусках, недописывании букв, слиянии нескольких слов или разделении слов на части.
оптическая- взаимозамены графически сходных букв.
подвид- зеркальная дисграфия.
аграмматическая дисграфия- наличии аграмматизмов в устной речи. Например: соленая огурец.
смешанный вид дисграфии, при котором у одного ребенка на письме можно встретить ошибки, характеризующие различные виды дисграфий.
Выделяют
Виды работ при различных видах дисграфии: Акустическая дисграфия
Выделение из предложения слов,
содержащих данный звук.
Запись слов выборочно с одним
из дифференцируемых звуков.
Графические диктанты, где слова обозначаются ______ ,
и над чертой обозначается заданный звук или 2 дифференцируемых звука.
Запись в 2 колонки слов с дифференцируемыми звуками.
Цифровой диктант- запись номера (места) звука в слове.
Артикуляторно- акустическая дисграфия
Используются упражнения, аналогичные тем, которые используются при акустической дисграфии.
Дисграфия на почве нарушения фонематического анализа и синтеза слов
Выделить из слова ударный слог.
Воспроизвести данный ряд звуков
(постепенно увеличивая интервал между заданием
и воспроизведением).
Слоговой синтез (возможно использовать дополнительные задания- определить часть речи составленных слов,
составить с ними предложения).
Цифровой диктант- записать номер (место) звука в слове.
Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков.
Подобрать слова на каждый звук данного слова,
например: Д О М
дыня ослик март
«Зашифруй текст»
Цель: показать слого - ритмическую структуру слова.
Таким образом может быть зашифрован любой текст.
Задание: «Графически запишите текст. Безударный слог х , ударный Х »
Текст: Запись в тетрадях:
Плетет паучок сети.хХ ххХ Хх
Сплел, притаился.Х ххХх
«Попадет муха большая- наемся».ххХ Хх хХх хХх
Летела мимо птичка- синичка.хХх Хх Хх хХх
Задела сети паучка.хХх Хх ххХ
Паучок думает:ххХ Ххх
«Большая муха попалась».хХх Хх хХх
Оптическая дисграфия
Игра «Путешествие»
а
1
б
2
в
3
г
4
д
5
е
6
Приемы работы по коррекции оптической дисграфии в основном построены на зрительных образах букв.
При смешении на письме Т/П схематично изображаем Т-///, а П-//.
При смешении на письме Б/Д схематично изображаем Б- белка, хвостик вверх, Д-дятел, хвостик вниз.
При смешении на письме О/А схематично изображаем А- треугольник, О- овал.
Д М, Д М
Работа строится на дифференциации этих символов в слогах, словах, предложениях
Аграмматическая дисграфия
«Какой предмет».
Цель: учить детей образовывать относительные имена прилагательные .
«Чей хвост?»
Цель: учить детей образовывать притяжательные прилагательные.