Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте из цикла «Путешествие в страну звуков» с элементами логоритмики в подготовительной логопедической группе.
«Путешествие со звуком «Ч».
Тема : звук [Ч '], буква Ч.
Вид занятия: интегрированное, по обучению грамоте и с элементами логоритмики.
Цель занятия: формирование фонематической системы речи навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи:
1.Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные; твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки.
2.Закрепить характеристику звука [Ч ']- согласный, мягкий, глухой.
3.Формировать и закреплять графический образ буквы Ч.
4.Развивать артикуляционную и мимическую моторику, общую и мелкую моторику.
5.Развивать слуховое внимание, умение согласованно выполнять движение и петь.
6.Развивать воображение, внимание, речь.
7.Закрепить умение из частей составлять цело.
Оборудование и материалы :макеты облаков (три штуки), квадраты трёх цветов (красный, зелёный, синий) и схемы для звукового анализа (по количеству детей),фотографии- отгадки ( лиса, волк, коза, зебра, утка),схема с изображением автобуса и медведя, разрезные буквы (ч),дощечки покрытые слоем пластилина,семена фасоли, гороха, аудиозаписи: песни «Автобус» Е.Железновой, «Самолёты» музыкально-ритмическая игра,кукла БИ-БА-БО медведь.
Ход занятия.
Воспитатель: К нам в сад прилетели облака!
-Сколько их? (Три).
- В каком они настроении? (Грустные).
-Как вы думаете почему? (Ответы детей).
Я расскажу вам. Летали облака, играли, всё им знакомо и понятно на небе. И решили они спуститься на землю, в поисках неизведанного. Залетели в детский сад. Каждый из них нашёл новые и непонятные предметы, как разобраться что и для чего? Кто поможет? (мы).
Воспитатель загадывает загадки и достаёт из коробочки звуковые схемы и цветные квадраты (Красный, зелёный, синий).
Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку- отгадку, дети выкладывают схемы слов,дают характеристику каждому звуку.
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.
Лиса.(согласный мягкий, гласный,согласный твердый, гласный)
Серовато, зубовато.
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк.)
Она не буренка,
Но все же пока
Дает ежедневно
Кувшин молока.
Ей дай только волю -
Семь дней не пройдет -
Повсюду с деревьев
Кору обдерет. (Коза.)
Не слыша волны океанской,
Морского простора не зная,
В далекой степи африканской
Резвится тельняшка морская (.Зебра.)
Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Все это шутка,
Ну конечно это - (утка).
Воспитатель: Спасибо, с загадками и со схемами помогли разобраться облаку! Какое стало у него настроение? ( Весёлое).
Поможем второму облаку.
Воспитатель достаёт из пакета две загадки
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках!( Автобус.)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь.)
Воспитатель: и с загадками была вот такая схема (показывает схему). Что она обозначает? (на автобусе поехать к медведю).
Правильно, занимайте скорее места в автобусе и поедем! Песня «Автобус» Е. Железновой.Дети поют и выполняют движения в соответствии с текстом.
Воспитатель : Приехали мы в гости к мишке! (Здравствуй мишенька - медведь.)
Воспитатель разговаривает с детьми от лица сказочного героя:,используя медведя би – ба- бо.
-Здравствуйте ребята. Слышал я, что вам известна буква похожая на цифру 4. Что это за буква ( буква Ч).
-Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами,друзья, буквы путать нам нельзя.
Повторяйте за мной (артикуляционная гимнастика).
Чо-чо-чо, чо-чо-чо -
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу -
Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча -
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи -
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу,чу-чу-чу –
Ну, тогда пойду к врачу.
Расскажите мне ребята, какой звук повторяется много раз? ( [Ч ]).
Этот звук не простой, а скажите мне какой? (согласный мягкий и глухой).
Мишка:
- Был у меня этот звук, но заблудился. Помогите найти.
Речевая игра «Звук заблудился».
1.На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам)-
Скок да скок!
2. Синеет море перед нами,
Летают майки (чайки) над волнами.
3.Волками и на страх кабан (чабан) пасёт овец в горах.
4 Наевшись рыбы до отвала на море гайка (чайка) отдыхала.
Молодцы, нашли звук. Помогите теперь букву Ч составить из палочек.(дети выкладывают на ковре букву Ч из элементов ).
Спасибо, ребята, поиграли мы, подарю я вам дощечки и разные семена, может вам пригодиться. До свиданья, а мне пора в берлогу.
Воспитатель:
-Ребята, автобус уехал,мы найдём дорогу сами. Становитесь друг за другом, пойдём по извилистой тропинке.(дети змейкой идут за воспитателем).
-Вернулись мы в детский сад. Посмотрите, а облако грустное, наверное, секрет в мишкиных подарках. Присядем за столы и выложим букву Ч. (дети выкладывают букву из фасолей и гороха на выбор).
-Посмотрите, облако стало весёлое, ему нравятся ваши буквы.
-Ребята, а почему третье облако всё грустит. Посмотрим,что у него в пакете.(воспитатель достаёт загадку про самолёт).
Облака часто видят в небе самолёты, давайте и мы полетаем- поиграем.
«Самолёты» музыкально-ритмическая игра.
Воспитатель:-Вот и полетали, поиграли. Посмотрите, веселые облака улетают к себе на небо и нам пора возвращаться в группу.
-Ребята, вам понравилось играть?
-А что вам запомнилось?
-Что вы делали сегодня?
-Свои поделки поставим на полочку, а вечером заберёте домой, покажете родителям.