Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения детей с задержкой психического развития»
Особенности обучения детейс задержкой психического развития в классах коррекцииУчительначальных классов:Линюк Н.П.
ЗПР
Заде́ржка психи́ческого разви́тия -
нарушение нормального темпа психического развития , когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста
Количество детей с нарушениями в развитии по статистическим данным составляет от 6 до 11 %
Причины
медико-биологические
социально-психологические
Основные черты детей с ЗПР:
повышенная истощаемость
низкая работоспособность
незрелость эмоций, воли, поведения
ограниченный запас общих сведений и представлений
бедный словарный запас
восприятие характеризуется замедленностью
трудности словесно-логических операций
страдают все виды памяти
необходим более длительный период
для приема и переработки информации
Причины задержки психического развития:
Социальные
Биологические
патология беременности
длительное ограничение жизнедеятельности ребенка
Недоношенность
неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка
асфиксия и травмы при родах
заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка
Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения
генетическая обусловленность
Основные клинические типы ЗПР
(Лебединская К. С., 1982)
ЗПР конституционального происхождения
ЗПР психогенного происхождения
ЗПР соматогенного происхождения
ЗПР церебрально – органического генеза
ЗПР конституционального происхождения
Психический и психофизический инфантилизм: инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики.
Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения; в школьном возрасте преобладают игровые интересы
Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны, очень быстро устают от учебной деятельности.
ЗПР самотогенного
происхождения
Длительные хронические заболевания
(хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов)
Физическая и психическая астения (у детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость)
Врождённые и приобретенные пороки развития соматической сферы (например, сердце);
Аллергические состояния,
детские неврозы
ЗПР психогенного происхождения
Неблагоприятные условия воспитания (асоциальная семья, воспитание по типу гиперопеки, неблагополучные социальные условия)
Стойкие отклонения нервно – психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности.
Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений
ЗПР церебрально – органического происхождения
Органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза (конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка).
При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС
Факторы риска
Наследственность
Патология беременности или родов матери
Хронические заболевания у родителей
Неблагоприятная экологическая обстановка
Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка
Курение матери во время беременности
Алкоголизм родителей
Неполная семья
Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе
1 .
Активизация познавательной деятельности учащихся
Активизация познавательной деятельности учащихся
2 .
Повышение уровня их умственного развития
Повышение уровня их умственного развития
3.
Нормализация учебной деятельности
Нормализация учебной деятельности
4.
Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития
Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития
5.
Социально-трудовая адаптация
Социально-трудовая адаптация
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения