kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности обучения детей с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит рекомендации по обучению детей с ЗПР. Описываются принципы и методы работы с данными детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения детей с задержкой психического развития»

Особенности обучения детей  с задержкой психического развития в классах коррекции      Учитель  начальных классов:  Линюк Н.П.

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции Учитель начальных классов: Линюк Н.П.

ЗПР Заде́ржка психи́ческого разви́тия -  нарушение нормального темпа психического развития , когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста

ЗПР

Заде́ржка психи́ческого разви́тия -

нарушение нормального темпа психического развития , когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста

Количество детей с нарушениями в развитии по статистическим данным составляет от 6 до 11 % Причины медико-биологические социально-психологические Основные черты детей с ЗПР: повышенная истощаемость низкая работоспособность незрелость эмоций, воли, поведения ограниченный запас общих сведений и представлений бедный словарный запас восприятие характеризуется замедленностью трудности словесно-логических операций страдают все виды памяти необходим более длительный период  для приема и переработки информации

Количество детей с нарушениями в развитии по статистическим данным составляет от 6 до 11 %

Причины

  • медико-биологические
  • социально-психологические

Основные черты детей с ЗПР:

  • повышенная истощаемость
  • низкая работоспособность
  • незрелость эмоций, воли, поведения
  • ограниченный запас общих сведений и представлений
  • бедный словарный запас
  • восприятие характеризуется замедленностью
  • трудности словесно-логических операций
  • страдают все виды памяти
  • необходим более длительный период

для приема и переработки информации

Причины задержки психического развития: Социальные Биологические патология беременности длительное ограничение жизнедеятельности ребенка Недоношенность неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка асфиксия и травмы при родах заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения генетическая обусловленность

Причины задержки психического развития:

Социальные

Биологические

патология беременности

длительное ограничение жизнедеятельности ребенка

Недоношенность

неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка

асфиксия и травмы при родах

заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка

Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения

генетическая обусловленность

Основные клинические типы ЗПР (Лебединская К. С., 1982) ЗПР конституционального происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР церебрально – органического генеза

Основные клинические типы ЗПР

(Лебединская К. С., 1982)

ЗПР конституционального происхождения

ЗПР психогенного происхождения

ЗПР соматогенного происхождения

ЗПР церебрально – органического генеза

ЗПР конституционального происхождения Психический и психофизический инфантилизм: инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения; в школьном возрасте преобладают игровые интересы Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны, очень быстро устают от учебной деятельности.

ЗПР конституционального происхождения

Психический и психофизический инфантилизм: инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики.

Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения; в школьном возрасте преобладают игровые интересы

Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны, очень быстро устают от учебной деятельности.

ЗПР самотогенного происхождения Длительные хронические заболевания (хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов) Физическая и психическая астения (у детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость) Врождённые и приобретенные пороки развития соматической сферы (например, сердце);   Аллергические состояния, детские неврозы

ЗПР самотогенного

происхождения

Длительные хронические заболевания

(хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов)

Физическая и психическая астения (у детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость)

Врождённые и приобретенные пороки развития соматической сферы (например, сердце);

 

Аллергические состояния,

детские неврозы

ЗПР психогенного происхождения Неблагоприятные условия воспитания (асоциальная семья, воспитание по типу гиперопеки, неблагополучные социальные условия) Стойкие отклонения нервно – психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений

ЗПР психогенного происхождения

Неблагоприятные условия воспитания (асоциальная семья, воспитание по типу гиперопеки, неблагополучные социальные условия)

Стойкие отклонения нервно – психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности.

Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений

ЗПР церебрально – органического происхождения Органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза (конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка). При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС

ЗПР церебрально – органического происхождения

Органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза (конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка).

При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС

Факторы риска

Факторы риска

  • Наследственность
  • Патология беременности или родов матери
  • Хронические заболевания у родителей
  • Неблагоприятная экологическая обстановка
  • Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка
  • Курение матери во время беременности
  • Алкоголизм родителей
  • Неполная семья
  • Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе
1 . Активизация познавательной деятельности учащихся Активизация познавательной деятельности учащихся 2 . Повышение уровня их умственного развития Повышение уровня их умственного развития 3. Нормализация учебной деятельности Нормализация учебной деятельности 4. Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития 5. Социально-трудовая адаптация Социально-трудовая адаптация Основные задачи коррекционно-развивающего обучения

1 .

  • Активизация познавательной деятельности учащихся
  • Активизация познавательной деятельности учащихся

2 .

  • Повышение уровня их умственного развития
  • Повышение уровня их умственного развития

3.

  • Нормализация учебной деятельности
  • Нормализация учебной деятельности

4.

  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития
  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития

5.

  • Социально-трудовая адаптация
  • Социально-трудовая адаптация

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения

Деятельность учителя, работающего с детьми с ЗПР Диагностика уровня развития ребенка Составление индивидуального образовательного маршрута Отслеживание динамики развития ребенка Взаимодействие со специалистами и родителями Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка Реализация коррекционной направленности  учебно-воспитательного процесса

Деятельность учителя, работающего с детьми с ЗПР

  • Диагностика уровня развития ребенка
  • Составление индивидуального образовательного маршрута
  • Отслеживание динамики развития ребенка
  • Взаимодействие со специалистами и родителями
  • Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка
  • Реализация коррекционной направленности

учебно-воспитательного процесса

Принципы обучения детей с ЗПР

Принципы обучения детей с ЗПР

  • усиление практической направленности изучаемого материала
  • опора на жизненный опыт
  • ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами
  • необходимость и достаточность в определении объема изученного материала
  • введение в содержание учебных программ коррекционных разделов
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР

  • Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности
  • Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР
  • Индивидуальный подход
  • Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями
  • Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий
  • Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий
  • Использование многократных указаний, упражнений
  • Проявление большого такта со стороны учителя
  • Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы
  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
  • Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций
ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  • общая коррекционная направленность процесса обучения,
  • увеличение срока обучения,
  • малая наполняемость класса,
  • щадящий режим,
  • соответствующий учебный план,
  • увеличение количества часов на трудный раздел программы,
  • использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,
  • создание положительной атмосферы на уроке,
  • постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,
  • создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,
  • опора на игру,
  • целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.
Система работы Качественная диагностика Переподготовка педагогов Охранительный режим при обучении Взаимодействие с родителями

Система работы

Качественная диагностика

Переподготовка педагогов

Охранительный режим при обучении

Взаимодействие с родителями


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Особенности обучения детей с задержкой психического развития

Автор: Линюк Наталия Петровна

Дата: 05.05.2017

Номер свидетельства: 413448

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Социально-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития "
    ["seo_title"] => string(89) "sotsial-no-piedaghoghichieskaia-rabota-s-diet-mi-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "128578"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415537813"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Статья «Роль дидактической игры для коррекции памяти у детей с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(96) "statiaroldidaktichieskoiighrydliakorriektsiipamiatiudietieiszadierzhkoipsikhichieskoghorazvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "306428"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458128791"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Статья «Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и  методы  ее коррекции» "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-osobiennosti-poznavatiel-noi-sfiery-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-i-mietody-ieie-korriektsii"
    ["file_id"] => string(6) "178846"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424885535"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Статья: "Некоторые особенности детей с задержкой психического развития" "
    ["seo_title"] => string(81) "stat-ia-niekotoryie-osobiennosti-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "185978"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426261414"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(146) "adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatiel-naia-programma-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-po-priedmietu-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444239338"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства