Статья: "Некоторые особенности детей с задержкой психического развития"
Статья: "Некоторые особенности детей с задержкой психического развития"
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности. Соответственно понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями, либо находящимися в настоящий момент в условиях депривации.
Патогенетическую основу ЗПР составляет замедление темпа созревания лобных отделов головного мозга, что и приводит к частичному нарушению психического развития.
Поскольку ЗПР является сложным полиморфным нарушением, у различных детей будут страдать разные компоненты психической, психологической, физической деятельности.
Можно выделить следующие причины возникновения задержки психического развития.
1.Минимальные /слабовыраженные/ органические повреждения центральной нервной системы, возникающие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном,
природовом, раннем периоде жизни ребенка.
2.Функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникающая в результате воздействия патогенетических факторов (эндокринные, хромосомные нарушения), проистекающих в результате внутриутробной патологии, при родовой патологии, в раннем периоде жизни ребенка.
3.Хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве, например расстройство питания при рано перенесенной дизентерии, при длительной диспепсии и дистрофиях (тяжелых желудочно – кишечных заболеваниях на ранних этапах жизни.)
4.Стрессовые психотравмирующие факторы, например дисгармоничные отношения в семье, развод, смена места жительства, изменения в составе семьи. Здесь нам бы хотелось подробно описать неблагоприятные условия семьи, которые оказывают травмирующее влияние на психику ребенка, в результате чего возникает патологическое развитие личности. Первое это - гипоопека в семье.
В результате безнадзорности, у ребенка не воспитываются формы поведения, позволяющие тормозить возникающие аффекты, а также чувство долга, ответственности, не стимулируется развитие познавательной деятельности. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной внушаемости, аффективной лабильности, импульсивности. В результате ребенок не обладает достаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для обучения в школе.
Второе обусловлено гиперопекой. Мелочная опека приводит к формированию у ребенка эгоизма и эгоцентризма, лени, паразитической установки.
В третьих, в семьях, где имеет место жестокости, деспотичности, агрессивности происходит аномальное развитие ребенка. Такие условия задерживают развитие познавательной деятельности и способствуют формированию эмоционально незрелой личности: боязливой, нерешительной, пассивной.
5.Длительная депривация, например педагогическая запущенность детей с сенсорными дефектами или пребывание с момента рождения в доме ребенка.
Симптомы задержки развития, как правило, неярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредствованным формам деятельности, задержка психического развития становится явной.
При поступлении в школу у детей с задержкой психического развития наблюдается следующие симптомы:
не воспринимают школьные требования;
не интересуется школьным процессом;
не подчиняются правилам поведения в школе.
К окончанию первого класса массовой школы не справляются с программой и в чтении, письме, счете обнаруживают сходные ошибки:
элементарные счетные операции вызывают трудности;
не знают букв;
испытывают проблемы при звуко-буквенном анализе;
не умеют писать под диктовку
Характеристика детей с задержкой психического развития
1.Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатка моторики, особенно мелкой.
2.Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой истощаемостью и утомляемостью, вследствие чего быстро утомляются, что в совокупности с другими особенностями является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков.
3.Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны. Инфантилизм – первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональный незрелости, несформированности, произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения, низкому уровню самоконтроля.
4.Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Однако наглядно – действенное мышление развито лучше, чем наглядно – образное и словесно – логическое.
Имеют затруднения в определении причинно – следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Это легко выявляется при предъявлении им теста на составление рассказов по серии сюжетных картинок. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов.
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий.
5.Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения, например аграмматизм.
6.Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость. Как следствие, дети легко отвлекаются на уроках и быстро утомляются.
7.Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема. Например, дети с ЗПР с трудом выделяют объект из фона. На уровень восприятия, также влияют условия восприятия, например, нестандартное или непривычное для них положение объекта восприятия.
8.Память отличается малым объемом, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (запоминание однозначных чисел, знакомых слов, элементарного текста) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении то, что было выучено, забывается полностью или отличается неточностью и трудностью воспроизведения. Основным приемом заучивания является механическое многократное повторение (зубрежка). Запоминание сложного материала, требующего понимания и логических приемов переработки информации значительно снижено. Непроизвольное запоминание также ниже границы нормы.
9.Высшая форма игровой деятельности (сюжетно – ролевая игра) не сформирована.
10.Особенности обучения в школе. Вследствие того, что дети не достигли уровня развития, необходимого для перехода к учебной деятельности, и ведущим видом деятельности для них остается игра, они не усваивают знания, предусмотренные программой массовой школы. Поскольку им свойственен низкий уровень самоконтроля, они не умеют планировать и осуществлять усилия, направленные на достижение поставленной цели, что проявляется в пропуске уроков, невыполнении школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала. Уже в первом классе на основе сравнения и осознания своего неуспеха в учебной деятельности у них складывается отрицательное отношение к школе, учению, что приводит к формированию чувства неполноценности и еще больше усугубляет ситуацию.
В работе с детьми ЗПР мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Выявление готовности к обучению в школе.
2. Определение уровня сформированности школьных навыков.
3. Определение причин, вызывающих трудности в усвоении школьной программы и адаптации.
Для решения этих задач мы используем комплекс методик. Некоторые из них мы предлагаем внизу.
1. Субтест «Осведомленность» - для получения информации о кругозоре ребенка; ( Векслер)
2. «Недостающие детали» - для характеристики внимания; (Векслер)
3. «Последовательные картинки» - для выявления сформированности пространственного анализа и синтеза на наглядно – действенном уровне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: "Некоторые особенности детей с задержкой психического развития" »
Алматинская область
Панфиловский район
город Жаркент
сш. имени Х.Хамраева
Педагог – психолог
Саитова Асиям Кадыровна
Некоторые особенности детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности. Соответственно понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями, либо находящимися в настоящий момент в условиях депривации.
Патогенетическую основу ЗПР составляет замедление темпа созревания лобных отделов головного мозга, что и приводит к частичному нарушению психического развития.
Поскольку ЗПР является сложным полиморфным нарушением, у различных детей будут страдать разные компоненты психической, психологической, физической деятельности.
Можно выделить следующие причины возникновения задержки психического развития.
Минимальные /слабовыраженные/ органические повреждения центральной нервной системы, возникающие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном,
природовом, раннем периоде жизни ребенка.
Функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникающая в результате воздействия патогенетических факторов (эндокринные, хромосомные нарушения), проистекающих в результате внутриутробной патологии, при родовой патологии, в раннем периоде жизни ребенка.
Хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве, например расстройство питания при рано перенесенной дизентерии, при длительной диспепсии и дистрофиях (тяжелых желудочно – кишечных заболеваниях на ранних этапах жизни.)
Стрессовые психотравмирующие факторы, например дисгармоничные отношения в семье, развод, смена места жительства, изменения в составе семьи. Здесь нам бы хотелось подробно описать неблагоприятные условия семьи, которые оказывают травмирующее влияние на психику ребенка, в результате чего возникает патологическое развитие личности. Первое это - гипоопека в семье.
В результате безнадзорности, у ребенка не воспитываются формы поведения, позволяющие тормозить возникающие аффекты, а также чувство долга, ответственности, не стимулируется развитие познавательной деятельности. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной внушаемости, аффективной лабильности, импульсивности. В результате ребенок не обладает достаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для обучения в школе.
Второе обусловлено гиперопекой. Мелочная опека приводит к формированию у ребенка эгоизма и эгоцентризма, лени, паразитической установки.
В третьих, в семьях, где имеет место жестокости, деспотичности, агрессивности происходит аномальное развитие ребенка. Такие условия задерживают развитие познавательной деятельности и способствуют формированию эмоционально незрелой личности: боязливой, нерешительной, пассивной.
Длительная депривация, например педагогическая запущенность детей с сенсорными дефектами или пребывание с момента рождения в доме ребенка.
Симптомы задержки развития, как правило, неярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредствованным формам деятельности, задержка психического развития становится явной.
При поступлении в школу у детей с задержкой психического развития наблюдается следующие симптомы:
не воспринимают школьные требования;
не интересуется школьным процессом;
не подчиняются правилам поведения в школе.
К окончанию первого класса массовой школы не справляются с программой и в чтении, письме, счете обнаруживают сходные ошибки:
элементарные счетные операции вызывают трудности;
не знают букв;
испытывают проблемы при звуко-буквенном анализе;
не умеют писать под диктовку
Характеристика детей с задержкой психического развития
Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатка моторики, особенно мелкой.
Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой истощаемостью и утомляемостью, вследствие чего быстро утомляются, что в совокупности с другими особенностями является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков.
Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны. Инфантилизм – первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональный незрелости, несформированности, произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения, низкому уровню самоконтроля.
Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Однако наглядно – действенное мышление развито лучше, чем наглядно – образное и словесно – логическое.
Имеют затруднения в определении причинно – следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Это легко выявляется при предъявлении им теста на составление рассказов по серии сюжетных картинок. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов.
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий.
Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения, например аграмматизм.
Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость. Как следствие, дети легко отвлекаются на уроках и быстро утомляются.
Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема. Например, дети с ЗПР с трудом выделяют объект из фона. На уровень восприятия, также влияют условия восприятия, например, нестандартное или непривычное для них положение объекта восприятия.
Память отличается малым объемом, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (запоминание однозначных чисел, знакомых слов, элементарного текста) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении то, что было выучено, забывается полностью или отличается неточностью и трудностью воспроизведения. Основным приемом заучивания является механическое многократное повторение (зубрежка). Запоминание сложного материала, требующего понимания и логических приемов переработки информации значительно снижено. Непроизвольное запоминание также ниже границы нормы.
Высшая форма игровой деятельности (сюжетно – ролевая игра) не сформирована.
Особенности обучения в школе. Вследствие того, что дети не достигли уровня развития, необходимого для перехода к учебной деятельности, и ведущим видом деятельности для них остается игра, они не усваивают знания, предусмотренные программой массовой школы. Поскольку им свойственен низкий уровень самоконтроля, они не умеют планировать и осуществлять усилия, направленные на достижение поставленной цели, что проявляется в пропуске уроков, невыполнении школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала. Уже в первом классе на основе сравнения и осознания своего неуспеха в учебной деятельности у них складывается отрицательное отношение к школе, учению, что приводит к формированию чувства неполноценности и еще больше усугубляет ситуацию.
В работе с детьми ЗПР мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Выявление готовности к обучению в школе.
2. Определение уровня сформированности школьных навыков.
3. Определение причин, вызывающих трудности в усвоении школьной программы и адаптации.
Для решения этих задач мы используем комплекс методик. Некоторые из них мы предлагаем внизу.
1. Субтест «Осведомленность» - для получения информации о кругозоре ребенка; ( Векслер)
2. «Недостающие детали» - для характеристики внимания; (Векслер)
3. «Последовательные картинки» - для выявления сформированности пространственного анализа и синтеза на наглядно – действенном уровне.
Субтест1
ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ
Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания N 1, прекратить при 5 отрицательных ответах подряд начинать с задания N 4. Если одно из заданий N 4, N 5 или N 6 не выполнено, то прежде, чем переходить к следующему, необходимо возвратиться к заданиям NN 1,2,3. Если все три задания - NN 4, 5, 6 выполнены, то дать аванс за NN 1, 2, 3 и переходить к заданию N 7. Прекратить при 5 неудачах подряд. Оценки: 1-0.
Задания и контрольные ответы
1. Сколько у тебя ушей?
1:Два Пара.
2. Как называется этот палец?
1: Указательный
3. Сколько ног у собаки?
1: Четыре
От какого животного мы получаем молоко?
1: От коровы (или козы, или верблюда)
Что нужно сделать, чтобы вода закипела?
1: Поставить на огонь (или газ, или плиту) Нагреть
6. В каком магазине продают сахар?
1: В продовольственном (или гастрономе, или булочной, или в другим, где в действительности могут продавать сахар).
Сколько копеек в пятаке? 1:Пять
Сколько дней в неделе? 1:Семь
9. Что такое пара?
1: Два. Двое, два человека (или предмета). Оценка в школе.
0: Пара ног (или предметов).
?: Это количество. Парочками ходят в детском саду. ("Верно. Так значит,
что такое пара?").
10. Назови мне четыре времени года
1: Зима, лето, осень, весна (В любом порядке).
11. Какого цвета рубины?
1: Красного (Любого от светло-розового до темно-красного)
0: Рубинового.
12. Где садится солнце?
1: На западе (При указании рукой на запад или при ответе "за горизонтом": "Верно, но какое это направление?"
0: За тучу (или горы или др.)
Субтест 2.
недостающие детали
Инструкция для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых и умственном снижении:«Сейчас я покажу тебе картинки. На них нарисованы разные предметы, но у каждого предмета чего-то не хватает, что-то не дорисовано. А ты мне попробуй сказать, что там не хватает, или покажи пальцем. Хорошо? Ну, «вот, например, что здесь не дорисовано?» Показать картинку N ) и включить секундомер.
Начинать с задания N 1. При неудаче помочь и перейти к заданию N 2 При неудаче снова помочь и перейти к заданию N 3. Больше не помогать! Прекратить при 3 неудачах подряд.
Общие правила
Испытуемый не обязательно должен правильно назвать обнаруженную им недостающую деталь. Достаточно, если он пальцем покажет или даст понять, что видит это. Например, ответы на задание N 14 «Пальца (или ногти) на одной ноге» (правильно показывая) являются приемлемыми так же, как и ответ «шпора».
При указании на другие отсутствующие детали быстро спросить: «А что еще»
При ответе «Здесь все есть», быстро сказать: «Нет, у каждого предмета чего-то не хватает».
Время для выполнения каждого задания – 15 сек.
Оценки: 1 балл за каждый правильней ответ.
недостающие детали
Субтест 3.
Разрезные картинки
Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: начинать с первой картинки.
Разместить в порядке номеров.
Объясняя, правильно сложить.
Смешать части рисунка и снова разместить в порядке номеров.
Предложить испытуемому сложить: «Теперь сделай сам, чтобы тарелка снова целой получилась". Включить секундомер. При удаче - переходить к второму рисунку. При неудаче, а) повторить демонстрацию без объяснения; 6) разместить в порядке номеров и предложить собрать. Оценки: за выполнение с первой попытки - 2 балла, со 2-ой – 1 балл. Переходить к второму рисунку при любых обстоятельствах