kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья: "Некоторые особенности детей с задержкой психического развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности. Соответственно  понятие  «задержка психического развития» употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями, либо находящимися в настоящий момент в условиях депривации.

         Патогенетическую основу ЗПР составляет замедление темпа созревания лобных отделов головного мозга, что и приводит к частичному нарушению психического развития.

         Поскольку ЗПР является сложным полиморфным нарушением, у различных детей будут страдать разные компоненты психической, психологической, физической деятельности.

         Можно выделить следующие причины возникновения  задержки психического развития.

1.Минимальные /слабовыраженные/  органические повреждения центральной нервной системы,  возникающие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном,

     природовом,  раннем периоде жизни ребенка.

2.Функциональная недостаточность центральной нервной системы,  возникающая в результате воздействия патогенетических факторов (эндокринные, хромосомные нарушения), проистекающих в результате внутриутробной патологии, при родовой патологии, в раннем периоде жизни ребенка.

3.Хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве, например расстройство питания при рано перенесенной дизентерии, при длительной диспепсии и дистрофиях (тяжелых желудочно – кишечных заболеваниях на ранних этапах жизни.)

4.Стрессовые психотравмирующие факторы, например дисгармоничные отношения в семье, развод, смена места жительства, изменения в составе семьи. Здесь нам бы хотелось подробно описать  неблагоприятные условия семьи,  которые оказывают травмирующее влияние на психику ребенка,  в результате чего возникает патологическое развитие личности. Первое это  - гипоопека в семье.

     В результате безнадзорности,  у ребенка не воспитываются формы поведения,  позволяющие тормозить возникающие аффекты, а также чувство долга, ответственности, не стимулируется развитие познавательной деятельности. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной внушаемости, аффективной лабильности, импульсивности. В результате ребенок не обладает достаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для обучения в школе.

     Второе  обусловлено гиперопекой. Мелочная опека приводит к формированию у ребенка эгоизма и эгоцентризма, лени, паразитической установки.

     В третьих, в семьях, где имеет место жестокости, деспотичности, агрессивности происходит аномальное развитие ребенка. Такие условия задерживают развитие познавательной деятельности и способствуют формированию эмоционально незрелой личности: боязливой, нерешительной, пассивной.

5.Длительная депривация,  например педагогическая запущенность детей с сенсорными дефектами или пребывание с момента рождения в доме ребенка.

     Симптомы задержки развития, как правило, неярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредствованным формам деятельности, задержка психического развития становится явной.

При поступлении в школу у детей  с задержкой психического развития наблюдается следующие симптомы:

         не воспринимают школьные требования;

         не интересуется школьным процессом;

         не подчиняются правилам поведения в школе.

К окончанию первого класса массовой школы не справляются с программой и в чтении, письме, счете обнаруживают сходные ошибки:

         элементарные счетные операции вызывают трудности;

         не знают букв;

         испытывают проблемы при звуко-буквенном анализе;

         не умеют писать под диктовку

Характеристика детей  с задержкой психического развития

1.Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатка моторики, особенно мелкой.

2.Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой истощаемостью и утомляемостью, вследствие чего быстро утомляются, что в совокупности с другими особенностями является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков.

3.Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны. Инфантилизм – первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональный незрелости, несформированности, произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения, низкому уровню самоконтроля.

4.Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка.  Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Однако наглядно – действенное мышление развито лучше, чем наглядно – образное и словесно – логическое.

Имеют затруднения в определении причинно – следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Это легко выявляется при предъявлении им теста на составление рассказов по серии сюжетных картинок. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов.

     Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий.

5.Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения, например аграмматизм.

6.Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость. Как  следствие, дети легко отвлекаются на уроках и быстро утомляются.

7.Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема. Например, дети с ЗПР с трудом выделяют объект из фона. На уровень восприятия, также влияют условия восприятия,   например, нестандартное или непривычное для них положение объекта восприятия.

8.Память отличается малым объемом, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (запоминание однозначных чисел, знакомых слов, элементарного текста) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении то, что было выучено, забывается полностью или отличается неточностью и трудностью воспроизведения. Основным приемом заучивания является механическое многократное повторение (зубрежка). Запоминание сложного материала, требующего понимания и логических приемов переработки информации  значительно снижено. Непроизвольное запоминание также ниже границы нормы.

9.Высшая форма игровой деятельности (сюжетно – ролевая игра) не сформирована.

10.Особенности обучения в школе. Вследствие того,  что дети не достигли уровня развития, необходимого для перехода к учебной деятельности, и ведущим видом деятельности для них остается игра, они не усваивают знания, предусмотренные программой массовой школы. Поскольку им свойственен низкий уровень самоконтроля, они не умеют планировать и осуществлять усилия, направленные на достижение поставленной цели, что проявляется в пропуске уроков, невыполнении школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала. Уже в первом классе на основе сравнения и осознания своего неуспеха в учебной деятельности у них складывается отрицательное отношение к школе, учению, что приводит к формированию чувства неполноценности и еще больше усугубляет ситуацию.

     В работе с детьми ЗПР мы ставим перед собой следующие задачи:

     1. Выявление готовности к обучению в школе.

     2. Определение уровня сформированности школьных навыков.

     3. Определение причин, вызывающих трудности в усвоении школьной программы и адаптации.

  Для  решения этих задач мы используем комплекс методик. Некоторые из них мы предлагаем внизу.

1. Субтест  «Осведомленность» - для получения  информации о кругозоре ребенка; ( Векслер)

2. «Недостающие детали» - для характеристики внимания; (Векслер)

3. «Последовательные картинки» - для выявления сформированности пространственного анализа и синтеза на наглядно – действенном уровне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Некоторые особенности детей с задержкой психического развития" »


Алматинская область

Панфиловский район

город Жаркент

сш. имени Х.Хамраева

Педагог – психолог

Саитова Асиям Кадыровна



Некоторые особенности детей с задержкой психического развития.


Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности. Соответственно понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями, либо находящимися в настоящий момент в условиях депривации.

Патогенетическую основу ЗПР составляет замедление темпа созревания лобных отделов головного мозга, что и приводит к частичному нарушению психического развития.

Поскольку ЗПР является сложным полиморфным нарушением, у различных детей будут страдать разные компоненты психической, психологической, физической деятельности.

Можно выделить следующие причины возникновения задержки психического развития.

  1. Минимальные /слабовыраженные/ органические повреждения центральной нервной системы, возникающие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном,

природовом, раннем периоде жизни ребенка.

  1. Функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникающая в результате воздействия патогенетических факторов (эндокринные, хромосомные нарушения), проистекающих в результате внутриутробной патологии, при родовой патологии, в раннем периоде жизни ребенка.

  2. Хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве, например расстройство питания при рано перенесенной дизентерии, при длительной диспепсии и дистрофиях (тяжелых желудочно – кишечных заболеваниях на ранних этапах жизни.)

  3. Стрессовые психотравмирующие факторы, например дисгармоничные отношения в семье, развод, смена места жительства, изменения в составе семьи. Здесь нам бы хотелось подробно описать неблагоприятные условия семьи, которые оказывают травмирующее влияние на психику ребенка, в результате чего возникает патологическое развитие личности. Первое это - гипоопека в семье.

В результате безнадзорности, у ребенка не воспитываются формы поведения, позволяющие тормозить возникающие аффекты, а также чувство долга, ответственности, не стимулируется развитие познавательной деятельности. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной внушаемости, аффективной лабильности, импульсивности. В результате ребенок не обладает достаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для обучения в школе.

Второе обусловлено гиперопекой. Мелочная опека приводит к формированию у ребенка эгоизма и эгоцентризма, лени, паразитической установки.

В третьих, в семьях, где имеет место жестокости, деспотичности, агрессивности происходит аномальное развитие ребенка. Такие условия задерживают развитие познавательной деятельности и способствуют формированию эмоционально незрелой личности: боязливой, нерешительной, пассивной.

  1. Длительная депривация, например педагогическая запущенность детей с сенсорными дефектами или пребывание с момента рождения в доме ребенка.

Симптомы задержки развития, как правило, неярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредствованным формам деятельности, задержка психического развития становится явной.

При поступлении в школу у детей с задержкой психического развития наблюдается следующие симптомы:

не воспринимают школьные требования;

не интересуется школьным процессом;

не подчиняются правилам поведения в школе.

К окончанию первого класса массовой школы не справляются с программой и в чтении, письме, счете обнаруживают сходные ошибки:

элементарные счетные операции вызывают трудности;

не знают букв;

испытывают проблемы при звуко-буквенном анализе;

не умеют писать под диктовку


Характеристика детей с задержкой психического развития


  1. Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатка моторики, особенно мелкой.

  2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой истощаемостью и утомляемостью, вследствие чего быстро утомляются, что в совокупности с другими особенностями является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков.

  3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны. Инфантилизм – первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональный незрелости, несформированности, произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения, низкому уровню самоконтроля.

  4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Однако наглядно – действенное мышление развито лучше, чем наглядно – образное и словесно – логическое.

Имеют затруднения в определении причинно – следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Это легко выявляется при предъявлении им теста на составление рассказов по серии сюжетных картинок. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов.

Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий.

  1. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения, например аграмматизм.

  2. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость. Как следствие, дети легко отвлекаются на уроках и быстро утомляются.

  3. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема. Например, дети с ЗПР с трудом выделяют объект из фона. На уровень восприятия, также влияют условия восприятия, например, нестандартное или непривычное для них положение объекта восприятия.

  4. Память отличается малым объемом, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (запоминание однозначных чисел, знакомых слов, элементарного текста) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении то, что было выучено, забывается полностью или отличается неточностью и трудностью воспроизведения. Основным приемом заучивания является механическое многократное повторение (зубрежка). Запоминание сложного материала, требующего понимания и логических приемов переработки информации значительно снижено. Непроизвольное запоминание также ниже границы нормы.

  5. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно – ролевая игра) не сформирована.

  6. Особенности обучения в школе. Вследствие того, что дети не достигли уровня развития, необходимого для перехода к учебной деятельности, и ведущим видом деятельности для них остается игра, они не усваивают знания, предусмотренные программой массовой школы. Поскольку им свойственен низкий уровень самоконтроля, они не умеют планировать и осуществлять усилия, направленные на достижение поставленной цели, что проявляется в пропуске уроков, невыполнении школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала. Уже в первом классе на основе сравнения и осознания своего неуспеха в учебной деятельности у них складывается отрицательное отношение к школе, учению, что приводит к формированию чувства неполноценности и еще больше усугубляет ситуацию.

В работе с детьми ЗПР мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Выявление готовности к обучению в школе.

2. Определение уровня сформированности школьных навыков.

3. Определение причин, вызывающих трудности в усвоении школьной программы и адаптации.

Для решения этих задач мы используем комплекс методик. Некоторые из них мы предлагаем внизу.

1. Субтест «Осведомленность» - для получения информации о кругозоре ребенка; ( Векслер)

2. «Недостающие детали» - для характеристики внимания; (Векслер)

3. «Последовательные картинки» - для выявления сформированности пространственного анализа и синтеза на наглядно – действенном уровне.

Субтест 1

ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ


Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания N 1, прекратить при 5 отрицательных ответах подряд начинать с задания N 4. Если одно из заданий N 4, N 5 или N 6 не выполнено, то прежде, чем переходить к следующему, необходимо возвратиться к заданиям NN 1,2,3. Если все три задания - NN 4, 5, 6 выполнены, то дать аванс за NN 1, 2, 3 и переходить к заданию N 7. Прекратить при 5 неудачах подряд. Оценки: 1-0.


Задания и контрольные ответы

1. Сколько у тебя ушей?

1:Два Пара.

2. Как называется этот палец?

1: Указательный

3. Сколько ног у собаки?

1: Четыре

  1. От какого животного мы получаем молоко?

1: От коровы (или козы, или верблюда)

  1. Что нужно сделать, чтобы вода закипела?

1: Поставить на огонь (или газ, или плиту) Нагреть

6. В каком магазине продают сахар?

1: В продовольственном (или гастрономе, или булочной, или в другим, где в действительности могут продавать сахар).

  1. Сколько копеек в пятаке?
    1:Пять

  2. Сколько дней в неделе?
    1:Семь

9. Что такое пара?

1: Два. Двое, два человека (или предмета). Оценка в школе.

0: Пара ног (или предметов).

?: Это количество. Парочками ходят в детском саду. ("Верно. Так значит,

что такое пара?").

10. Назови мне четыре времени года

1: Зима, лето, осень, весна (В любом порядке).

11. Какого цвета рубины?

1: Красного (Любого от светло-розового до темно-красного)

0: Рубинового.

12. Где садится солнце?

1: На западе (При указании рукой на запад или при ответе "за горизонтом": "Верно, но какое это направление?"

0: За тучу (или горы или др.)



Субтест 2.

недостающие детали


Инструкция для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых и умственном снижении: «Сейчас я покажу тебе картинки. На них нарисованы разные предметы, но у каждого предмета чего-то не хватает, что-то не дорисовано. А ты мне попробуй сказать, что там не хватает, или покажи пальцем. Хорошо? Ну, «вот, например, что здесь не дорисовано?» Показать картинку N ) и включить секундомер.

Начинать с задания N 1. При неудаче помочь и перейти к заданию N 2 При неудаче снова помочь и перейти к заданию N 3. Больше не помогать! Прекратить при 3 неудачах подряд.

Общие правила

  1. Испытуемый не обязательно должен правильно назвать обнаруженную им недостающую деталь. Достаточно, если он пальцем покажет или даст понять, что видит это. Например, ответы на задание N 14 «Пальца (или ногти) на одной ноге» (правильно показывая) являются приемлемыми так же, как и ответ «шпора».

  2. При указании на другие отсутствующие детали быстро спросить: «А что еще»

  3. При ответе «Здесь все есть», быстро сказать: «Нет, у каждого предмета чего-то не хватает».

  4. Время для выполнения каждого задания – 15 сек.

  5. Оценки: 1 балл за каждый правильней ответ.


недостающие детали













Субтест 3.

Разрезные картинки


Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: начинать с первой картинки.

  1. Разместить в порядке номеров.

  2. Объясняя, правильно сложить.

  3. Смешать части рисунка и снова разместить в порядке номеров.

  4. Предложить испытуемому сложить: «Теперь сделай сам, чтобы тарелка снова целой получилась". Включить секундомер. При удаче - переходить к второму рисунку. При неудаче, а) повторить демонстрацию без объяснения; 6) разместить в порядке номеров и предложить собрать. Оценки: за выполнение с первой попытки - 2 балла, со 2-ой – 1 балл. Переходить к второму рисунку при любых обстоятельствах











РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья: "Некоторые особенности детей с задержкой психического развития"

Автор: Сайтова Асиям Кадыровна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 185978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Консультация для родителей : "Влияние родительских установок на развитие детей" "
    ["seo_title"] => string(87) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-vliianiie-roditiel-skikh-ustanovok-na-razvitiie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "236234"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443986037"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Патриотическое воспитание детей с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(38) "patrioticheskoe_vospitanie_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "565072"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1606819141"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Консультация Раннее детство: "Познавательное развитие" "
    ["seo_title"] => string(59) "konsul-tatsiia-rannieie-dietstvo-poznavatiel-noie-razvitiie"
    ["file_id"] => string(6) "145187"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418855039"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Статья. "Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольника." "
    ["seo_title"] => string(84) "stat-ia-piesochnaia-animatsiia-kak-sriedstvo-vsiestoronniegho-razvitiia-doshkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "243815"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445807147"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности в себе. "
    ["seo_title"] => string(79) "vliianiie-kommunikativnykh-ighr-na-razvitiie-sotsial-noi-uvieriennosti-v-siebie"
    ["file_id"] => string(6) "234807"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443532540"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства