Особенности исследовательской деятельности школьников
Особенности исследовательской деятельности школьников
Без сомнения привлечение младших школьников к научно-исследовательской деятельности в школе позволяет всесторонне определять и развивать интеллектуальные, а также творческие способности.Активная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть, ни что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у ученика при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий, приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Приобретённые навыки в освоении принципов исследовательской деятельности находят своё дальнейшее развитие. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности исследовательской деятельности школьников»
Особенности исследовательской деятельности учащихся
Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке.
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- формируются универсальные способы учебной деятельности, что даёт импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- значительно расширяется кругозор в предметных областях;
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
- наилучшим образом развиваются творческие задатки.
Функции исследовательской деятельности:
- сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации;
- создание условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями; допрофессиональная подготовка талантливых детей.
Исследовательская деятельность проходит следующие этапы:
1. Возникновение идеи или проблемы.
2. Решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование).
3. Реализация идеи на практике.
Цель организации исследовательской работы учащихся — воспитание образованной, гармонично развитой, творческой личности; выявление и поддержка одарённых детей.
Основные задачи исследовательской деятельности школьников :
• развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
• развитие у учащихся абстрактного мышления; способности формулировать своё мнение и умения его отстаивать, а также общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
• формирование чувства ответственности за порученное дело;
• воспитание уверенности в себе и осознание значимости выполненной работы;
• привитие желания заниматься исследовательской работой в дальнейшем.
Основные особенности исследовательской деятельности учащихся:
1) самостоятельность;
2) исследование является учебным;
3) результатом исследовательской деятельности является продукт;
4) осуществляется в различных формах.
Список используемой литературы
1 . Алехина Т. Н., Силина Л. И. Управление исследовательской деятельностью учащихся в процессе обучения физике в профильных классах // Физика в школе. 2009. - №1. – с. 14-18.
2. Глазкова К. Р., Живодробова С. А. Возможности уроков-исследований для развития умений моделирования // Физика в школе. 2008. - №5. – с. 31-34.
3. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, 1999. - № 10. – с. – 42-47.
4. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т, 20с.
5. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование,1999. - № 10. – с. – 34-41.
6. Педагогический словарь под редакцией Каирова И. А. и других, в 2-ух томах, М.: Издательство Академии педагогических наук. 2005. – т. I. – 775 с.