Результаты исследовательской деятельности на уроках немецкого языка
Результаты исследовательской деятельности на уроках немецкого языка
Исследовательская деятельность на уроках немецкого языка как средство мотивации и творческой активности учащихся.
Бондаренко Елена Анатольевна
МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области»
Объект исследования: обучающиеся начальных классов
Предмет исследования: творческие формы развития познавательного интереса школьников на уроках немецкого языка на начальной ступени обучения.
Цель исследования: комплексное изучение творческих форм развития познавательного интереса школьников на уроках немецкого языка и их апробация.
Задачи исследования:
1 проанализировать понятие «творчество»
2 обосновать психолого-педагогическую сущность познавательного интереса, выявить его структуру и содержание.
3 проанализировать возрастные психологические особенности развития познавательного интереса на начальной ступени школьного обучения
4 раскрыть содержание творческих форм развития познавательного интереса на начальной ступени обучения
5 определить роль использования метода проектов, сказки, песен, и глобальной сети Интернет
Древняя мудрость гласит:
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – и я научусь».
Перед школьниками стоит очень сложная задача – оказаться готовым к восприятию поступающей информации и ее осмыслению, научиться самому выделять «узкие места» и выстраивать стратегию их преодоления.
Наиболее эффективный путь достижения этого результата – сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес к интеллектуальной деятельности и познанию.
Именно учитель создает ту атмосферу, которая может вдохновить ученика или разрушить его уверенность в себе, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности, развивать или тормозить творческое начало, облегчать или тормозить успехи.
Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
Основные этапы:
постановка проблемы;
изучение теории, посвященной данной проблеме;
подбор методик исследования и практическое овладение ими;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
научный комментарий;
собственные выводы
Учебно-исследовательская деятельность школьников – это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Результаты исследовательской деятельности на уроках немецкого языка »
Исследовательская деятельность на уроках немецкого языка как средство мотивации и творческой активности учащихся.
Бондаренко Елена Анатольевна
МБОУ «СОШ с. Анастасьино Калининского района Саратовской области»
Объект исследования:обучающиеся начальных классов
Предметисследования: творческие формы развития познавательного интереса школьников на уроках немецкого языка на начальной ступени обучения.
Цель исследования: комплексное изучение творческих форм развития познавательного интереса школьников на уроках немецкого языка и их апробация.
Задачи исследования:
1 проанализировать понятие «творчество»
2 обосновать психолого-педагогическую сущность познавательного интереса, выявить его структуру и содержание.
3 проанализировать возрастные психологические особенности развития познавательного интереса на начальной ступени школьного обучения
4 раскрыть содержание творческих форм развития познавательного интереса на начальной ступени обучения
5 определить роль использования метода проектов, сказки, песен, и глобальной сети Интернет
Древняя мудрость гласит:
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – и я научусь».
Перед школьниками стоит очень сложная задача – оказаться готовым к восприятию поступающей информации и ее осмыслению, научиться самому выделять «узкие места» и выстраивать стратегию их преодоления.
Наиболее эффективный путь достижения этого результата – сформировать поисковый стиль мышления, привить интерес к интеллектуальной деятельности и познанию.
Именно учитель создает ту атмосферу, которая может вдохновить ученика или разрушить его уверенность в себе, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности, развивать или тормозить творческое начало, облегчать или тормозить успехи.
Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
Основные этапы:
постановка проблемы;
изучение теории, посвященной данной проблеме;
подбор методик исследования и практическое овладение ими;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
научный комментарий;
собственные выводы
Учебно-исследовательская деятельность школьников – это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка.
Важно помнить, что в жизненном опыте обучающихся начальных классов игровая деятельность всё ещё занимает значительное место. Поэтому я на каждый урок включаю рифмовки, считалки, песенки.
Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении немецкого языка в начальной школе.
Песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувств языка, знания его стилистических особенностей;
В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.
Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма.
Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению немецкого языка;
На своих уроках немецкого языка песни я чаще всего использую:
1) для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
2) для более прочного закрепления лексического и грамматического материала;
3) как стимул для развития речевых навыков и умений;
4) как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность. В данном случае я использую музыкальную паузу (песни на немецком языке), когда учащиеся либо просто их слушают 1-2 минуты, либо слушают и выполняют под них гимнастику для глаз.
При работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально отобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус.
Через песни раскрываются душа народа, его культура, и учитель выступает как посредник в процессе познания учащимися этой культуры, как комментатор, как стимулятор их познавательной активности.
Песня на уроках иностранного языка дает толчок детскому творчеству. Видя, какой несложный текст составляет основу многих детских песен на иностранном языке, ребенок может сам придумать песню, положив на знакомую (или придуманную им самим) мелодию доступные ему слова и мысли. В песню можно превратить все, даже обычное приветствие и вопрос о самочувствии.
Лексико-грамматический материал песен целесообразно вводить с некоторым опережением программы с той целью, чтобы при введении нового материала учащиеся легко узнавали его. Это существенно облегчит введение, закрепление и использование лексико-грамматического материала песен в соответствующих речевых ситуациях.
Песня очень помогает при сплоченности группы, учащиеся делятся на группы и исследуют песню, находят информацию о создании песни, ее исполнителях, композиторах. А затем от своего имени рассказывают о данной песне. В каждой группе есть свой исполнитель, поэт и композитор. А в предварительной работе над текстом, где обычно сочетаются различные формы работы (диалог, полилог, индивидуальная и групповая работа) непроизвольно происходит общение учащихся.
Учащимся предлагается исследовать песню по ее названию. Для этого ученикам даётся название незнакомой ранее песни. Они должны догадаться о ее стиле, о ее исполнителе (мужчина, женщина), а также о ее содержании. Учащиеся работают в группах, дискуссируют и выносят решение. У каждой группы они могут быть разнообразными. Все выясняется в конечном этапе в процессе прослушивания песни.
На основе извлеченных из текста песни фраз и отдельных лексических единиц, обучающиеся проявляют самостоятельность и креативность. Песня на уроках иностранного языка дает толчок детскому творчеству. Видя, какой несложный текст составляет основу многих детских песен на иностранном языке, ребенок может сам придумать песню, положив на знакомую (или придуманную им самим) мелодию доступные ему слова и мысли. В песню можно превратить все, даже обычное приветствие и вопрос о самочувствии. Выход на творческий уровень способствует осознанию особенностей традиций, культуры страны изучаемого языка, в работе происходит формирование коммуникативной компетентности.
Музыкальные паузы-разминки, зарядки под музыку или с песней – это необходимый элемент урока, соответствующего современным здорово-сберегающим образовательным технологиям. Обширный выбор разнообразных немецких детских песен, которые можно сопровождать движениями, позволяет использовать их на уроках.
Изучение песенного материала может успешно использоваться не только при обучении лексике и фонетике, но и при формировании речевой деятельности, особенно устной речи. На начальном этапе обучения немецкая монологическая и диалогическая речь школьников элементарна, так как ее совершенствование в значительной степени зависит от развития их речевой деятельности на родном языке. Некоторые фразы и устойчивые выражения вводятся и заучиваются детьми целиком, без грамматического или структурного анализа фразы или словосочетания. Принципиальным моментом здесь является использование аутентичного речевого образца, и здесь песни имеют много преимуществ перед прозаическим материалом. Они легко вводятся, легко запоминаются, благодаря хоровому исполнению, снимается психологическое напряжение с неуверенных в себе учеников.
В подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи. Например, в одних немецких детских песенках в припевах неоднократно повторяются приветственные фразы, которые вводятся в контекст песенного сюжета встречи разных людей, быстро запоминается и сама фраза, и ситуация, когда нужно ее использовать. Другие песни учат вопросно-ответному диалогическому общению, умению давать краткие ответы, широко используемые в бытовой разговорной речи. Кроме того, сам процесс заучивания песен наизусть и воспроизведения их на уроках сначала хором, а позже и индивидуально или парами служит развитию навыка говорения на иностранном языке. Дети охотно и легко учат стихи и песни, как на родном, так и на иностранном языке. Рифмованная речь является для них привычной и более естественной, чем простая, именно потому, что им легче запомнить информацию в рифмованном виде. Эта психологическая особенность памяти учащихся активно используется при обучении их немецкому языку.
Не мало важно, то, что приемы работы с песенным материалом на уроках очень легко сочетаются с другими формами и методами и делают урок интересным, лёгким и запоминающимся. Иначе говоря, песенный материал придает уроку эмоциональную окраску и инновационный подход.
Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. Как пробудить стремление учащихся к реализации своих способностей, заинтересовать? Каждый урок должен нести новизну для учащихся, быть увлекательным, чтобы поддерживать у них внимание, познавательный интерес. Всё это позволяют воплотить в жизнь современные технологии обучения немецкому языку, нетрадиционные формы урока.
Уже начиная со второго класса мы с учащимися активно используем методы проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результат этой работы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения
При защите проектов прежде всего, учащиеся обучаются способам речевой деятельности.
Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
В основе проекта лежит какая-либо проблема. Что бы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом знаний разнообразных и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п.
Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов – суть развивающего, личностно – ориентированного характера обучения. Данным методом достаточно широко можно пользоваться на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения. Все дело в выборе проблемы, требующих определенных языковых средств, для ее разработки и решения.
На своих уроках я использую следующие виды проектов:
исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентировочные. Рассмотрим каждый из них.
Исследовательские проекты.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования, актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Структура приближена к научному исследованию или полностью совпадает с ним. Все, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения
Защита проекта второклассников «Мой семейный фотоальбом»
Творческие проекты.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой групповой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (газета, сочинение, видеофильм, драматизация, ролевая игра и т.д.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильмы жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проектов требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматургии, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.
Инсценоровка песни «Jetzt kommt Hampelmann!
Ролево – игровые проекты.
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемого проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево– игровая.
Праздник алфавита во 2ом классе с инсценировкой отрывков из литературных произведений.
Информационные проекты.
Этот тип проектов направлен на сбор информации, о каком- либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследования, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта; предмет информационного поиска; источники информации (средства СМИ, интервью, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация (публикация, в том числе и сети интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
В ходе исследования я пришла к выводу, что исследовательская деятельность, использование проектов с начальной школы делает успешным каждого ученика.
Результат мы можем увидеть и на «малоуспешных» учащихся. Пусть защита и не блестящая, но для ребёнка индивидуальное продвижение к успеху, который, я считаю, надо поддерживать.