kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация проблемных ситуаций на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Всё активнее набирает силу школа нового исторического типа – школа развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и даёт основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Проблемное обучение – всерьёз и надолго. Проблемное обучение нужно всем образовательным звеньям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация проблемных ситуаций на уроках»

Районный отдел образования

Администрации Черноземельского районного

муниципального образования





Районный семинар:

«Роль учителя в организации учебного процесса

в начальной школе в соответствии

с требованиями ФГОС»



Тема выступления:

«Организация проблемных ситуаций на уроках»









Подготовила:

Алаева Гиляна Дорджиевна,

учитель Iкв. Категории МКОУ «Комсомольская СОШ №1»









п. Адык

2015г

Создание проблемных ситуаций на уроках



Учёный – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы.


Клод Леви – Стросс, фр. антрополог


Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Всё активнее набирает силу школа нового исторического типа – школа развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и даёт основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Проблемное обучение – всерьёз и надолго. Проблемное обучение нужно всем образовательным звеньям.

Чтобы почувствовать разницу, хочу предложить вашему вниманию фрагменты двух уроков по теме «Скобки». Один из них проблемный, другой – традиционный.


В первом уроке закройте правую колонку текста – ту, где написано «ученики». Прочитав реплику учителя слева, попробуйте ответить за детей. Урок получится почти как живой!

Урок первый


Учитель

Ученики

делает запись на доске

2+5х3=17

2+5х3=21

- Вижу, вы удивлены. Почему?

- Значит, над каким вопросом подумаем?

- Давайте рассуждать. Если отличаются правые части…

- Чем отличаются левые части?


- Какой порядок действий в первом примере?

- Во втором примере?

- В каком примере мы действовали по правилу?

- А во втором примере мы нарушили правило! Как же нам догадаться, что здесь сложение выполняется первым?

-Молодцы! Есть такой знак! (дописывает скобки во второй пример). Он называется «скобки». Так что же обозначают скобки?

- Это определение выучите дома наизусть, а кто хочет – напишите стишок про скобки.

реакция удивления



- Примеры одинаковые, а ответы разные!

- Почему в одинаковых примерах получились разные ответы?

- То отличаются и левые.


- Левые части отличаются порядком действий.

- Сначала умножение, а потом сложение.


- Сложение, потом умножение.

- В первом!


- Надо что-то в пример дописать! Нужен какой-то знак, чтобы пометить сложение.



- Скобки обозначают действие, которое надо выполнять в первую очередь.


Урок второй


Учитель: Дети! У нас сегодня новая тема «Скобки». Вот это (показывает) скобки. Они обозначают действие, которое выполняется в первую очередь. Посмотрите на пример (2+5)х3. Сначала надо выполнить сложение, потому что оно в скобках, а потом – умножение. Понятно? Дома правило про скобки выучите наизусть.

Конечно же, вы легко догадались, где проблемный урок, а где традиционный.


Вашему вниманию предлагаю таблицу, в которой представлен материал о создании проблемных ситуаций.


Приёмы создания проблемной ситуации


Тип

проблемной ситуации

Тип

противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) положениями

  1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

  2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

  1. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

  1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

  2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

  3. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.


Теперь, разберемся с колонками таблицы.


Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза и открывают рты, задумчиво почёсывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два типа: «с удивлением» и «с затруднением» Об этом как раз первая колонка.


Эмоциональное переживание возникает у школьников не абы когда, а в определенный момент урока – при столкновении с противоречием. Причем, не с каким угодно, а вполне конкретным. Во второй колонке дается списочек противоречий и показывается, какие противоречия вызывают чувство удивления, а какие – затруднение учеников.


Соль таблицы в третьей колонке. Здесь подробно расписаны приемы создания проблемной ситуации – те самые действия, которыми учитель может намеренно вживить противоречие в ткань урока. Сориентировавшись в общем устройстве таблицы, перейдем к комментированию деталей.


Итак, проблемные ситуации с удивлением. В их основу можно заложить разные противоречия. Первое – противоречие между двумя (или более) положениями – создается приемами 1 и 2.


Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Именно этот прием использовал учитель в уроке про скобки. Сделав на доске запись примеров 2+5х3=17 и 2+5х3=21, он столкнул в восприятии детей два факта: левые части одинаковые, а правые отличаются. Реакция удивления школьников и означала возникновение проблемной ситуации.

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Грибы».

По заданию учителя школьники зачитывают текст, в котором герои учебника ведут такой диалог:

Маша: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.

Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.

- Что вас удивило в диалоге наших героев?

-Миша и Маша по-разному говорят про грибы (осознание противоречия)

- Значит, какой вопрос у нас возникает? (побуждение к формулированию проблемы)

- Кто прав? Что такое грибы: растения или животные?

- Итак, тема урока….?

- Грибы.


Прием 2. Он чуть сложнее предыдущего, потому что учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».


Учитель

Ученики

- В словах на доске выделите корень (практическое задание)

- Вы согласны?

Ученица у доски в последнем слове «мухоловка» выделяет один корень.

- Нет. В слове «мухоловка» корень -лов-

- Я считаю, что в слове «мухоловка» два корня: -мух- и –лов-.

Разные мнения вызывают реакцию удивления (возникновение проблемной ситуации).

- Сколько мнений в классе? (побуждение к осознанию противоречия)

- Два разных мнения (осознание противоречия)

- Какой же вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы)

- Кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка»? (учебная проблема как вопрос)


Прием 3. В сравнение с предыдущим он самый сложный, так как выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2)сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.


Урок русского языка в 3 классе по теме «Образование наречий»


Учитель

Ученики

- На доске два столбика слов:

Редкий редко

Мягкий мягко

Легкий легко

- Что можете сказать о них?

- Разберите по составу слова каждого столбика (практическое задание на ошибку)



- Проверим. Слова второго столбика – наречия. Вспомните, что такое наречия?

- Но тогда чего не может быть у наречий?

- Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.



Ученица у доски выделяет в наречиях окончание – о (ошибка, обнажающая житейское представление о том, что гласная на конце слова всегда является окончанием)

- Неизменяемая часть речи.


- Окончания!

Реакция удивления (возникновение проблемной ситуации)


- Итак, что вы сначала думали по поводу «о»?

- Сначала мы думали, что «о» - это окончание.

- А что оказалось потом? (побуждение к осознанию противоречия)

- «о» не является окончанием (осознание противоречия)

- Значит, какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы)

- Что же такое «о» в наречиях? (учебная проблема как вопрос)


Прием 4. Самый простой: учитель дает задание, не выполнимое вообще, а в принципе. Оно не выходит, хоть тресни, вызывая у школьников явное затруднение.


Урок математики во 2 классе по теме «Умножение».


Учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых (например, 2+2+2+2=8). Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек?» (практическое задание не выполнимое вообще). Составляя выражение 9+9+9+9+ …, ученики начинают испытывать затруднение (возникновение проблемной ситуации)

- Вы можете записать выражение к задаче?

- Нет.

- А почему? В чем затруднение? (побуждение к осознанию противоречия)

- Получается слишком длинная запись. (осознание затруднения)

- Значит, что будем сегодня делать, какой вопрос исследовать? (побуждение к формулированию проблемы)

- Будем придумывать короткий способ записи (учебная проблема как вопрос)

Урок русского языка в 6 классе по теме «Переходные и непереходные глаголы».


Учитель

Ученики

- Составьте словосочетания с глаголом «сотрясать» и существительным в винительном падеже.

- Проделайте то же самое с глаголом «сотрясаться» (практическое задание не выполнимое вообще)

- Сотрясать воздух

- Сотрясать землю


Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации)


- Выполнили задание?

- Нет.

- Почему? В чем затруднение? (побуждение к осознанию противоречия)

- Не можем придумать словосочетание с глаголом «сотрясаться» (осознание противоречия)

- Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

- Почему не все глаголы имеют дополнение в винительном падеже? (учебная проблема как вопрос)


Прием 5. Он состоит в том, что учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.

Урок математики во 2 классе по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».

Учитель

Ученики

- На доске записан ряд чисел. Что это за числа?

- Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7.


- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7 (практическое задание, не сходное с предыдущим)

- Однозначные и двузначные числа.


Легко справляются с заданием, способ выполнения, которого уже известен


Испытывают затруднение, поскольку способ выполнения задания еще не известен (возникновение проблемной ситуации)

- Вы смогли выполнить мое задание? Нет, не смогли.

- Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (побуждение к осознанию противоречия)

- Умножать на двузначное число мы не еще можем (осознание противоречия)

- Какова же будет тема нашего урока? (побуждение к формулированию проблемы)

- Умножение двузначного числа на однозначное (учебная проблема как тема урока)

И наконец, прием 6. Из всех приемов создания проблемной ситуации с затруднением он самый сложный, потому что выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся знания. Затем (шаг 2) учитель должен аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После чего у ребят и возникает требуемое замешательство.

Урок математики в 3 классе по теме «Сравнение углов».

Учитель

Ученики

- Сравните углы (на доске изображение прямого, острого и тупого углов)

- А каким способом вы сравнивали?

- Теперь сравните такие углы (на доске изображены два примерно равных угла)

(практическое задание, сходное с предыдущим)

- Каким способом сравнивали?

- А это точный способ?

- Тогда можете ли вы утверждать, что эти углы равны? (доказывает, что задание не выполнено)

Легко выполняют задания


- Мы сравнивали углы на глаз.





- На глаз.

- Нет, не точный.

- Нет, не можем (осознают, что задание не выполнено, реакция затруднения, возникает проблемная ситуация)


- Вы что хотели сделать во втором задании? Сравнить углы.

- А какой способ применили? Мы сравнивали на глаз.

- Удалось вам это сделать? (побуждение к осознанию противоречия)

- Нет (осознание неприменимости старого способа)

- Значит, над какой проблемой будем сейчас работать? (побуждение к формулированию проблемы)

- Будем искать более точный способ сравнения углов! (учебная проблема как среднее между вопросом и темой)

- Сформулируйте тему покороче (побуждение к переформулированию)

- Сравнение углов (учебная проблема как тема)


Вы заметили, что прием 6 весьма похож на прием 3? В каждом по два шага, причем первый фактически заставляет ученика ошибаться, а второй эту оплошность разоблачает. Но в приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребенка, а в 6 – из-за применения уже имеющихся знаний не в той ситуации.

Таблица закончилась. По приведенным примерам прослеживается некая взаимосвязь учебного предмета и приемов создания проблемной ситуации.

Для русского языка наиболее характерны 2,3,6, содержащие практическое задание «на ошибку», а приемы 1,4 идут вход несколько реже. Для математики типичны проблемные ситуации с затруднением, создаваемые приемами 4, 5, 6, хотя прием 1 тоже встречается. В литературе и истории сам Бог велел сталкивать полярные позиции ученых (или критиков) и разные мнения учеников с помощью приемов 1 и 2. В естествознании чаще других предметов используется прием 3, ибо по поводу окружающего мира у ребенка много житейских представлений. Впрочем, приемы 1, 2, и 4 здесь тоже весьма популярны.

Хотя, если хорошенько напрячься, то по каждому предмету можно придумать проблемные ситуации всеми шестью приемами.


И в конце, хочу спросить: что нужно для осознанного освоения технологии проблемного обучения? «Конечно же, прочные знания» - ответите вы и будете безусловно правы. Без профессиональных знаний нынче никуда. Однако, самых прочных знаний не достаточно для освоения проблемной технологии. Необходимо еще одно условие… какое? Минуточку терпения. Позвольте спросить: кто знает, что утром надо делать зарядку, а перед сном хорошо бы гулять на воздухе? Что курить, пить, переедать – вредно? Это знают все! А кто из вас реально ведет здоровый образ жизни? Увы, единицы.


Оказывается, человеку мало знать, что и как надо делать. Требуется еще и желание так поступать! Поэтому необходимо, чтобы учитель захотел пользоваться технологией проблемного обучения. Итак, всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять. А те, кто освоил технологию проблемного обучения, могут сказать: «Не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми».




Использованная литература.

  1. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с учениками: Пособие для учителя. – М., 2012. – 168 с.

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация проблемных ситуаций на уроках

Автор: Алаева Гиляна Дорджиевна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Организация проблемных ситуаций на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(60) "orghanizatsiia-probliemnykh-situatsii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "223045"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437147280"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Организация проблемных ситуаций на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(60) "orghanizatsiia_probliemnykh_situatsii_na_urokakh_matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "363843"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480423575"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(63) "sozdaniie-probliemnoi-situatsii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "277722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452959558"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Организация проблемного диалога на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(69) "orghanizatsiia-probliemnogho-dialogha-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "106850"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403097373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства