kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация проблемных ситуаций на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами закономерность, позволяет справляться с большим объемом учебного материала. Проблемные ситуации на уроках формируют положительную мотивацию учения и глубокое усвоение знаний, являются главным средством активизации мыслительной деятельности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация проблемных ситуаций на уроках математики»

Комиссаренко Н.И.

учитель математики

МКОУ Привольненской СОШ

имени М.С.Шумилова

Организация проблемных ситуаций на уроках математики.

Ребёнок, привыкший к меньшему объёму трудностей, постепенно начинает терять интерес к предмету, предмет изучения становится для него трудным, так как выпадает из зоны его ближайшего развития. Основной задачей учителя не допустить снижения у ребёнка интереса к математике, а для этого он должен построить учебный процесс таким образом, чтобы школьник стремился получать знания, успешно осваивал учебный материал. Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке. Использование проблемных ситуаций на уроках математики приводит к тому, что ученик упражняется в постановке, поиске и решении различных задач на разном материале, приучается применять имеющиеся у него знания или получать новые самостоятельно. С проблемной ситуации начинается постановка проблемы в настоящем научном творчестве. Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами закономерность, позволяет справляться с большим объемом учебного материала. Проблемные ситуации на уроках формируют положительную мотивацию учения и глубокое усвоение знаний, являются главным средством активизации мыслительной деятельности учащихся.

В качестве проблемных ситуаций на уроках математике могут быть:

  1. Проблемные задачи:

    • Задачи с недостающими данными;

( Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа?)

    • Задачи с излишними данными;

(Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш?)

    • Задачи с противоречивыми данными с заведомо допущенными ошибками;

    • Задачи с несформулированным вопросом;

(Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи)

    • Задачи с несколькими решениями;

(За три дня в магазине продано 1280 кг яблок. В первый день продали 25% всех яблок, а во второй день – 45% всех яблок. Сколько килограммов яблок продали в третий день? Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой?)

    • Задачи с меняющимся содержанием;

(Исходная задача. Туристы прошли за день 20 км, что составило 40% намеченного маршрута. Какова длина маршрута?

Второй вариант. Туристы прошли за день 20 км, и им осталось пройти 60% намеченного маршрута. Какова длина маршрута?)

    • Задачи на доказательство;

(Докажите, что число + 1 делится на 2)

    • Задачи на соображение, логическое рассуждение;

(Как вы полагаете, верно ли выполнено сравнение? 24, 325

  1. Поиск истины (способа, приёма, правила решения);

  2. Различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  3. Противоречия практической деятельности.

Для создания проблемной ситуации на уроках математики, наиболее приемлем побуждающий диалог - это диалог, который ставит проблему, вопрос, трудность, помогает формировать учебную задачу. А также подводящий диалог – это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов, подводящая учащихся к новому знанию, способу действий. Не обойтись и без применения мотивирующих приёмов, ими могут стать сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд, старинных задач и т.д.), демонстрации непонятных понятий (наглядности)

Основные учебно-познавательные компетентности, требующиеся в проблемных ситуациях

со стороны учащихся:

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • уметь использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;

  • уметь определить область «незнания» в новой задаче;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования;

  • иметь опыт восприятия картины мира.

со стороны учителя:

  • умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;

  • формулировать возникшую проблемную ситуацию путём указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.


Использование проблемных ситуаций требует от учителя значительных затрат времени при подготовке уроков, т. к. сформулировать проблемный вопрос достаточно сложно, важно продумывать каждое задание и каждое слово, чтобы они вызвали затруднение у учащихся и в то же время не отбили желания это затруднение преодолеть. Достаточно много времени тратится и на уроке на разрешение той или иной проблемы, но это время более ценно по сравнению с тем, которое тратилось бы на подачу готовых знаний.

Следовательно, с помощью проблемных ситуаций решаются многие педагогические задачи:

  • Самостоятельный поиск новой информации;

  • Самостоятельная работа с учебником;

  • Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;

  • Развитие личностных качеств;

  • Прочность усвоения знаний, т.к. путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала;

  • Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

  • Постановка перед учеником проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик перестаёт бояться трудных заданий, и стремиться их разрешить, тем самым идёт работа по формированию творческой личности всегда способной к поиску.

Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация проблемных ситуаций на уроках математики

Автор: Комиссаренко Наталья Ивановна

Дата: 17.07.2015

Номер свидетельства: 223045

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Организация проблемных ситуаций на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(60) "orghanizatsiia-probliemnykh-situatsii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "223045"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1437147280"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Использование современных образовательных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "181925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425409573"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "МЕТОДЫ  АКТИВИЗАЦИИ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  СТАРШИХ КЛАССОВ  НА  УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
    ["seo_title"] => string(106) "mietody-aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-starshikh-klassov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "252117"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447334683"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока математики на тему: "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-uvielichieniie-i-umien-shieniie-v-nieskol-ko-raz"
    ["file_id"] => string(6) "125373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414958051"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства