Просмотр содержимого документа
«Организация проблемных ситуаций на уроках математики»
Организация проблемных ситуаций на уроках математики при изучении некоторых тем
I. “Десяток”
1. Проведи прямую линию так, чтобы она пересекала кривую линию:
в двух точках; в трех точках; в пяти точках; в шести точках.
2. Прочитай “лишнее” число: 7, 6, 8, 10, 5, 2.
3. Пронумеруй деревья по высоте начиная с самого высокого дерева:
4. Сколько на рисунке треугольников? Сколько на рисунке четырехугольников? Сколько всего фигур?
5. Какое число нужно написать в столбике?
1 2 3 4
2 3 4 1
3 4 1 2
ž 1 2 3
II. Место каждого числа в натуральном ряду.
1. Посчитай грибы. Запиши цифрами числа, которые ты называешь. Проверь, получился ли у тебя такой ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Подумай, как ты получил каждое следующее число.
2. Какие числа пропущены?
_ 2 3 _ _ 6 7 _ 9
3. Выбери ряд чисел, которым можно пользоваться при счете предметов:
а) 1, 2, 4, 3. 5, 6, 7, 9, 8;
6) 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1;
в) 1, 2, 3, 4, 5, 6. 7. 8, 9;
г) 1, 3, 2, 5, 4, 7, 6, 9, 8.
4. Сколько всего грибов на каждой картинке (грибы и корзинка):
5. Запиши числа в порядке возрастания:
9, 3, 7, 5, 1, 2, 4, 6, 8.
Какой ряд чисел у тебя получился?
По какому правилу он записан?
6. Сколько листов между пятым и девятым листами альбома?
III. Принцип образования натурального ряда чисел:
1. Назови соседей чисел: 8, 5, 1.
2. Увеличь на 1 число: 6, 9, 3.
3. Запиши число на 1 меньше, чем: 5, 1,9.
4. Скажи, какое число равно сумме всех предшествующих ему в ряду?
5. Какие числа должны стоять в следующем ряду?
5
4 4
3 3 3
2 2 2 2
… … …
6. Каких чисел не хватает в ряду? 4 4 4 4 3 3 3 _ _ 1.
7. Напиши числа: 5, 6, 7, 8, 9. На сколько каждое следующее число больше предыдущего? Можно ли назвать этот ряд чисел натуральным? Напиши еще один отрезок натурального ряда.
8. Можно ли, не считая, сказать, сколько клеток в каждом ряду?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
9. Лестница состоит из 7 ступенек.
Какая ступенька находится на середине лестницы?
10. На поляне растут цветы. Девять бабочек выбрали по цветку и сели на них. К свободному цветку подлетает пчела. Каким по счету будет цветок на который садится пчела?
IV. Сравнение чисел.
1. Какие числа можно вставить в “окошки”, чтобы получились верные неравенства? 6 4
2. Какие из чисел, записанных в строке, меньше 6? 1,9,7.5,4,2,8,6,3. Назови их по порядку.
3. Найди ошибки:
8=8 64 4
4. На велосипедах катались 9 мальчиков и 7 девочек. Кого было меньше? Как записать? Кого было больше? Как записать?
5. Какие числа надо зачеркнуть, чтобы среди оставшихся чисел каждое следующее было на 2 больше предыдущего? 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 .
“Сотня”.
Запись чисел и их названия.
1. Запиши цифрами числа, которые соответствуют каждому рисунку:
Чем похожи рисунки? Чем рисунки отличаются?
Чем похожи числа? Чем числа отличаются?
* * *
* * * *
*
2. Напиши и назови различные двузначные числа, используя цифры: 2 и 4.
3. Прочитай "лишнее" число: 92, 33, 42, 70, 15.
II. Место каждого числа в натуральном ряду.
1. Перепиши числа в порядке убывания
а) 98, 89, 78, 87, 64, 46, 52, 25.
б) 23,32,48,84, 19, 11, 91.
2. Назови в порядке возрастания числа от 78 до 87.
3. В поезде 14 вагонов. Мальчик сел в седьмой вагон. Сколько вагонов впереди этого вагона и сколько вагонов сзади?
4. В поезде 16 вагонов. Какие вагоны находятся в середине поезда?
5. Найди закономерность и продолжи ряд чисел:
- 90, 70, 80, 60, 70, 50, 60, 40, 50...
- 20, 50, 30, 60, 40, 70, 50,80, 60...
6. Сколько находится домов между домами № 26 и № 55?
7. Начало рассказа помещено на 16 странице, а конец на 31. Сколько страниц занимает этот рассказ?
III. Принцип образования натурального ряда чисел:
1. Назови соседей числа 80.
2. Увеличь на 1 число 60.
3. Запиши число на 1 меньше, чем 50.
4. Какие цифры нужно вставить в “окошке”, чтобы равенства были верными?
- 1 =
+ 1 =
5. Запиши, между какими числами называют при счете число 99.
IV. Сравнение чисел.
1. Какие числа можно вставить в “окошки”, чтобы получились верные
неравенства? 99
2. Найди ошибки
8898 65=56 39 99
3. Какие числа, из записанных в строке, больше 43?
34, 94, 52, 44, 21.
Десятичный состав числа.
1. Какие числа нужно вставить в “окошки”, чтобы получились верные равенства:
30+=36 +7+17 +=52
2. Подчеркни “лишнюю” пару слов:
- семьдесят один;
- пятьдесят два;
- тридцать девять;
- десять десятков;
- шестьдесят шесть. Объясни, почему она лишняя.
3. Сколько единиц в числах: 53, 10, 17, 23, 99.
4. Что больше 5 десятков или 5 единиц?
5. Заполните пропуски:
1 дес. = | ед. 20 ед. = дес.
Способы записи чисел в десятичной системе счисления.
1. Что обозначает цифра 4 в записи числа 44?
2. Сравни числа 54 и 45. В чем их сходство и различие?
3. Продолжи ряд чисел: 12, 22, 32, ....
4. По какому признаку можно разбить числа на две группы? 7, 38, 50, 6, 4, 78, 87, 92, 3, 0.
5. Какое число лишнее? 34, 64, 84, 73,94.
6. В чем сходство и в чем отличие чисел 81 и 18?
7. Запишите все числа, в которых 1 десяток. Сколько чисел ты записал? “Многозначные числа”.
I. Запись чисел и их название
1. Запиши цифрами 4 и 7 разные трехзначные числа. Сколько таких чисел можно записать?