Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития»
Обучение и развитие детей с тяжелыми
и множественными
нарушениями развития
Учитель-дефектолог МОБУ СШ №2
Барабанова Марина Геннадьевна
Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования учащихся с ОВЗ:
ФГОС для детей с ОВЗ разработан на основе Конституции РФ, закона «Об образовании в РФ», Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции ООН о правах инвалидов.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный государственный образовательный стандарт образования учащихся с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями)
Дифференциация специального стандарта образования
умственно отсталых детей
ФГОС для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяет создавать с учетом особых образовательных потребностей разных групп учащихся два варианта АООП, которые содержат дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации.
Спектр нарушений при ТМНР
Нарушение интеллекта
глубокая
тяжелая
умеренная
Нарушение опорно-двигательных функций
Расстройства аутистического спектра
Нарушение сенсорной сферы
Нарушение эмоционально-волевой сферы
Прочие нарушения
Количество учащихся с ОВЗ в МБОУ СШ №2
учащихся с ОВЗ – 198
задержка психического развития- 100
легкая умственная отсталость- 24
умеренная умственная отсталость- 23
тяжелая умственная отсталость- 30
глубокая умственная отсталость- 21
с нарушением опорно-двигательного аппарата – 8
расстройства аутистического спектра- 3
тяжелые нарушения речи- 3
инвалидность - 61
Цель образования детей с ТМНР:
введение в культуру общества и нормализация жизни детей в процессе их обучения и воспитания
введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести проблем
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп (древнегреческий философ)
Принципы формирования II варианта АООП образования учащихся с интеллектуальными нарушениями (с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития)
итоговые достижения определяютиндивидуальные возможности ребенка
среда и рабочее место организованы в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка
организациявзаимодействия специалистов и его семьи
расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка
использованиеспецифических методов и средств обучения
обучение и воспитание на основе специальной индивидуальной программы
Специальная индивидуальная программа развития(СИПР)
Структура СИПР включает:
общие сведения о ребёнке
характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка
индивидуальный учебный план
содержание образования в условиях организации и семьи
условия реализации потребности в уходе и присмотре
внеурочная деятельность
перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР
перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося
перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов
средства мониторинга и оценки динамики обучения
Образовательный модуль учебного плана для детей с ТМНР 1 год обучения
Предметные области
Учебные предметы
Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация
Математика
Предметно-практические действия Математические представления
Окружающий мир
Искусство
Окружающий природный мир
Человек
Музыка и движение
Технология
Окружающий социальный мир
Двигательное развитие
Профильный труд
Физическая культура
Домоводство
Адаптивная физическая культура
Коррекционные курсы
Сенсорное развитие
Альтернативная коммуникация
Сенсорное развитие
Обонятельное представление
Зрительное представление
Слуховое восприятие
Осязательное представление
Предметно-практическая деятельность
Мелкая моторика
Координация движения
Пальчиковые бассейны
Тактильные дощечки
Цветовосприятие
Речь и альтернативная коммуникация
Использование картинок, карточек Домана
Жестовый язык
Метод пиктограмм
Адаптивная физическая культура
Необходимо создавать ситуации, при которых ребёнок может проявить активность- потянуться за игрушкой, повернуться, сесть, встать, участвовать в игре.
Упражнения на расслабление Массаж
Гимнастические упражнения
Малоподвижные игры
Фитбол - гимнастика
Занятия в сухом бассейне
Продолжительность образования
Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание, раздевание, туалет, умывание).
Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися с ТМНР различна и зависит от возраста и психофизического состояния учащихся.
При обучении детей с ТМНР рекомендуется безотметочная система обучения.
Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья.
СИПР разрабатывается на определенный период - 1 год обучения.
По окончании периода будет произведена оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы.
Результативность обучения
АООП для детей с ТМНР результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и специфических образовательных потребностей каждого учащегося.
Личностные и предметные планируемые результаты освоения ребенком программы должны рассматриваться в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям учащегося.
В связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его социально-эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Формы и способы оценки результативности освоения СИПР
При оценке необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка, например:
«выполняет действие самостоятельно»
«выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной)»
«выполняет действие по образцу»
«выполняет действие с частичной физической помощью»
«выполняет действие со значительной физической помощью»