Организация урока для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Много лет я работаю в классе, где обучаются дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития. Я задала себе воспрос, а какой должна быть структура урока при работе с детьми ТМНР. Изучив литературу по данному вопросу, посмотрев вебинару на данную тематику, я пришла к следующим выводам:
Этап | Название | Время |
1. Организационный | "Начало пути" | 2 мин. |
2. Коррекционно-развивающий | Станция "Узнавайка" | 5 мин. |
3. Введение в тему урока | Станция "Повторяйка" | 3 мин. |
4. Физкультминутка | Станция "Потанцуй-ка" | 2 мин. |
5. Формирование новых УУД | Станция "Побеждайка" | 10 мин. |
6. Закрепление новых УУД, самостоятельная работа | Станция "Заполняй-ка!" | 5 мин. |
7. Окончание урока. Рефлексия. | "Приз" | 3 мин. |
1. Основные задачи организационного этапа - организовать, систематизировать, формировать навыки самоконтроля у детей.
С этого этапа и до последнего, через весь урок необходимо соблюдать принцип индивидуализации и дифференциации.
2. Коррекционно-развивающий этап урока необходимо направлять на коррекцию основных нарушений детей.
3. Главной задачей вводной части урока является - диагностика уровня готовности принятия информации детьми, подготовка детей к восприятию основной темы урока.
4. Физкультминутка является требованием СанПиНов, предупреждает переутомление ребенка.
5. Главные задачи этапа формирования новых УУД - формирование коммуникативной, интеллектуальной, политехнической культуры и ценностно-целевых ориентиров.
6. Закрепление новых базовых учебных действий, самостоятельная работа предполагает развитие мелкой моторики, творческих способностей детей, формирование межпредметных связей, коррекцию ВПФ.
Правила достижения успеха:
- технологии дифференциации материала и индивидуальной работы, постоянное повторение и закрепление, визуальные подсказки - основные постулаты успешного обучения детей с ТМНР.
- образовательный процесс должен проходить плавно, комфортно для ребенка и занимать столько времени, сколько ему нужно. Игра и практическая деятельность детей, являются ведущими технологиями.
- речевые инструкции должны быть четкими, краткими, требующими выполнения одного действия. Ребенок должен иметь возможность получить инструкцию доступным ему способом (альтернативная речь). Любая инструкция должна иметь визуальное подкрепление и быть понятной ребенку.
- при проведении уроков максимально привлекаем себе в помощь все возможности образовательного учреждения, расширяя жизненную компетенцию ребенка, его интересы и способности.
- активно используем визуальное расписание. Выбор вида визуального расписания зависит от возраста, структуры назальных нарушений, интеллектуального развития ребенка. Визуальное расписание может быть общим и индивидуальным. Рассчитанным на месяц, неделю, урок и т.д.
Организация урока для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Много лет я работаю в классе, где обучаются дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития. Я задала себе воспрос, а какой должна быть структура урока при работе с детьми ТМНР. Изучив литературу по данному вопросу, посмотрев вебинару на данную тематику, я пришла к следующим выводам:
Этап | Название | Время |
1. Организационный | "Начало пути" | 2 мин. |
2. Коррекционно-развивающий | Станция "Узнавайка" | 5 мин. |
3. Введение в тему урока | Станция "Повторяйка" | 3 мин. |
4. Физкультминутка | Станция "Потанцуй-ка" | 2 мин. |
5. Формирование новых УУД | Станция "Побеждайка" | 10 мин. |
6. Закрепление новых УУД, самостоятельная работа | Станция "Заполняй-ка!" | 5 мин. |
7. Окончание урока. Рефлексия. | "Приз" | 3 мин. |
1. Основные задачи организационного этапа - организовать, систематизировать, формировать навыки самоконтроля у детей.
С этого этапа и до последнего, через весь урок необходимо соблюдать принцип индивидуализации и дифференциации.
2. Коррекционно-развивающий этап урока необходимо направлять на коррекцию основных нарушений детей.
3. Главной задачей вводной части урока является - диагностика уровня готовности принятия информации детьми, подготовка детей к восприятию основной темы урока.
4. Физкультминутка является требованием СанПиНов, предупреждает переутомление ребенка.
5. Главные задачи этапа формирования новых УУД - формирование коммуникативной, интеллектуальной, политехнической культуры и ценностно-целевых ориентиров.
6. Закрепление новых базовых учебных действий, самостоятельная работа предполагает развитие мелкой моторики, творческих способностей детей, формирование межпредметных связей, коррекцию ВПФ.
Правила достижения успеха:
- технологии дифференциации материала и индивидуальной работы, постоянное повторение и закрепление, визуальные подсказки - основные постулаты успешного обучения детей с ТМНР.
- образовательный процесс должен проходить плавно, комфортно для ребенка и занимать столько времени, сколько ему нужно. Игра и практическая деятельность детей, являются ведущими технологиями.
- речевые инструкции должны быть четкими, краткими, требующими выполнения одного действия. Ребенок должен иметь возможность получить инструкцию доступным ему способом (альтернативная речь). Любая инструкция должна иметь визуальное подкрепление и быть понятной ребенку.
- при проведении уроков максимально привлекаем себе в помощь все возможности образовательного учреждения, расширяя жизненную компетенцию ребенка, его интересы и способности.
- активно используем визуальное расписание. Выбор вида визуального расписания зависит от возраста, структуры назальных нарушений, интеллектуального развития ребенка. Визуальное расписание может быть общим и индивидуальным. Рассчитанным на месяц, неделю, урок и т.д.