kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Обучение и развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается создание условий для обучения всех детей, включая лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Обучение и развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития»»

«Обучение и развитие детей с тяжелыми и множественными

нарушениями развития»

Учитель-дефектолог

Барабанова М.Г.

МОБУ «СШ№2»


До недавнего времени дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии считались необучаемыми, в результате чего работа по созданию условий для их обучения практически не велась. Их обучение по специальным образовательным программам затруднено или не эффективно, т.к. множественные нарушения не могут быть учтены рамками данных программ, рассчитанных на какое-то одно из имеющихся нарушений. Вместе с тем, право каждого человека на образование требует создания условий для обучения всех детей, включая лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Это право не зависит от его психофизического состояния. Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья разработан на основе Конституции РФ, закона «Об образовании РФ», Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции ООН о правах инвалидов. Стандарт является основой для разработки и реализации всех видов образовательных программ. При его разработке учтены неоднородность состава группы детей с ОВЗ: особые образовательные потребности учащихся, диапазон возможностей освоения детьми образовательных программ в различных условиях обучения.

В каждой категории учащихся с ОВЗ выделяются дети с тяжелыми множественными нарушениями, для которых требуется создание особых условий получения образования. У детей данной группы имеются выраженные интеллектуальные, сенсорные, двигательные, эмоциональные расстройства, сочетающиеся в различных вариантах. Требования образовательного стандарта для детей с тяжелыми множественными нарушениями учитывают новую социальную ситуацию, в которой они находятся, обеспечивают возможность образования с учетом тяжести нарушений, доступные для каждого ребенка результаты обучения.

Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения, вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.

Интеллектуальное развитие детей с ТМНР различно. Степень умственной отсталости колеблется от умеренной до глубокой. Развитие тех детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения таких детей, использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.

В соответствии с особыми образовательными потребностями данной группы детей важно обеспечить следующее:

  • формирование социально-бытовых навыков и других практических умений, способствующих нормализации и улучшению качества ежедневной жизни;

  • специальная помощь детям в развитии средств вербальной и невербальной коммуникации;

  • длительная специальная работа по развитию самостоятельности и большей независимости от близких взрослых в повседневной жизни

Учащиеся с тяжелыми множественными нарушениями могут находиться и в среде детей с различными ограничениями здоровья, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка.

В нашей школе на сегодняшний день обучается

  • учащихся с ОВЗ – 198

  • задержка психического развития- 100

  • легкая умственная отсталость- 24

  • умеренная умственная отсталость- 23

  • тяжелая умственная отсталость- 30

  • глубокая умственная отсталость- 21

  • с нарушением опорно-двигательного аппарата – 8

  • расстройства аутистического спектра- 3

  • тяжелые нарушения речи- 3

  • инвалидность - 61

В стандарте основной линией является специальная организация всей жизни учащегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и дома, близкого социального окружения, что позволит планомерно расширять его жизненный опыт и социальные контакты. Цель образования детей с ТМНР - это введение в культуру общества и нормализация жизни детей в процессе их обучения и воспитания, введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести проблем.

Учащийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить вариант 1 Адаптированной Основной Образовательной Программы, получает образование по варианту 2 Адаптированной Основной Образовательной Программы, на основе которой разрабатывается Специальная Индивидуальная Программа Развития (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности учащегося, выстраиваемая в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с ТМНР. В структуре программы должны быть представлены семь образовательных областей, предусмотренные Федеральным Государственным Образовательным Стандартом для учащихся с ОВЗ: язык и речевая практика; математика; естествознание; человек и общество; искусство; физическая культура; технология. Тем учащимся, для которых материал предмета недоступен, содержание «Математических представлений» не включается в индивидуальную образовательную программу и предмет не вносится в их индивидуальный учебный план.

Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей, в т. ч. обеспечение за ним присмотра и ухода. Расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка происходит путем индивидуально дозированного поэтапного и планомерного введения ребенка в более сложную предметную и социальную среду с использованием специфических методов и средств обучения.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)разрабатывается командой специалистов школы с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащегося; включает: содержательный раздел, отдельные программы, присмотр и уход, и др.; рассчитана на взаимодействие семьи и специалистов в процессе обучения и воспитания ребенка. Составляя индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка, необходимо учитывать, что тяжелые множественные нарушения предполагают принципиально особую картину развития. Не следует рассчитывать, что в процессе обучения учебному предмету ученик плавно переходит от одного раздела к другому. Учителю важно определить зону актуального и ближайшего развития для конкретного ребенка, предположить следующий маленький шаг, который сможет совершить ребенок, определить степень требуемой поддержки и на основе этих знаний выбрать актуальные для ребенка темы по каждому учебному предмету. При этом следует понимать тесную взаимосвязь всех областей развития и учитывать наличие межпредметных связей. СИПР учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом. Соотношение объема обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяется индивидуальными образовательными возможностями учащегося. Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Обучение ведется на занятиях интегрировано, когда одна область внедряется в другую, перекрывает, дополняет ее. Так на фоне звучащей классической музыки, которая расслабляюще действует на ребенка, проводятся занятия предметно- практической деятельности. Особые образовательные потребности учащихся с ТМНР вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям. В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают коррекционные курсы, у детей с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на образовательные области. Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется школой исходя из особых образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций ПМПК или ИПР.

Содержательные линии обучения осваиваются в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка.

Образовательный модуль программы включает в себя шесть учебных областей и учебные предметы, которые интегрированы с целью достижения ребенком более высокой результативности индивидуальных возможностей, повышения уровня самостоятельности в решении повседневных жизненных задач. Содержание коррекционно-развивающей области представлено обязательными коррекционными курсами. Коррекционные курсы реализуются в индивидуальной форме. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться школой самостоятельно, исходя из особенностей развития учащихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Цель образование детей с ТМНР- социальная адаптация, включение в жизнь общества. Для достижения этой цели осуществляется работа по 5 направлениям:

  • представление о себе

  • навыки самообслуживания и жизнеобеспечения.

  • представления об окружающем мире и ориентировка в нем.

  • способности общаться и взаимодействовать с окружающими людьми

  • навыки предметно-практической, игровой, бытовой и доступной трудовой деятельности

Содержание обучения по этим направлениям включено в следующие учебные предметы: сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, речь и альтернативная коммуникация, адаптивная физическая культура.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Умственное, физическое, эмоциональное развитие в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько совершенно ребенок воспринимает окружающее. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Цель обучения данному предмету – развитие восприятия через систематическое воздействие на различные анализаторные системы. Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса. Здесь и обучение ребенка замечать раздражители, реагировать на них, повторять воздействие раздражителей, контролировать действие глазами, узнавать людей, предметы, ситуации, формировать умение связывать восприятие с речью, воспринимать предметы разной формы, цвета, величины; учить выражать свои ощущения, предпочтения. При обучении фиксации взгляда на неподвижном предмете первоначально предъявляемый ребенку предмет должен быть в размер ладони, круглым, одноцветным, без лишних деталей, располагаться на уровне глаз ребенка на расстоянии 45-50 см. если учитель не смотрит на предмет, то учитель привлекает его внимание речью, например: «Посмотри, шарик». Если ребенок не понимает речь, то можно использовать звучащий предмет, кратковременное звучание которого также привлечет внимание ребенка. Если не удалось заинтересовать ребенка, то ему показывают более привлекательный для него предмет. В дальнейшем можно использовать предметы большего и меньшего размера и более сложные по конструкции (пирамидка, машина, кукла). Ребенок учится удерживать взгляд на предмете, начиная с 3-х секунд, с последующим увеличением времени фиксации взгляда.

Дети с ТМНР к началу обучения имеют разрозненные и узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован, средства общения ограничены (крик, телодвижения, эмоции, отдельные жесты, звукоподражания или слово). Практически все дети с такими нарушениями имеют низкий уровень развития осязания и моторики пальцев и кистей рук. Не в каждой семье их учат ощупывать предметы и действовать с ними в игре. Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными, целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют.

Предметно-практическая деятельность у детей с МНР на первоначальном этапе должна формироваться в рамках общения с людьми в процессе важных жизненных ситуаций: еды, одевания, умывания, игры, занятий и др. Вне ситуации использования окружающие предметы не вызывают у ребенка никакого интереса: он не удерживает их в руках, не пытается действовать с ними. Для того чтобы познание предметного окружающего мира превратилось для ребенка в потребность, необходимо создать специальные условия. Основной целью обучения предмету «Предметно-практическая деятельность» является формирование у ребенка с ТМНР интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. Работа направлена на нормализацию чувствительности рук, получение опыта об окружающей среде через ощупывание и хватание, обучение ручной умелости в повседневном применении. Предмет включает разделы «Действия с материалами» и «Действия с предметами». Работая с материалами, предполагаем следующие действия: сминание материала, разрывание материала, размазывание, переливание, наматывание. Так ребенок учится сминать материал двумя руками, сначала мягкие образцы салфетки, бумажные полотенца. Затем более плотные виды бумаги (газета, цветная бумага, калька). Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках. После этого ребенок учится сминать бумагу одной рукой. Работу с предметами проводим по этой же методике. Учащийся учится захватывать, удерживать, опускать предмет, перекладывать предмет, нанизывать, вращать, открывать-закрывать, нажимать на предмет, сжимать его, толкать. Сначала ребенок выполняет действие совместно с учителем, который удерживает его руки в своих руках, учится нанизывать кольца, крупные шарики на стержень. Затем задача усложняется педагогом.

Для того чтобы ребенок с ТМНР мог общаться с окружающими людьми, необходимо помочь ему овладеть навыками коммуникации. Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» формирует и развивает у учеников с ТМНР навык коммуникативного взаимодействия со взрослым или другим ребенком. Ребенок учится устанавливать и поддерживать зрительный контакт в процессе общения, реагировать на собственное имя, приветствовать собеседника, привлекать к себе внимание различными средствами, выражать свои желания, согласие\несогласие, благодарность, обращаться с просьбой о помощи, отвечать на вопросы. Так, приветствуя собеседника, ребенок использует различные средства: речь (произносит звук, одно слово или фразу), жест (машет рукой, действие (жмет руку), пиктограмму\картинку\фото и др. В процессе обучения может использоваться физическая помощь со стороны педагога( поднять руку ребенка, помахать и др.), которая постепенно уменьшается. При составлении индивидуальной программы обучения в зависимости от возможностей ребенка подбирается средство коммуникации. Если ребенок не владеет вербальной речью, его знакомят с альтернативными средствами коммуникации и учат использовать их в процессе общения. Перечень альтернативных средств включает взгляд, мимику, жесты, предметы, символы, электронные устройства.

За основу в работе педагог берет изучение предметов ближайшего окружения, действий и явлений при помощи конкретных и простых для понимания символов, условных знаков, приспособленных к элементарным желаниям и потребностям ребенка. А также развитие умения выражать предпочтения, желания при помощи сигналов тела, мимики, жестов. На первых этапах работы – представление о персональном обращении к себе, обращение внимания на других и получение внимания в ответ. Речь и альтернативная коммуникация- это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. Основное правило альтернативной коммуникации - «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».

Важно понимать сигналы ребенка. Первоначально педагог учит детей связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными реакциями или поведением.

Применение средств альтернативной коммуникации предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Помимо сигналов тела, мимики, нами применяются средства альтернативной коммуникации,включая: 
 
- Жестовый язык 

-Пиктограммы
- Интерактивные коммуникационные доски 

-Коммуникационные карточки-подсказки, карточки Домана
Невербальные средства иногда служат «заменителями» слов или целых фраз. Предмет или картинка указывает ребенку на то, что ему предстоит определённый вид деятельности

Двигательная активность. Для того чтобы оценить двигательную активность ребенка и увидеть динамику его развития, необходимо учитывать каждый небольшой шаг в развитии любого двигательного навыка. Для учащихся, имеющих тяжелую степень двигательных нарушений, реальной задачей будет поддержание имеющейся двигательной активности и профилактика вторичных нарушений.

Физическое развитие учащихся не соответствует их биологическому возрасту, двигательные нарушения детей значительно отличаются друг от друга уровнем моторного развития, тяжестью нарушений. Работа начинается от начальных умений к более сложным навыкам и включает такие разделы: восприятие собственного тела, обучение двигательным навыкам, развитие физических способностей, функция руки.

Наилучший результат можно получить при оптимальной мотивации, желании и потребности работать. Необходимо создавать ситуации, при которых ребёнок может проявить активность, потянуться за игрушкой, повернуться, сесть, встать, участвовать в игре.

Временной режим образования учащихся с ТМНР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

Продолжительность специально организованного занятия / урока с учащимися различна и зависит от возраста и психофизического состояния учащихся, начиная от 10 минут и не превышая 20 минут в 1-4 классах и 25 минут для 5-12 классов учащихся этой категории детей. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу учащихся. Продолжительность учебного года для учащихся 1 (дополнительного) класса –33 недели, для остальных классов –34 недели. Для 1 (дополнительного) класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Нормативный срок освоения АООП учащихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 12 лет (подготовительный класс (0) – XI классы). Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в СИПР, его готовности к нахождению в среде сверстников.

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Учащиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не проходят итоговой аттестации, но получают свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном законодательством в сфере образования.

Формы и способы оценки результативности освоения СИПР.

Требования к результатам освоения АООП представляют собой описание возможных результатов образования данной категории учащихся. В данном варианте программ следует говорить только об индивидуальной оценке результатов обучения каждого учащегося в соответствии с его специальной индивидуальной образовательной программой. Закономерные затруднения в освоении учащимися с ТМНР отдельных предметов не рассматривается как показатель не успешности их обучения и развития в целом. При отчислении ребенка из образовательной организации в связи с ее окончанием учащемуся выдается свидетельство об обучении с перечнем учебных предметов, но без оценок. Оценка производится с учетом актуального психического и соматического состояния учащегося. Формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываются индивидуально с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся. Перевод учащегося в следующий класс (ступень) осуществляется по возрасту.

При оценке необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка, например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу,

«выполняет действие с частичной физической помощью,

«выполняет действие со значительной физической помощью,

«действие не выполняет;

«узнает объект, «не всегда узнает объект, «не узнает объект;

Текущая аттестация учащихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации учащихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка.

ФГОС для учащихся с ОВЗ определяет требования к условиям получения образования: кадровым, материально-техническим, финансовым, информационно-методическим, необходимым для реализации соответствующих образовательных программ. В зависимости от состава учащихся в штат нашей образовательной организации входят учителя-дефектологи, олигофренопедагоги, педагоги-психологи, логопеды, врач, социальный педагог, педагоги дополнительного образования.

Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР

является нормализация его жизни, т.е. образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей. Таким образом, ФГОС для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития направлен на обеспечение доступности образования для всех детей, включение их в систему образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательного учреждения, места проживания; создание образовательной среды в соответствии с их возможностями и потребностями.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Обучение и развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития»

Автор: Барабанова Марина Геннадьевна

Дата: 20.02.2019

Номер свидетельства: 500692

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Приемы работы с учащимися с тяжелыми множественными нарушениями развития в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"
    ["seo_title"] => string(80) "priemy_raboty_s_uchashchimisia_s_tiazhelymi_mnozhestvennymi_narusheniiami_razvit"
    ["file_id"] => string(6) "547895"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587733867"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "ОрганизацияОрганизация урока для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)"
    ["seo_title"] => string(80) "organizatsiiaorganizatsiia_uroka_dlia_detei_s_tiazhelymi_mnozhestvennymi_narushe"
    ["file_id"] => string(6) "641108"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1701504029"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""Применение современных, инновационных и развивающих технологий в развитие мелкой моторики рук у детей с ТМНР""
    ["seo_title"] => string(80) "primenenie_sovremennykh_innovatsionnykh_i_razvivaiushchikh_tekhnologii_v_razviti"
    ["file_id"] => string(6) "611627"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1660139988"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Методы для оценки самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"
    ["seo_title"] => string(80) "metody_dlia_otsenki_samoobsluzhivaniia_detei_s_tiazhelymi_mnozhestvennymi_narush"
    ["file_id"] => string(6) "647354"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1710781801"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "Доклад на тему «Создание условий для развития, воспитания, обучения детей с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_sozdanie_uslovii_dlia_razvitiia_vospitaniia_obucheniia_detei_s_um"
    ["file_id"] => string(6) "574074"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1614141655"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства