kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему «Создание условий для развития, воспитания, обучения детей с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Создание условий для развития, воспитания, обучения детей с умеренной умственной отстальстью и ТМНР" для коррекционной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Создание условий для развития, воспитания, обучения детей с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития»»

«Создание условий для развития, воспитания, обучения детей с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития»


Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования (дети с умеренной умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития), характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.

Для детей с умеренной умственной отсталостью и ТМНР характерны дополнительные расстройства и нарушения различной этиологии. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний.

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами (отсталость от паспортных норм возраста). Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинство людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.

Максимально возможное развитие детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в процессе обучения может быть достигнуто только при соблюдении ряда

условий. К ним относятся:

- возможно более раннее начало коррекционной работы;

- благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьей;

- применение адекватных программ и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям этих детей и целям их воспитания.

Раннее начало коррекции аномальных детей играет чрезвычайно важную роль, так

как может повести к значительным положительным сдвигам в их развитии. Работа с ними в раннем и дошкольном возрасте должна быть направлена на формирование общения, речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведения.

Второе условие благоприятного развития ребенка — правильная организация его семейного воспитания.

Роль родителей детей с тяжелой умственной отсталостью трудно переоценить и в том случае, когда ребенок живет дома, и если он помещен в специальное учреждение. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и умения, иногда мешают ложные представления. Так, в ряде случаев приходится наблюдать, как мать делает за ребенка многое из того, что он может выполнить самостоятельно или с небольшой помощью. Ясно, что тяжело отсталые дети нуждаются в помощи, обучении бытовым навыкам гораздо больше, чем здоровые. Воспитание такого ребенка требует много терпения, настойчивости, понимания, часто — педагогической изобретательности.

Ребенка, живущего в семье, можно обучить многому: самообслуживанию, умению выполнять поручения и несложные виды труда, общению с окружающими людьми. Весьма сложно организовать его контакты с другими детьми. Можно порекомендовать

общение с ребенком, значительно более младшим по возрасту,при надзоре за этим контактом. Следует использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, — любовь к музыке, прогулкам, интерес к определенным игрушкам и играм, чтобы

побудить их к выполнению менее приятных, но полезных для их развития заданий.

Иногда приходится наблюдать, как родители упорно, в течение ряда лет, начиная с раннего возраста ребенка, пытаются учить его запоминанию букв, бессмысленному механическому повторению чисел до 20, 30 и т.д., часами читают ему книжки, стихи и т.д. Придя на консультацию к специалисту, такие родители с гордостью утверждают, что их ребенок знает все буквы, считает до 100 и т.д. Однако все эти «знания» оказываются совершенно неосмысленными, механическими и, следовательно, ненужными. В погоне за такими «знаниями» родители упускают гораздо более важное: подготовку ребенка к жизни в обществе, к посильному для него труду.

Основное внимание родителей должно быть направлено на следующие стороны психического и физического развития ребенка:

- развитие общей моторики и моторики рук и пальцев;

- самообслуживание;

- умение подчиняться взрослым и выполнять простые практические инструкции;

- умение видеть и различать в окружающем мире предметы и их отдельные свойства, слышать и различать звуки, осязать предметы, пользоваться предметами практически, соответственно их назначению;

- развитие речи детей;

- развитие элементарных трудовых навыков, положительного отношения к труду;

- привитие навыков культурного и правильного поведения по отношению к окружающим.

Правильный подход родителей к своему трудному ребенку — не безграничная опека, а спокойная, доброжелательная требовательность, понимание целей и перспектив его воспитания — дает хорошие результаты.

Применение адекватных программ и методов обучения детей с тяжелыми нарушениями развития, соответствующих возможностям и целям их воспитания, — важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Обучение будет носить развивающий характер в том случае, если оно направлено на освоение детьми умения применять знания для решения новых, аналогичных прежним задач. При этом обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности, которые определяются зоной ближайшего развития, при опоре на ведущую деятельность данного возрастного периода.

Пункт 1.7 (ФГОС-07) Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:

1. Созданием оптимальных путей развития;

2. Использованием специфических методов и средств обучения;

3. Дифференцированным, «пошаговым» обучением;

4. Обязательной индивидуализацией обучения;

5. Формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;

6. Обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;

7. Дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за её пределами;

8. Организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося.

Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Основные требования к условиям обучения детей с ТМНР

1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра не как развлечение, а как средство обучения.

2. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения

3. Использование подражательности, свойственной детям, с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

4. Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.

5. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведётся по каждому элементу, затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

6. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.

7. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время

8. Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.

9. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Каждый ребёнок выполняет задание в соответствии со своими психофизическими возможностями и с необходимой помощью педагога. Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

Создание «эмоционального благополучия» на уроках.


При подготовке уроков нужно учесть, что дети с тяжёлым недоразвитием интеллекта могут усвоить только элементы письма, счёта, некоторые навыки слогового чтения. На большее они просто не способны. Всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей детей. Главное – создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах в ближайшем окружении.


        1. Содержание направлений работы:
        2. I.Сенсорное развитие.
        3. II.Развитие общих движений.
        4. III.Формирование предметной деятельности, предпосылок к игровой и продуктивной деятельности.
        5. IV.Самообслуживание и труд в быту.
        6. V.Развитие речи.
        7. VI.Социальное развитие.

VII. Формирование навыков и привычек общественного поведения у детей с нарушением интеллекта.

        1. I.Сенсорное развитие.

А) Развитие ориентировки в цвете

  • На уровне сличения

  • На уровне показа по слову

  • На уровне самостоятельного называния

  • Выполнение группировки по заданному цвету (Дай все такие)

  • На уровне обобщения (что еще бывает такого цвета)


Б) Развитие ориентировки в форме

  • Соотнесение объемных форм (кирпичик, шарик, кубик, призма)

  • Показ по слову

  • Самостоятельное называние (кирпичик, кубик, шарик)

  • Выполнение группировки по заданной форме

  • Обобщение (что бывает такой формы)

  • Соотнесение плоскостных форм (круг, квадрат треугольник, прямоугольник, овал). Показ по слову.

  • Группировка по заданной форме

  • Обобщение (найди похожие предметы)

  • Ориентировка в двух контрастных величинах

  • Ориентировка в трех контрастных величинах

  • Учить обобщать предметы по величине

  • Учить различать предметы по массе (тяжелый, легкий), по температуре (горячий, холодный)

  • Учить различать и обобщать неречевые звуки (голоса животных, птиц, звуки различных материалов – звон стекла, шуршание бумаги)


Дидактический материал по сенсорному развитию


Развитие ориентировки в цвете

  • Игра «Посади бабочку»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: два картонных круга («полянки») двух цветов – желтого и красного, бабочки только одного цвета (желтого или красного) и одинакового размера.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком «полянки» и говорит: «бабочка любит свою полянку, это – ее домик». Взрослый берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: «Это – не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывая к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того, как задание выполнено, взрослый обобщает: «Полянка – желтого цвета, такая, и все бабочки тоже желтого цвета».


  • Игра «Закрой окошко»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: два картонных домика разного цвета с вырезанными окошками, в середине которых изображены зайчики (птички и т.д.), окошки соответствующих цветов одинаковой формы и величины.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком «домики», привлекая внимание ребенка к зайчикам, и предлагает спрятать от лисы: «Спрячь зайчиков, чтобы лиса их не увидела, не напугала». Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на цвет, взрослый обращает его внимание, что окошко не такого цвета как домик. «Лиса может догадаться, что там зайчик. Найди окошко такого же цвета как домик». В конце игры взрослый фиксирует результат: «Красное окошко – для красного домика, желтое окошко - для желтого домика».


  • Игра «Перевези кубики»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: две машины двух цветов – желтого и красного, кубики соответствующего цвета и одинакового размера.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком машины и говорит, что в них надо положить кубики и перевезти их на стройку. «В красную машину надо класть красные кубики». В конце игры взрослый обобщает: «Красная машина везет красные кубики, а желтая машина – желтые кубики».


Развитие ориентировки в форме


  • Игра «Спрячь игрушку»

Цель: вызвать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов.

Оборудование: две коробки: одна – круглой формы с соответствующей крышкой, имеющей «ручку», другая – квадратной формы также с «ручкой». Шарик и кубик находятся на подносе.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две коробки, опускает в круглую шарик, в квадратную – кубик и предлагает ребенку спрятать (закрыть коробки крышками). При этом обращается внимание на взятие ребенком крышки за ручку тремя пальцами (щепотью). При затруднениях взрослый показывает и комментирует способ действия: «Круглую коробочку надо закрывать такой, круглой крышкой. А эту коробочку – другой, не такой, не круглой крышкой».


  • Игра «Почтовый ящик»

Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: коробка с двумя прорезями (квадратной и круглой), шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на форму прорезей и предлагает опустить в нее предметы с подноса. При этом вначале взрослый совместно с ребенком опускает разные формы в разные прорези, пользуясь методом проб, и комментирует действия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятельно опускать кубики и шарики.


  • Игра «Собери пирамидки»

Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов.

Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стрежнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками и кубиками и предлагает ребенку собрать пирамидки из кубиков и из шариков. Взрослый обращает внимание ребенка: «Тут все такие – круглые, шарики. А здесь, указывая на другую подставку, не такие – кубики».


  • Игра «Спрячь мячик в коробочку»

Цель: вызвать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов.

Оборудование: два мячика одного цвета и разного размера, две коробочки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.

Ход игры: взрослый дает ребенку один из мячиков и предлагает спрятать в коробочку: закрыть ее подходящей крышкой. В случаях затруднения взрослый берет большой мячик, практически показывает, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мячик большой, а коробочка маленькая. Сюда не подходит. Давай спрячем его у большую коробочку».


  • Игра «Почтовый ящик»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: коробка с двумя прорезями (большое и маленькое круглое отверстие), шарики одного цвета и двух размеров находятся на подносе.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на размер прорезей и предлагает опустить в нее предметы с подноса. При этом вначале взрослый совместно с ребенком опускает разные по величине шарики в разные прорези, пользуясь методом проб, и комментирует действия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятельно опускать шарики. По итогам игры обобщает: «В большую дурочку опускали большие шарики, в маленькую – маленькие».


  • Игра «Матрешка»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: двухместная матрешка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как «идет» к нему матрешка: «Смотри, вот идет к тебе Ляля. Открой ее , посмотри, что там внутри у нее». При затруднениях взрослый помогает ребенку открыть матрешку и говорит: «Вот, там есть еще маленькая, возьми ее. Покажи, как она идет. Спрячь маленькую матрешку в большую». Если ребенок не выполняет это действие, взрослый сам медленно складывает матрешку. Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. В конце игры взрослый обобщает способ действия: «Маленькую матрешку можно спрятать в большую матрешку».


  • Игра «Пирамидки»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом наложения.

Оборудование: две пирамидки одна с маленькими колечками, другая – с большими, все колечки на обеих пирамидках одного цвета.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две пирамидки и предлагает ребенку снять колечки с пирамидок. При этом взрослый обыгрывает колечки, показывает ребенку, что колечки крутятся. После этого взрослый берет стержень большой пирамидки и говорит: «Сюда надо надевать все вот такие, большие колечки. При затруднениях используются совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения: маленькое колечко накладывается на кольцо: «Видишь, разные колечки, надо найти такое же, большое колечко», затем предлагается надевать маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь – все большие, а здесь – маленькие колечки».

    1. II.Развитие общих движений
  • Обучение прямостоянию, самостоятельному передвижению

  • Стимулирование и совершенствование навыка ходьбы

  • Обучение выполнению элементарных действий по команде взрослого

  • Обучение ходьбе по лестнице

  • Учить залезать на предмет (15 – 20 см) и слезать с него

  • Учить сидеть на корточках

  • Учить бросать мяч обеими руками

  • Учить ходить между натянутыми веревками (ширина до 30 см), по коридору между стульями

  • Учить собирать с пола мелкие и крупные разбросанные предметы

  • Учить катать большие мячи, детскую коляску и др.

  • Учить переносить с место на место предметы, стулья, мячи

  • Учить бегать

  • Учить попадать мячом в корзину

  • Учить выполнять прыжки на обеих ногах

  • Учить подниматься на носки, поднимать обе руки вверх, дотрагиваться до висящих предметов

  • Обучение выполнению простых движений (приседание, разведение рук, ходьба) под музыку

  • Учить перепрыгивать через палку


Дидактический материал по развитию общих движений


  • Игра «Соберем колечки»

Цель: побуждать детей искать, доставать колечки, приносить, нанизывать на палочку, развитие навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном пространстве, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: палочка с разноцветными колечками или шариками.

Ход игры: Взрослый показывает детям палочку с колечками. По счету «раз», два, три» взмахивает и сбрасывает колечки. Дети бегают, подползают, дотягиваются, приносят колечки, нанизывают на палочку. Затем игра повторяется снова. Для этих целей могут служить мягкие мячики в корзинке, кубике в коробке и т.д.


  • «Сходим к мишке в гости»

Цель: совершенствовать навык ходьбы, развивать ловкость, равновесие.

Оборудование: гимнастическая стенка, доска 1,5-2 м с зацепами, мягкая игрушка – мишка.

Ход игры: взрослый закрепляет доску одним концом на гимнастической стенке, начиная с высоты 20-30 см., затем крутизну горки можно увеличивать. На гимнастическую стенку сажает игрушку и предлагает малышу сходить в гости к мишке. Взрослый следит за осанкой ребенка, эмоционально одобряет малыша.


  • Игра «Догони мяч»

Цель: учить детей бегать за мячом, брать большие и маленькие мячи; идти, неся мяч в двух или одной руке в зависимости от размера мяча.

Оборудование: мячи разных размеров.

Ход игры: взрослый катит один или несколько мячей в зависимости от того, проводится игра индивидуально или с небольшой группой детей. Предлагает детям догнать и принести мяч. Дети ловят и приносят мячи. Взрослый радуется, хвалит детей, катит мячи в другом направлении и т.д..



      1. III.Формирование предметной деятельности, предпосылок к игровой и продуктивной деятельности

А)Усвоение назначения и способа употребления окружающих предметов, формирование перцептивных действий

Б)Формирование соотносящих действий
  • Складывание пирамидки по подражанию без учета величины колец

  • Складывание пирамидки самостоятельно из.3 -5 колец

  • Складывание пирамидки с помощью с учетом величины колец

  • Складывание пирамидки из 3 -5 колец самостоятельно с учетом величины колец


Дидактический материал по формированию соотносящих действий


  • Игра «Пирамидка»

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом наложения.

Оборудование: две пирамидки одна с маленькими колечками, другая – с большими, все колечки на обеих пирамидках одного цвета.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две пирамидки и предлагает ребенку снять колечки с пирамидок. При этом взрослый обыгрывает колечки, показывает ребенку, что колечки крутятся. После этого взрослый берет стержень большой пирамидки и говорит: «Сюда надо надевать все вот такие, большие колечки. При затруднениях используются совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения: маленькое колечко накладывается на кольцо: «Видишь, разные колечки, надо найти такое же, большое колечко», затем предлагается надевать маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь – все большие, а здесь – маленькие колечки».


  • Игра «Собери пирамидки»

Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов.

Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стрежнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками и кубиками и предлагает ребенку собрать пирамидки из кубиков и из шариков. Взрослый обращает внимание ребенка: «Тут все такие – круглые, шарики. А здесь, указывая на другую подставку, не такие – кубики».

В) Обучение игре
  • Обучение отдельным игровым действиям (умению укачивать, кормить куклу, строить дом, катать машину)

  • Обучение воспроизведению ряда игровых действий

  • Учить использовать в игре полифункциональные предметы-заменители

  • Сюжетная игра с активным участием взрослого

  • Сюжетная игра без взрослого

  • Обучение умению брать в игре роль на себя и доводить ее до логического конца


Дидактический материал по обучению игре


  • Игра «Покатай матрешку»

Цель: формировать интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними.

Оборудование: тележка, две матрешки (двухместные).

Ход игры: взрослый показывает ребенку матрешку, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем показывает, как матрешка топает до тележки, («топ-топ»), сажает ее в тележку, катает ее, подвозит тележку к ребенку, спрашивает: «А твоя матрешка хочет покататься?» Предлагает ребенку посадить свою матрешку в тележку и покатать ее.

  • Игра «Покатай ежат»

Цель: продолжать учить выполнять предметно-игровые действия: продолжать развивать совместные действия.

Оборудование: игрушка – карусель, ежата (мелкие предметы).

Ход игры: взрослый показывает игрушки, сопровождая речью: «Вот ежик – ни головы, ни ножек!» Предлагает покатать ежат, расставив их по местам на карусели. Взрослый проговаривает потешку:

Еле-еле, еле-еле, закружились карусели,

А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом.

  • Игра «построим лесенку»

Цель: продолжать формировать интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия по подражанию.

Оборудование: машина, кубики (10 шт.), маленькая кукла.

Ход игры: взрослый побуждает ребенка построить лестницу для куклы. Предлагается ребенку нагрузить кубики в машину и привести в игровой участок. Затем взрослый привлекает ребенка к постройке лестницы, показывает, как нужно расставлять кубики, обыгрывает постройку.

Г) Продуктивная деятельность
  • Учить держать в руке карандаш, фломастер, кисточку

  • Учить проводить по образцу прямые вертикальные и горизонтальные линии

  • Учить проводить карандашом, фломастером ломаные линии

  • Учить рисовать кисточкой следы примакиванием

  • Учить рисовать замкнутые линии – ягоды, мячики

  • Учить дорисовывать лучики у солнышка, колеса у машины, ступеньки у лестницы

  • Учить рисовать перекрещивающиеся линии (снежок, домик)

  • Учить мять пластилин, отщипывать по кусочку

  • Учить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сплющивать, оттягивать и прищипывать детали

  • Учить выполнять постройки по показу: дом, дорожку, стол и стул, машину и др.

Дидактический материал по формированию продуктивной деятельности

  • Занятие «Разноцветные краски»

Цель: знакомить с красками, формировать положительное отношение и интерес к рисованию.

Оборудование: лист ватмана или обоев, краски.

Ход занятий: взрослый расстилает на куске линолеума ватман, сажает ребенка рядом с собой, начинает рисовать, беря краску руками. При этом он эмоционально называет цвет краски, показывает и комментирует, что он рисует ребенку. Затем побуждает ребенка действовать по подражанию.

В тех случаях, если ребенок не действует сам, взрослый обмакивает пальчики малыша и проводит им по бумаге: «Вот у нас какая дорожка, это зайчик проскакал и следы оставил». Затем обмакивает всю ладошку, примакивает ее к листу: «А вот мишка прошел, большие следы оставил». Дается возможность ребенку самому действовать с красками, хвалит, радуется рисунку малыша.


  • Занятие «Королева-кисточка»

Цель: продолжать вызывать интерес к рисованию красками, учить способам действий с кистью: правильно держать, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать в воде и сушить.

Оборудование: большая кисть (или кисти, по количеству детей) с наклеенным нарисованным лицом у основания щетинки, яркой юбочкой из бумаги, одетой на ручку.

Ход занятия: взрослый говорит, что в гости приехала королева-кисточка, показывает кисточку, любуется вместе с ребятами. Далее он рассказывает, что кисточка очень любит рисовать и показывает, как нужно правильно пользоваться кистью: удерживать ее между тремя пальцами, обмакивать в краску, снимать лишнюю краску, отжимая краску о край баночки. Затем взрослый показывает, как «танцует» кисточка по листу бумаги – рисует ею. После этого предлагает детям рисовать самостоятельно.

В конце занятия вместе с детьми моют кисточку в воде, затем вытирают салфеткой. Взрослый говорит, что кисточка очень довольна, она порисовала и волосы у нее чистые и сухие, она всех благодарит.


  • Занятие «Каляка-маляка»

Цель: продолжать формировать интерес к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить ребенка правильно держать карандаш, рисовать на листе.

Оборудование: цветные карандаши, ватман.

Ход занятия: взрослый предлагает ребенку рисовать на листе бумаги, эмоционально поощряет его действия, затем берет каракули малыша, дорисовывает детали, чтобы получился знакомый ребенку предмет, далее комментирует рисунок и побуждает ребенка узнать в изображении знакомый предмет.



  • Занятие «Булочки»

Цель: формировать способы действия (по подражанию): раскатать тесто круговыми движениями между ладонями.

Оборудование: тесто, красивая кукла, круглая булочка (образец).

Ход занятия: взрослый демонстрирует булочку – образец, предлагает слепит такие же булочки для куклы. Взрослый показывает последовательность действий: отрывает от большого куска маленькие кусочки, раскатывает шарики круговыми движениями между ладонями. Затем раздает детям тесто и предлагает им выполнить действия по подражанию.

Далее дети обыгрывают лепные поделки: кормят кукол булочками.


  • Занятие «Заборчик для животных»

Цель: продолжать формировать интерес к конструированию и обыгрыванию построек.

Оборудование: кирпичики одного цвета, деревянный домик, игрушки (домашние животные).

Ход занятия: взрослый демонстрирует ребенку домик, стучит в дверь домика, спрашивает: «Кто в домике живет?» Достает игрушки (кошка, собачка, коза и т.д.). Взрослый обращается к детям с вопросом: «А где же наши животные будут гулять?», предлагает построить для животных заборчик, показывает, как нужно ставить кирпичики на узкую грань, побуждает ребенка действовать по подражанию. Затем взрослый обыгрывает постройку, показывает, как гуляют животные, побуждает ребенка изображать, как они кричат.


  • Занятие «Ракета»

Цель: продолжать интерес к конструированию, учить строить по показу, используя разные формы (кубики, конус).

Оборудование: кубики, конус, постройка – образец «ракета» (два кубика и конус).

Ход занятия: взрослый демонстрирует образец постройки «Ракета», показывает и объясняет порядок выполнения постройки (три кубика ставятся друг на друга вертикально, сверху – конус), предлагает детям строить такую же ракету.

Далее взрослый произносит потешку:

Мы ракету собирает, космонавта запускаем,

Вот ракета старт берет, совершит она полет!

В конце занятия дети обыгрывают постройку.

IV.Самообслуживание и труд в быту
  • Учить ребенка есть с ложки, без лишних манипуляций с ней, медленно, небольшими порциями, пить из чашки самостоятельно, соблюдая опрятность, держа чашку одной рукой

  • Учить продолжать действия взрослого при раздевании

  • Учить детей полностью самостоятельно раздеваться под контролем взрослого, активно участвовать в одевании

  • Учить одеваться с минимальной помощью, расстегивать пуговицы, развязывать шнурки на обуви

  • Учить умываться самостоятельно по мере необходимости в течение дня, пользоваться носовым платком

  • Приучать реагировать на мокрое и грязное белье, стараться быть сухим в течение дня, помогать взрослому, участвовать в уходе за собой, сообщать взрослому о своем желании идти в туалет жестом или голосом, учить пользоваться горшком, туалетной бумагой

  • Учить находить свое место за столом, сидеть за столом в правильной позе, воздерживаться от криков за столом, вставать из-за стола в определенное время и определенным образом

  • Обучать складывать и убирать свою одежду с помощью взрослого, беречь одежду от грязи, убирать на место свою одежду, убирать свои игрушки в ящик

  • Знакомить с орудиями бытового труда: предметами бытовой техники, инструментами, посудой; учить поливать комнатные цветы из детской лейки, принимать участие в уборке помещения группы

  • Учить здороваться, благодарить, вежливо просить о помощи.

Дидактический материал по самообслуживанию и труду в быту

  • Занятие «Сделаем лодочки»

Цель: учить последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

Засучить рукава, проговаривая потешку:

Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!;

Открыть кран;

Сложить ладони рук «лодочкой»;

Подставить руки под струю воды;

Закрыть кран;

Вытереть руки полотенцем.

Затем взрослый предлагает ребенку выполнить действия по подражанию, обращая внимание ребенка на положение рук.


  • Игра «Делаем прическу»

Цель: учить держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затее просит малыша попробовать расчесаться самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает ему удерживать расческу, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.



V. Развитие речи
  • Учить ориентироваться по слову взрослого в помещении комнаты, группы, класса, на участке и т.д.

  • Обучение пониманию и точному исполнению простых речевых инструкций: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку», «спрячь куклу в коробку» и др.

  • Учить дифференцировать простые речевые звукоподражательные конструкции (мяу, му-му, ко-ко-ко и др.)

  • Учить узнавать и показывать знакомые предметы на картинках

  • Учить называть знакомые предметы на картинках

  • Учить понимать прочитанные короткие рассказы и сказки

  • Учить конструировать простую 2-х словную фразу повторно по представлению

  • Учить конструировать простую 2-х словную фразу самостоятельно по представлению

  • Учить конструировать простую многословную фразу повторно с опорой на наглядный материал

  • Учить конструировать простую многословную фразу повторно по представлению

  • Учить конструировать простую многословную фразу самостоятельно по представлению

  • Учить правильно повторять, проговаривать за взрослы звуки, слова.


Дидактический материал по развитию речи


  • Игра «Позови Петрушку»

Цель: формировать интерес к речевым звукам, инициировать собственное речевое высказывание.

Оборудование: игрушка би-ба-бо (Петрушка), экран.

Ход занятия: взрослый говорит ребенку, что к нему в гости пришел Петрушка, его надо позвать: «Петрушка, иди к нам!» Появляется Петрушка, говорит: «Привет, (называется имя ребенка)!» Петрушка снова прячется, взрослый предлагает ребенку снова его позвать: «Иди к нам!» Петрушка появляется, гладит ребенка, протягивает руку, говорит: «Какой хороший мальчик, позвал меня, будем играть!» Петрушка прячется, игра повторяется несколько раз.


  • Игра «Дружная семейка»

Цель: формировать интерес к речевым звукам и учить произносить по подражанию слова.

Оборудование: набор матрешек (папа, мама, сын, дочка).

Ход занятия: взрослый показывает первую матрешку – папу и называет ее: «Это – папа. А где же мама? Позовем маму. Мама, иди к нам!» Показывает вторую матрешку-маму: «Вот мама. А где же дети? Иди, сынок, Дима, к нам!» Показывает новую матрешку-сыночка. «А еще кто есть? Дочка. Вот дочка. Ее зовут Даша. Иди к нам, Даша». Ребенок расставляет каждую матрешку на отдельный стульчик вокруг стола и раздает чашки. Затем в каждую чашку кладет угощение и говорит: «На, папа! На, мама! На, Дима! На, Даша!» Педагог обобщает в конце игры: «Вот какая дружная семья!»


  • Игра «Кто в домике живет?»

Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова.

Оборудование: игрушечные домики, игрушки: мышка, лягушка, петушок.

Ход занятия: взрослый показывает домики, рассказывает, что в каждом домике живет зверушка: в этом домике живет лягушка, она квакает – ква-ква; в этом домике живет мышка, она пищит –пи-пи; в этом домике живет петушок, он кричит – ку-ка-ре-ку. Затем взрослый предлагает ребенку постучать в домик и спросить, кто живет в домике: «Кто там живет?» Взрослый говорит: «Там лягушка живет, она квакает», предлагает ребенку повторить – ква-ква и т.д. В конце игры взрослый активизирует звукоподражание у ребенка.


VI.Социальное развитие

  • Преодоление негативного, агрессивного отношения к контакту с взрослыми, другими детьми

  • Формирование представлений о себе и других

  • Учить играть вместе с другими детьми

  • Учить соблюдать правила в общих играх

  • Формировать представления детей о некоторых профессиях (врач, повар, воспитатель, учитель, продавец)

  • Учить соблюдать режим

  • Преодоление вредных привычек.

  • Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции


Дидактический материал по формированию эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции

  • Ладушки

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры. (Проводится индивидуально или с небольшой группой детей.)

Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки», — повторяя 2—3 раза.


  • Иди ко мне

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и, манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко

мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!».

Игра повторяется.


  • Возьми шарик

Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Оборудование. Три воздушных шара.

Ход игры. Педагог надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На, возьми». Когда ребенок немного подер-

жит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает

радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», — оживленно хлопает в ладоши.


  • Хоровод с куклой

Цель. Формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Оборудование. Кукла средних размеров.

Ход игры. (Проводится с подгруппой из 2—3 детей.) Педагог приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гла-

дит каждого ребенка по голове. Педагог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать.

Педагог ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается

по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию (например, «Веселая

дудочка» М. Красева). Вариант. Игра проводится с мишкой.


Дидактический материал по формированию представлений

о себе и других

  • Выйди в кружок

Цель. Учить детей откликаться и называть свое имя.

Ход игры. Педагог вместе с детьми встает в круг и водит хоровод, при этом произносят следующие слова: «Хоровод водили, ласковыми были. В кружок вызывали, имя называли. Выйди, Наташа, в кружок. Возьми, Наташенька,

платок!». После этих слов все дети останавливаются, хлопают в ладоши, а ребенок, чье имя было названо, выходит в

круг, выбирает цветной платок, машет им. Затем его место занимает другой ребенок, и игра продолжается до тех пор, пока внутри круга не побывают все дети.


  • Найди свое место

Цель. Учить детей узнавать себя на индивидуальной фотографии, называть свое имя.

Оборудование. Индивидуальные фотографии участников игры.

Ход игры. Педагог рассаживает детей на стульчиках полукругом и показывает по очереди их фотографии. После того как ребенок узнает себя на фотографии и назовет свое имя: «Это я — Коля», — педагог прикладывает фотографию к его груди, затем кладет ее передним. В тех случаях, когда ребенок затрудняется в узнавании себя на фотографии, педагог сам называет имя ребенка и отдает ему его фотографию. Потом предлагает каждому ребенку оставить фотографию на своем стульчике и приглашает их выполнить различные движения по подражанию: «Полетаем как птички», «Попрыгаем как зайчики». В это время второй взрослый меняет местами фотографии. После подвижной игры детям предлагается сесть на тот стульчик, где лежит его фотография. В конце игры педагог спрашивает каждого ребенка, как зовут того, кто изображен на фотографии: «Как зовут?.»


  • Расскажи о себе

Цель. Закрепить представления детей о своем внешнем виде; учить использовать зеркало при описании своей внешности, назывании частей тела и лица; уточнить их функции.

Оборудование. Зеркало в полный рост ребенка, фотографии, кукла.

Ход занятия. Педагог предлагает ребенку посмотреть в зеркало и ответить на вопрос: «Кто это в зеркале?» Затем ребенку показывают общегрупповую фотографию и задают вопрос: «Покажи, где ты на этой фотографии». После чего перед ребенком раскладывают отдельные фотографии сверстников и предлагают отыскать среди них самого себя: «Найди себя на этих фотографиях. А как ты узнал себя?» Затем ребенку снова предлагают посмотреть в зеркало и рассказать о себе: «Посмотри в зеркало и расскажи, какой (ая) ты? (Цвет волос, глаз...). Назови части тела. Что у тебя есть? Покажи, где у тебя руки (пальчики, ноги, голова, туловище, шея). Назови части лица. Что у тебя есть на лице? Покажи, где у тебя глаза (нос, рот). Для чего нужны глаза (нос, рот, уши, волосы)? Для чего нужны руки (пальчики, ноги, голова, туловище, шея)? Для чего нужны глаза (нос, рот, уши, волосы)?»

Если ребенок не показывает части тела и лица на себе, то педагог предлагает показать их на кукле.


  • Бросай мяч

Цель. Учить детей называть своих сверстников по имени.

Оборудование. Мяч.

Ход игры. Дети стоят вокруг педагога полукругом. Педагог предлагает каждому ребенку ловить, а затем бросать мяч

кому-нибудь из детей, но вначале надо назвать сверстника по имени. Педагог показывает, как это надо делать: «Лови,

Маша». После того как Маша поймает мяч, она бросает его другому ребенку и называет его имя: «Лови, Даша». Игра

продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не назовет имя своего сверстника по группе.


  • Хоровод

Цель. Закрепить у детей умение называть имена своих сверстников в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход игры. Педагог сообщает детям, что сегодня они будут водить хоровод. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и произносят слова вместе с педагогом: «Хоровод водили, ласковыми были. В кружок вызывали, имя называли: «Выйди, Наташенька, в кружок. Возьми, Наташенька, флажок!». После это все дети останавливаются, хлопают в ладоши, а ребенок, чье имя названо, выходит в круг, выбирает цветной флажок, машет им. Затем хоровод продолжается до тех пор, пока в кружке не побывает каждый ребенок.


  • Угадай, кого не стало

Цель. Продолжать закреплять умение детей называть имена своих сверстников по группе.

Ход игры. Дети стоят полукругом вокруг педагога. Взрослый предлагает каждому ребенку внимательно посмотреть на всех детей и запомнить их. Затем педагог выбирает одного из детей и говорит о том, что он «водящий», завязывает ему глаза платочком, в это время другой ребенок прячется. После чего все дети хлопают в ладоши и дружно повторяют несколько раз: «Угадай, кого не стало». «Водящему» развязывают глаза, и он должен назвать имя ребенка, который спрятался. После того как «водящий» назовет имя ребенка, который прятался, все дети ритмично хлопают в ладоши и говорят: «Коля, Коля, выходи!» Игра повторяется 3—4 раза.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Самаркина Людмила Петровна

Дата: 24.02.2021

Номер свидетельства: 574074


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства