kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы для оценки самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Метод систематизированного наблюдения опирается на исследование процесса формирования навыков самообслуживания и позволяет определять потенциальные возможности ребенка с тяжелыми нарушениями развития на первоначальном этапе обучения.

        Ведущим инструментом данной методики является диагностическая карта уровня сформированности навыков самообслуживания, которая состоит из 7 блоков. Каждый блок включает серию вопросов, направленных на выявление состояния определенных навыков самообслуживания.

    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы для оценки самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Методы для оценки самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Метод систематизированного наблюдения опирается на исследование процесса формирования навыков самообслуживания и позволяет определять потенциальные возможности ребенка с тяжелыми нарушениями развития на первоначальном этапе обучения.

Ведущим инструментом данной методики является диагностическая карта уровня сформированности навыков самообслуживания, которая состоит из 7 блоков. Каждый блок включает серию вопросов, направленных на выявление состояния определенных навыков самообслуживания. Ответы на вопросы, представленные в первом блоке, дают представление о ребенке с точки зрения его физических возможностей и доступных способах общения. Остальные 6 блоков посвящены диагностике навыков приема пищи, пользования туалетом, умывания, чистки зубов, причесывания и раздевания-одевания. Особенностью диагностической карты является то, что все представленные навыки разделены на элементарные, однозначно трактуемые действия, каждое из которых оценивается отдельно. Таким образом, минимизируется влияние восприятия самого оценивающего человека на результат обследования. Последовательность навыков представлена в порядке их ожидаемого развития и не связывает умения ребенка с его возрастом. Представим качественно-количественные критерии оценки результатов:

0 баллов — ребенок не пытается выполнять действие ни сам, ни совместно со взрослым;

1 балл — ребенок сам не пытается выполнить данное действие, но совместно со взрослым приступает к его выполнению;

2 балла — у ребенка есть побуждение к самостоятельному выполнению данного действия, но оно быстро угасает при столкновении с трудностями; нужна значительная помощь и сопряженное выполнение данного действия;

3 балла — ребенок пытается выполнить данное действие, но прилагаемых усилий недостаточно и нужна дополнительная помощь или наличие вспомогательных средств.

табл.1


В зависимости от величины показателя успешности выделили пять групп детей и описали некоторые особенности, характерные для каждой группы.

I группа — дети с показателем успешности менее 0,2.

II группа — дети, имеющие показатель успешности от 0,2 до 0,4.

III группа — дети, имеющие показатель успешности от 0,4 до 0,6.

IV группа — дети, имеющие показатель успешности от 0,6 до 0,8.

V группа — дети, имеющие показатель успешности более 0,8.

Максимально возможный показатель успешности представлен, как и распределение детей по группам в зависимости от величины показателя успешности, на табл. 1.

Как видно из таблицы 1, только 12 детей (28 %), входящих в IV и V группы, хорошо владеют навыками самообслуживания. Это положительно отражается и на других сферах детской деятельности. В то же время 13 детей (30 %), попавших по результатам обследования в

I группу, показали крайне низкий уровень владения навыками самообслуживания. Эти дети выполняют практически все манипуляции в совместной с педагогом деятельности. У них отсутствует стремление к самостоятельности, они не демонстрируют способность к подражанию, не проявляют познавательную активность, не владеют предметной деятельностью. Только один ребенок из данной группы, не имеющий двигательных нарушений, способен выполнить пинцетный захват.

В таблице 2 представлены данные о возрасте и годе обучения в процентах по отношению к общему количеству детей в данной группе.

Структура нарушений в каждой из групп представлена в таблице 3.




Результаты исследования детей, участвующих в обследовании личностных особенностей представлены в таблице 4.

Некоторые особенности формирования отдельных составляющих навыков самообслуживания, которые представлены на рис. 1.

Из рисунка 1 видно, что лучше всего у детей всех групп сформированы навыки приема пищи, а хуже всего — навыки чистки зубов. Также можно отметить определенное сходство соотношений навыков внутри каждой группы.

Таким образом предлагаемый метод систематизированного наблюдения с использованием диагностической карты уровня сформированности навыков самообслуживания доступен для использования при обследовании детей разного возраста, имеющих тяжелые множественные нарушения различных комбинаций, за исключением воспитанников, для которых выполнение данных операций физически невозможно. Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями на первоначальном этапе является наиболее доступной и мотивированной естественными потребностями деятельностью. Предъявление при обследовании диагностируемых параметров в соответствии с онтогенетическим принципом позволяет более точно определить возможности ребенка.

Результаты диагностики показали, что наличие сенсорных нарушений не всегда влияет на результат освоения навыков самообслуживания. В частности, нарушение слуха не является основным фактором, влияющим на процесс усвоения навыков самообслуживания, так как во всех группах есть и тугоухие дети, и слышащие. В то же время слепоту можно рассматривать как фактор, затрудняющий усвоение навыков самообслуживания, так как в группах с высоким показателем успешности больше слабовидящих детей, а не слепых.

В некоторых случаях умственная отсталость не является основным фактором, влияющим на скорость усвоения навыков самообслуживания, так как среди детей, имеющих высокий показатель успешности, есть дети с умственной отсталостью. В то же время расстройства аутистического спектра во всех случаях затрудняют процесс овладения навыками самообслуживания. Дети, имеющие двигательные нарушения, присутствуют во всех группах, но в группах, имеющих показатель успешности менее 0,4, таких детей около половины, т. е. двигательные нарушения являются значимым фактором.

Также исследование позволило выявить фактор, позитивно влияющий на формирование навыков самообслуживания, — способность к подражанию.

Литература:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-sistematizirovannogo-nablyudeniya-dlya-otsenki-samoobsluzhivaniya-detey-s-tyazhelymi-mnozhestvennymi





17.05.2020 В.Н. Якимова




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Якимова Валентина Николаевна

Дата: 18.03.2024

Номер свидетельства: 647354


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства