Обобщение знаний об имени существительном
(урок-игра)
Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном.
Х о д у р о к а
I. Деление на команды.
Ученики получают карточки, выполнив задание, объединяются по группам по типу склонения. Члены каждой группы сравнивают и проверяют свои записи.
II. Конкурс «Ответь на пять».
Вопросы задаются сразу трем командам. (За верный ответ – 1 балл.)
– Что называется именем существительным?
– Какие еще части речи вы знаете?
– Как изменяются имена существительные?
– Какого рода могут быть имена существительные?
– Как отличить существительные единственного числа от существительных множественного числа?
– Как фразу «изменение по вопросам» сказать другими словами?
– Какая часть существительного изменяется при склонении?
– Сколько падежей у имени существительного?
– Сколько типов склонения имен существительных вы знаете?
III. Конкурс «Занимательные фигуры».
К о м а н д а «1-е склонение».
З а д а н и е. Заполните клетки кроссворда, чтобы получились четыре существительных 1-го склонения, состоящие из пяти букв, с буквой а в середине.
К о м а н д а «2-е склонение».
З а д а н и е. Заполните клетки буквами так, чтобы получились существительные 2-го склонения.
К о м а н д а «3-е склонение».
З а д а н и е. Заполните клетки буквами так, чтобы получились существительные 3-го склонения.
IV. Конкурс капитанов.
Раздаются карточки.
– Прочтите, что здесь написано.
1. Портфель, случай, статуя, магазин, километр.
2. Алфавит, средства, столяр, библиотека, шофер.
3. Средства, щавель, ворота, гусеница, крапива.
V. Конкурс «Грамматическая эстафета».
На доске записаны три столбика словосочетаний. Задача игроков: дописать окончания имен существительных. Обозначить склонение и падеж.
Команда 1
Стоит на стол.
Одет в брон.
Блестит на солнц.
Идет по пустын.
Встанет в рощ.
Увидел ворон.
Рассказал о деревн.
Команда 2
Подошел к пасек.
Доволен рисунк.
Сидели на крыш.
Засыпало снег.
Лежит на крыльц.
Плывет по рек.
Добежал до башн.
Команда 3
Остановился около деревн.
Бежит по тропинк.
Приехал от дедушк.
Играли на площад.
Говорили об учеб.
Мечтал о велосипед.
Рассказал о фасол.
VI. Заключительный конкурс.
К р о с с в о р д.
Имя существительное
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
По горизонтали: 4. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». 7. Какое общее значение объединяет слова радость, ребенок, снег, листва, молоко? 8. Род имен существительных пламя, солнышко, животное. 9. Изменение имен существительных по падежам. 10. Каким членом предложения является выделенное слово: Волга – красивейшая русская река. 11. Постоянный грамматический признак имени существительного. 16. Каким членом предложения чаще всего являются существительные в косвенных падежах? 17. Имя существительное, называющее единичный предмет.
По вертикали: 1. Имя существительное, являющееся обобщенным наименованием предметов. 2. Имя существительное, называющее живой предмет и отвечающее на вопрос «кто?». 3. Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? 5. Число существительных молоко, молодежь, кино. 6. Число существительных Карпаты, дрожжи, щипцы. 12. Непостоянный грамматический признак имени существительного. 13. Склонение имен существительных мышь, дичь, лень. 14. Склонение имен существительных юноша, страна, забияка. 15. Склонение имен существительных слово, добро, солнце.
VII. Подведение итогов.
Учитель объявляет результаты и победителей.
– Понравилась ли вам игра?
– Огорчились ли вы неудачам?
– Что необходимо сделать, чтобы в следующий раз выиграть?