Просмотр содержимого документа
«Назначение и виды анализа литературного произведения»
Назначение и виды анализа литературного произведения
Учитель начальных классов
Родина Е.В.
«Чтение – прежде всего сотворчество».
М.Цветаева
Назначение анализа литературного произведения
воспитание
освоение
развитие
формирование
Личности обучающихся
Мировоззрения
Творческого отношения к слову
Духовного опыта, традиций поколений
Навыков правильной речи обучающихся и чтения
Художественного вкуса
Всех функций речи
Восприятия художественной речи, системой читательских умений
Эмоциональной сферы личности
Гуманности
Основ нравственности и гражданственности
Эстетического чувства
Воображения
Правил поведения в определённых ситуациях
Художественного мышления
Представлений о действительности (расширение и углубление представлений обучающихся)
Виды анализа литературного произведения
Избирательный
Целостный
Сюжетно-образный
Проблемный
Стилистический
Сопоставительный
Анализ
Целостный
Избирательный
Рассматривается такое количество элементов, которое достаточно для освоение идеи
Каждый элемент произведения рассматривается в его отношении к идее
Сюжетно-образный анализ
Сюжет-структура произведения, последовательность событий
Система образов
Мысли и чувства
Завязка
При повторном чтении определить границы элементов сюжета (просмотровое и поисковое чтение- способствуют укреплению навыков чтения)
2-3 предложения, для сосредоточения внимания на чтении.
Вступление
Развитие действия
Концовка
Мотив и поступки
Кульминация
Развязка
Характер и функция героя и взаимосвязь с другими героями
Рассмотрение совокупности элементов
Анализ сопряжен с совершенствованием навыков чтения
Проблемный анализ
Дискуссия по поиску ответа*на проблемный вопрос
Учитель
Ученик
*Хорошо, если свои ответы учащиеся подкрепляют зачитыванием соответствующих отрывков из текста.
Стилистический анализ
Выявление индивидуального стиля автора:
совокупность средств и приёмов художественной выразительности
Метафоры и олицетворения (придают образность поэзии
Обилие глаголов
С. Есенина)
(придает динамизм рассказам
Л. Н. Толстого)
Стилистический эксперимент-намеренное искажение текста с целью выявить, какими изобразительными средствами пользовался автор для создания яркого образа
Сопоставительный анализ*
Основан на сравнении нескольких произведений. Цель – поиск различий объединяющего фактора в сопоставляемых произведениях.
Обязательное условие – наличие в текстах как противопоставлений черт, так и сходства темы, чувств, настроений, смысла
Общей частью будет идейный смысл анализируемых произведений
*Является одним из лучших средств развития аналитических способностей обучающихся
Л.Н. Толстой
«Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передаёт другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются ими и переживают их».