kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа спецкурса "Основы теории литературы". 5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Программа спецкурса «Основы теории литературы». 5 класс.

Пояснительная записка.

Встреча с художественным произведением, если оно привлекло нас как читателей, всегда вызывает желание отклика. Но нельзя же отклик, даже самый восторженный, оформлять лишь как набор прилага­тельных в самой превосходной степени. Такая оценка всегда выглядит не только неубедительной, но она неин­тересна для всех прочих участников обсуждения.

Для разговора о произведении искусства нужно иметь в запасе те способы его оценки, которые уже сложились и обрели свои собственные формы. Теория лишь отражает определенный уровень обобщения, она помогает взглянуть на произведение искусства, располагая запасом наблюдений и формулировок, ко­торые накапливались у читателей многих поколений.

Знакомство учащихся с литературой как наукой начинает осуществляться в пятом классе, поэтому демонст­рация богатства и многообразия произведений искус­ства слова должна сопровождаться освоением элемен­тарных теоретических сведений, которые нужны для понимания учащимися не только содержания произ­ведения, но и его эстетической наполненности. Эмо­циональная яркость восприятия не мешает размыш­лению о прочитанном произведении, а стимулирует его. В свою очередь, размышлению необходим запас понятий, элементарная теоретиче­ская база.

Базовые теоретико-литературные понятия  создают основы эстетического подхода к искусству слова. Система теоретико-литературного понятия — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя.

Программа данного спецкурса предлагает юному чита­телю осознать, что такое искусство, искусство слова, язык, текст, жанр, образ, композиция, сюжет, дают­ся сведения об отличии стиха от прозы, представле­ния о важнейших тропах и фигурах речи, о типах ре­чи: описании, повествовании и рассуждении.

Целью курса является овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;  формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Из цели вытекают задачи курса:

- формирование представлений о литературе  как  искусстве слова

- формирование   начальных   представлений   о специфике литературы в ряду других искусств,

- формирование аппарата теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-

художественных произведений.

- овладение   умениями   чтения   и   анализа   художественных   произведений   с привлечением базовых литературоведческих

понятий.

Средством достижения поставленных цели и задач спецкурса является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления читателя-школьника.

В результате изучения курса у учащихся формируются следующие умения и навыки:

- овладение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

- умение выделять тему и идею произведения;

- умение видеть эстетическую функцию языковых средств произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню

подготовки.

Чтобы облегчить учащимся  дальнейший переход от элементарной теории к более высоким началам, в курс включены вопросы, выходящие за пределы школьной программы 5 класса.

Изучение курса предполагается построить в виде лекций, уроков-практикумов, уроков-сообщений. Содержание курса включает в себя  самостоятельную  (индивидуальную  или  коллективную) работу учащихся.

Форма итогового контроля — контрольная работа, в виде самостоятельного выполнения анализа текста, интерпретации стихотворного текста или тестирования по вопросам теории литературы.

Программа  спецкурса «Основы теории литературы». 5 класс. 34 часа.

Введение.

Литература как искусство слова. Литература - искусство, отражающее действительность, выражающее взгляды писателя и через читателя преобразующее действительность. Литература и жизнь. Литературоведение как наука, изучающая специфику и развитие словесно-художественного творчества.

Тема и идея литературного произведения.

Тема – объективная основа произведения. Тема – первое, что приходит на ум при характеристике произведения. Тема и тематика. Главная тема и множество частных тем; их системное единство. Тематическая целостность художественного произведения.

Идея – как выражение авторской позиции в художественном освещении темы, главная мысль. Место идеи в творческом процессе и в его результате (художественном произведении).

Сюжет литературного произведения.

Конфликт как основная пружина, источник энергии, динамического напряжения литературного произведения, сила, обеспечивающая развитие действия и сюжета.

Сюжет как художественная система событий, изображаемых автором. Основные элементы сюжета. Экспозиция – ориентация во времени и пространстве, представление действующих лиц, изображение событий, предшествующих завязке. Завязка как событие или группа событий, непосредственно ведущих к конфликту, знаменующие начало развития действия. Развитие действия как группа событий, необходимых для исчерпывающей реализации  конфликта. Кульминация – момент наивысшего напряжения действия, непосредственно ведущий к развязке. Развязка как событие, разрешающее конфликт, знаменующее конец развития действия.

Композиция литературного произведения.

Композиция как построение, организация литературного произведения, расположение его частей и элементов. Композиция сюжета. Композиция образного содержания. Внешняя композиция: соотношение целого произведения и составляющих его элементов (глав, частей и т.п.).

Тропы.

Изобразительно-выразительные средства языка. Многозначность слова в художественном контексте. Прямое и переносное значение слов и словосочетаний. Понятие тропа. Выразительные возможности тропа в поэтической речи.

Эпитет как образное определение, выраженное прилагательным, существительным или наречием. Назначение эпитета – эмоциональная насыщенность речи.

Сравнение как образное сопоставление двух или нескольких предметов, состояний или понятий, обладающих общим признаком. Сравнение – зерно, из которого вырастают все виды тропов.

Метафора – неназванное, сокращенное сравнение.

Олицетворение – перенос человеческих черт на неодушевленные предметы, явления.

Гипербола и литота как демонстративное преувеличение или преуменьшение реальных качеств предмета.

Стихи и проза.

Две разновидности речи – стих и проза. Основные признаки стиха: рифма, ритм, метр.

Рифма как регулярный звуковой повтор, имеющий организующую функцию в стихотворной речи.

Этимология термина «ритм». Ритм в широком и узком значении.

Метр как правильное чередование ритмических элементов текста – ударных и безударных слогов. Метр и его частные подразделения – размеры. Двусложные стихотворные размеры: ямб и хорей. Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.

Тематическое планирование.

Пояснительная записка.

Данное планирование рассчитано на работу в комплексе с учебником-хрестоматией Т.Ф.Курдюмовой «Литература. 5 класс» и программой по литературе под ред. Т.Ф.Курдюмовой.

Оно включает 34 занятия: одно вводное занятие; 2 занятия, связанных с практическим использованием полученных знаний в собственном речевом творчестве (написание сочинения); 2 итоговых занятия, целью которых является проверка знаний, полученных учащимися при изучении курса «Основы теории литературы». Кроме темы занятий, в планировании представлены содержание учебного материала по каждому занятию и планируемые результаты обучения.

В центре внимания планирования находятся не только занятия, связанные с изучением теоретического материала, но и практические занятия, связанные с  анализом текстов произведений различных авторов и различных эпох. Художественные произведения подобраны как иллюстрации к изучаемому понятию. В этой системе, таким образом, главное – не чтение и изучение художественного произведения с помощью теоретических знаний, а освоение теоретических понятий.

Выполняя творческую работу, предложенную планированием, учащиеся будут опираться не только на знакомые им произведения, на свой читательский опыт, но и на законы словесного искусства, которые станут для них руководством к действию. Таким образом, знания, приобретенные при изучении курса «Основы теории литературы», станут для них необходимыми.

Планирование рассчитано на реализацию литературного образования, на более свободную форму общения ученика с литературным произведением. Основные задачи занятий – привить учащимся вкус к чтению художественной литературы, вовлечь их в диалог с писателем, научить видеть основные изобразительно-выразительные средства и их роль в произведениях различных авторов.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса "Основы теории литературы". 5 класс. »







СПЕЦКУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ





ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ



5 КЛАСС.



Автор: учитель русского языка

и литературы

МБОУ Мирновской СШ

Пядышева О.Н.





Пояснительная записка.


Встреча с художественным произведением, если оно привлекло нас как читателей, всегда вызывает желание отклика. Но нельзя же отклик, даже самый восторженный, оформлять лишь как набор прилага­тельных в самой превосходной степени. Такая оценка всегда выглядит не только неубедительной, но она неин­тересна для всех прочих участников обсуждения.

Для разговора о произведении искусства нужно иметь в запасе те способы его оценки, которые уже сложились и обрели свои собственные формы. Теория лишь отражает определенный уровень обобщения, она помогает взглянуть на произведение искусства, располагая запасом наблюдений и формулировок, ко­торые накапливались у читателей многих поколений.

Знакомство учащихся с литературой как наукой начинает осуществляться в пятом классе, поэтому демонст­рация богатства и многообразия произведений искус­ства слова должна сопровождаться освоением элемен­тарных теоретических сведений, которые нужны для понимания учащимися не только содержания произ­ведения, но и его эстетической наполненности. Эмо­циональная яркость восприятия не мешает размыш­лению о прочитанном произведении, а стимулирует его. В свою очередь, размышлению необходим запас понятий, элементарная теоретиче­ская база.

Базовые теоретико-литературные понятия создают основы эстетического подхода к искусству слова. Система теоретико-литературного понятия — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя.

Программа данного спецкурса предлагает юному чита­телю осознать, что такое искусство, искусство слова, язык, текст, жанр, образ, композиция, сюжет, дают­ся сведения об отличии стиха от прозы, представле­ния о важнейших тропах и фигурах речи, о типах ре­чи: описании, повествовании и рассуждении.

Целью курса является овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Из цели вытекают задачи курса:

- формирование представлений о литературе как искусстве слова

- формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств,

- формирование аппарата теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-

художественных произведений.

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих

понятий.

Средством достижения поставленных цели и задач спецкурса является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления читателя-школьника.

В результате изучения курса у учащихся формируются следующие умения и навыки:

- овладение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

- умение выделять тему и идею произведения;

- умение видеть эстетическую функцию языковых средств произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню

подготовки.

Чтобы облегчить учащимся дальнейший переход от элементарной теории к более высоким началам, в курс включены вопросы, выходящие за пределы школьной программы 5 класса.

Изучение курса предполагается построить в виде лекций, уроков-практикумов, уроков-сообщений. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся.

Форма итогового контроля — контрольная работа, в виде самостоятельного выполнения анализа текста, интерпретации стихотворного текста или тестирования по вопросам теории литературы.


Программа спецкурса «Основы теории литературы». 5 класс. 34 часа.


Введение.

Литература как искусство слова. Литература - искусство, отражающее действительность, выражающее взгляды писателя и через читателя преобразующее действительность. Литература и жизнь. Литературоведение как наука, изучающая специфику и развитие словесно-художественного творчества.


Тема и идея литературного произведения.

Тема – объективная основа произведения. Тема – первое, что приходит на ум при характеристике произведения. Тема и тематика. Главная тема и множество частных тем; их системное единство. Тематическая целостность художественного произведения.

Идея – как выражение авторской позиции в художественном освещении темы, главная мысль. Место идеи в творческом процессе и в его результате (художественном произведении).


Сюжет литературного произведения.

Конфликт как основная пружина, источник энергии, динамического напряжения литературного произведения, сила, обеспечивающая развитие действия и сюжета.

Сюжет как художественная система событий, изображаемых автором. Основные элементы сюжета. Экспозиция – ориентация во времени и пространстве, представление действующих лиц, изображение событий, предшествующих завязке. Завязка как событие или группа событий, непосредственно ведущих к конфликту, знаменующие начало развития действия. Развитие действия как группа событий, необходимых для исчерпывающей реализации конфликта. Кульминация – момент наивысшего напряжения действия, непосредственно ведущий к развязке. Развязка как событие, разрешающее конфликт, знаменующее конец развития действия.



Композиция литературного произведения.

Композиция как построение, организация литературного произведения, расположение его частей и элементов. Композиция сюжета. Композиция образного содержания. Внешняя композиция: соотношение целого произведения и составляющих его элементов (глав, частей и т.п.).


Тропы.

Изобразительно-выразительные средства языка. Многозначность слова в художественном контексте. Прямое и переносное значение слов и словосочетаний. Понятие тропа. Выразительные возможности тропа в поэтической речи.

Эпитет как образное определение, выраженное прилагательным, существительным или наречием. Назначение эпитета – эмоциональная насыщенность речи.

Сравнение как образное сопоставление двух или нескольких предметов, состояний или понятий, обладающих общим признаком. Сравнение – зерно, из которого вырастают все виды тропов.

Метафора – неназванное, сокращенное сравнение.

Олицетворение – перенос человеческих черт на неодушевленные предметы, явления.

Гипербола и литота как демонстративное преувеличение или преуменьшение реальных качеств предмета.


Стихи и проза.

Две разновидности речи – стих и проза. Основные признаки стиха: рифма, ритм, метр.

Рифма как регулярный звуковой повтор, имеющий организующую функцию в стихотворной речи.

Этимология термина «ритм». Ритм в широком и узком значении.

Метр как правильное чередование ритмических элементов текста – ударных и безударных слогов. Метр и его частные подразделения – размеры. Двусложные стихотворные размеры: ямб и хорей. Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.

Тематическое планирование.

Пояснительная записка.

Данное планирование рассчитано на работу в комплексе с учебником-хрестоматией Т.Ф.Курдюмовой «Литература. 5 класс» и программой по литературе под ред. Т.Ф.Курдюмовой.

Оно включает 34 занятия: одно вводное занятие; 2 занятия, связанных с практическим использованием полученных знаний в собственном речевом творчестве (написание сочинения); 2 итоговых занятия, целью которых является проверка знаний, полученных учащимися при изучении курса «Основы теории литературы». Кроме темы занятий, в планировании представлены содержание учебного материала по каждому занятию и планируемые результаты обучения.

В центре внимания планирования находятся не только занятия, связанные с изучением теоретического материала, но и практические занятия, связанные с анализом текстов произведений различных авторов и различных эпох. Художественные произведения подобраны как иллюстрации к изучаемому понятию. В этой системе, таким образом, главное – не чтение и изучение художественного произведения с помощью теоретических знаний, а освоение теоретических понятий.

Выполняя творческую работу, предложенную планированием, учащиеся будут опираться не только на знакомые им произведения, на свой читательский опыт, но и на законы словесного искусства, которые станут для них руководством к действию. Таким образом, знания, приобретенные при изучении курса «Основы теории литературы», станут для них необходимыми.

Планирование рассчитано на реализацию литературного образования, на более свободную форму общения ученика с литературным произведением. Основные задачи занятий – привить учащимся вкус к чтению художественной литературы, вовлечь их в диалог с писателем, научить видеть основные изобразительно-выразительные средства и их роль в произведениях различных авторов.





Кол-во

часов


Тема


Содержание

учебного

материала


Методы

обучения

Формы

организации

учебно-

познавательной

деятельности

учащихся



Планируемые

результаты

обучения


ВВЕДЕНИЕ


1.

1.

Введение. Литературоведение как наука.

Литература как искусство слова. Литература - искусство, отражающее действительность, выражающее взгляды писателя и через читателя преобразующее действительность. Литература и жизнь. Литературоведение как наука, изучающая специфику и развитие словесно-художественного творчества.


Рассказ учителя, беседа, работа со словарем.

Ответы на вопросы.

Составление плана темы. Знакомство со словарем.


Иметь представление о специфике литературы в ряду других искусств. Знать о литературоведении как науке, изучающей специфику и развитие словесного творчества; о словарях литературоведческих терминов. Уметь составлять план темы, участвовать в диалоге.



ТЕМА И ИДЕЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.


2.

1

Тема литературного произведения.

Тема – объективная основа произведения. Тема – первое, что приходит на ум при характеристике произведения.

Объяснение учителя, беседа, работа со словарем.

Ответы на вопросы.

Составление плана темы. Работа со словарной статьей.


Знать понятие темы художественного произведения. Уметь выделять и формулировать тему произведения.

3.

1

Идея литературного произведения.

Идея – как выражение авторской позиции в художественном освещении темы, главная мысль. Место идеи в творческом процессе и в его результате (художественном произведении).


Объяснение учителя, беседа, работа со словарем.

Ответы на вопросы.

Составление плана темы. Работа со словарной статьей.


Знать понятие идеи художественного произведения. Уметь выделять и формулировать идею произведения.

4.

1.

Тема и идея былины «Вольга и Микула Селянинович»

Прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович». Микула Селянинович – эпический герой и носитель лучших человеческих качеств.

Комментированное чтение, аналитическая беседа.

Различные виды пересказа, выразительное чтение, анализ и интерпретация сказки. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Знать содержание былины. Уметь выделять и формулировать тему, идею произведения, определять конфликт; давать характеристику героев, выражать свое отношение к прочитанному, воспринимать и анализировать художественный текст



СЮЖЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.


5.

1.

Конфликт – основная движущая сила произведения.

Конфликт как основная пружина, источник энергии, динамического напряжения литературного произведения, сила, обеспечивающая развитие действия и сюжета.


Объяснение учителя, беседа, работа со словарем.

Ответы на вопросы.

Составление плана темы. Работа со словарной статьей.


Знать понятие конфликта в художественном произведении. Уметь определять конфликт в художественном произведении.

6.

1

Конфликт в сказке «Бой на Калиновом мосту».

Патриотический и гуманистический пафос сказки. Конфликт в сказке. Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое.

Беседа, слово учителя, работа с текстом, пересказ.

Различные виды пересказа, выразительное чтение, анализ и интерпретация сказки. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

Знать содержание сказки. Уметь выделять и формулировать тему, идею произведения, определять конфликт; давать характеристику героев, выражать свое отношение к прочитанному, воспринимать и анализировать художественный текст


7.

1

Сюжет как система событий. Основные элементы сюжета.

Сюжет как художественная система событий, изображаемых автором. Основные элементы сюжета. Экспозиция – ориентация во времени и пространстве, представление действующих лиц, изображение событий, предшествующих завязке. Завязка как событие или группа событий, непосредственно ведущих к конфликту, знаменующие начало развития действия. Развитие действия как группа событий, необходимых для исчерпывающей реализации конфликта. Кульминация – момент наивысшего напряжения действия, непосредственно ведущий к развязке. Развязка как событие, разрешающее конфликт, знаменующее конец развития действия.


Объяснение учителя, беседа, работа со словарем, сообщения учащихся.

Ответы на вопросы.

Составление плана темы. Работа со словарной статьей, подготовка сообщений.


Знать понятие сюжета литературного произведения, основных элементов сюжета: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки. Уметь выделять смысловые части художественного текста, характеризовать особенности сюжета.

8.


Как рождается сказка…

Сочинение сказки по известному сюжету: «Волшебное кольцо», «Шапка-невидимка», «Живая и мертвая вода».

Сочинение.

Участие в беседе, составление плана сочинения, написание черновика.



Уметь характеризовать особенности сюжета, писать сочинение по заданному сюжету.


КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.


9.

1

Композиция литературного произведения.

Композиция как построение, организация литературного произведения, расположение его частей и элементов. Композиция сюжета. Композиция образного содержания. Внешняя композиция: соотношение целого произведения и составляющих его элементов (глав, частей и т.п.).

Объяснение учителя, беседа, работа со словарем.

Ответы на вопросы.

Составление плана темы. Работа со словарной статьей.


Знать понятие композиции литературного произведения. Уметь характеризовать особенности композиции.

10.

1.

Особенности композиции поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Особенности композиции поэмы: пролог и 6 частей, связь пролога поэмы с русскими народными сказками, противопоставление Руслана его соперникам.

Беседа с элементами пересказа.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

Анализ и интерпретация произведений.

Составление плана.

Различные виды пересказа.


Знать содержание поэмы, особенности ее композиции. Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, строить устные высказывания в связи с изученным произве­дением, участвовать в диалоге по прочитанным произведениям с привлечением изученных литературоведческих понятий.


СТИХИ И ПРОЗА.


11.

1

Две разновидности речи – стих и проза.

Две разновидности речи – стих и проза. Основные признаки стиха: рифма, ритм, метр. Рифма как регулярный звуковой повтор, имеющий организующую функцию в стихотворной речи. Этимология термина «ритм». Ритм в широком и узком значении.

Объяснение учителя, беседа, работа со словарем, практические упражнения.


Ответы на вопросы.

Составление плана темы. Работа со словарной статьей. Составление схем, определение вида рифмы.


Знать об особенностях стихотворной речи: рифме, ритме, размере. Уметь отличать стихотворную речь от прозаической, определять рифму в стихотворном тексте.

12.

1

Особенности стихотворной речи. Поэтическая мастерская.

Выполнение практических упражнений по определению ритма, рифмы стихотворений: восстановление стихотворного текста, нахождение рифмующихся строчек. Работа над интонацией стихотворений.

Беседа. Практические упражнения.

Выполнение упражнений

Знать об особенностях стихотворной речи: рифме, ритме, размере. Уметь отличать стихотворную речь от прозаической, определять рифму в стихотворном тексте.

13.

1

Двусложные стихотворные размеры.

Метр как правильное чередование ритмических элементов текста – ударных и безударных слогов. Метр и его частные подразделения – размеры. Двусложные стихотворные размеры: ямб и хорей.

Объяснение учителя, беседа, работа со словарем, практические упражнения.

Ответы на вопросы.

Составление плана темы. Работа со словарной статьей. Составление схем, определение стихотворного размера.

Знать двусложные стихотворные размеры – ямб и хорей. Уметь определять двусложные стихотворные размеры.

14.

1

Трехсложные стихотворные размеры.

Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.


Объяснение учителя, беседа, работа со словарем, практические упражнения.

Ответы на вопросы.

Составление плана темы. Работа со словарной статьей. Составление схем,

Знать трехсложные стихотворные размеры – дактиль, анапест, амфибрахий. Уметь определять трехсложные стихотворные размеры, отличать их от двусложных.

15-16.

2.

Двух- и трехсложные стихотворные размеры в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Практикум. Определение стихотворных размеров стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Практические упражнения.

Выразительное чтение, составление схем, определение стихотворного размера.

Знать трехсложные и двухсложные стихотворные размеры. Уметь отличать трехсложные стихотворные размеры от двусложных.


ТРОПЫ


17.

1

Тропы как изобразительно-выразительные средства языка.

Изобразительно-выразительные средства языка. Многозначность слова в художественном контексте. Прямое и переносное значение слов и словосочетаний. Понятие тропа. Выразительные возможности тропа в поэтической речи.


Объяснение учителя, беседа, работа со словарем.

Ответы на вопросы.

Составление плана темы. Работа со словарной статьей. Нахождение в художественном тексте слов с переносным значением.


Знать определение тропа, о многозначности слов. Уметь находить в художественном тексте слова с переносным значением, определять роль тропа в поэтической речи.

18.

1

Эпитет и его назначение.

Эпитет как образное определение, выраженное прилагательным, существительным или наречием. Назначение эпитета – эмоциональная насыщенность речи.

Объяснение учителя, беседа, работа со словарем.

Ответы на вопросы.

Составление плана темы. Работа со словарной статьей. Нахождение в художественном тексте эпитетов и определение их роли.


Знать определение эпитета.

Уметь характеризовать

роль эпитета в художественном произведении.


19.

1.

Поэтические картины Родины в лирике И.С.Тургенева.

Тургенев - певец русской природы. Лирические стихотворения И.С.Тургенева («Осень», «Весенний вечер», «Гроза» и др.). Роль эпитетов в этих стихотворениях.

Слово учителя, выразительное чтение, аналитическая беседа.


Выразительное чтение. Анализ и интерпретация произведений.



Знать определение эпитета.

Уметь характеризовать

роль эпитета в художественном произведении.


20.

1

Метафора.

Метафора – неназванное, сокращенное сравнение.

Объяснение учителя, беседа, работа со словарем.

Ответы на вопросы.

Составление плана темы. Работа со словарной статьей. Нахождение в художественном тексте метафор и определение их роли.


Знать определение сравнения.

Уметь характеризовать

роль метафоры в художественном произведении.

21.

1

Анализ стихотворения К. Бальмонта «Золотая рыбка».

Родная природа в лирике К.Бальмонта. Точность и неожиданность взгляда на окружающий мир.

Слово учителя, выразительное чтение, аналитическая беседа.

Выразительное чтение. Анализ и интерпретация стихотворения.


Знать определение метафоры и эпитета.

Уметь характеризовать их

роль в художественном произведении.

22

1

Анализ сказки Джанни Родари. «Старые пословицы»

Сказка «Старые пословицы». Обучение умению анализировать художественное произведение.

Слово учителя, выразительное чтение, аналитическая беседа, сообщения учащихся.

Выразительное чтение. Анализ и интерпретация стихотворения,

подготовка сообщений.

Знать содержание сказки, уметь анализировать пословицы и поговорки. Знать определение метафоры и эпитета.

Уметь характеризовать их

роль в художественном произведении.

23

1

Сравнение.

Сравнение как образное сопоставление двух или нескольких предметов, состояний или понятий, обладающих общим признаком. Сравнение – зерно, из которого вырастают все виды тропов.

Объяснение учителя, беседа, работа со словарем.

Ответы на вопросы.

Составление плана темы. Работа со словарной статьей. Нахождение в художественном тексте сравнений и определение их роли.

Знать определение сравнения.

Уметь характеризовать

роль сравнения в художественном произведении.

24.

1

Роль сравнения в рассказе Е.Носова «Белый гусь».

Белый гусь – главный герой произведения. Выразительность художественных средств, с помощью которых создается образ главного героя.

Объяснение учителя, беседа, работа со словарем.

Ответы на вопросы.

Составление плана темы. Работа со словарной статьей. Нахождение в художественном тексте сравнений и определение их роли.

Знать определение сравнения.

Уметь характеризовать

роль сравнения в художественном произведении.

25.

1

Олицетворение

Олицетворение – перенос человеческих черт на неодушевленные предметы, явления.

Объяснение учителя, беседа, работа со словарем.

Ответы на вопросы.

Составление плана темы. Работа со словарной статьей. Нахождение в художественном тексте метафор и определение их роли.

Знать определение олицетворения.

Уметь характеризовать

роль олицетворения в художественном произведении.

26.


Особенности лирической прозы И.С.Шмелева.

Отражение красоты природы в лирической прозе И.С.Шмелева. Художественные приемы, используемые автором.

Слово учителя, беседа.

Выразительное чтение, анализ произведений.

Понимать образную природу слова, уметь воспринимать худ. текст, характеризовать роль выразительных средств.

27.

1

Гипербола и литота.

Гипербола и литота как демонстративное преувеличение или преуменьшение реальных качеств предмета.

Объяснение учителя, беседа, работа со словарем.

Ответы на вопросы.

Составление плана темы. Работа со словарной статьей. Нахождение в художественном тексте метафор и определение их роли.

Знать определение гиперболы и литоты.

Уметь характеризовать

роль гиперболы и литоты в художественном произведении.

28-29.

2

Миниатюрные зарисовки М.М.Пришвина. «Времена года».

М.М.Пришвин – певец природы. Тайны природы в его произведении.

Слово учителя, выразительное чтение, аналитическая беседа, сообщения учащихся.

Выразительное чтение. Анализ и интерпретация произведения,

подготовка сообщений.

Понимать образную природу слова, уметь воспринимать художественный текст, характеризовать роль выразительных средств.

30.

1

Сочинение-миниатюра. Запомнившееся мгновение весны.

Сочинение художественной зарисовки об одном из мгновений весны.

Слово учителя, беседа.

Отбор материала для сочинения.

Понимать образную природу слова, уметь писать сочинения с использованием различных художественных средств.

31.

1

Образы окружающего мира в стихотворениях Новеллы Матвеевой.

Н.Матвеева и ее стихи. Любимые образы и художественные приемы поэтессы.

Слово учителя, выразительное чтение, аналитическая беседа

Выразительное чтение. Анализ и интерпретация произведений.

Понимать образную природу слова, уметь воспринимать художественный текст, характеризовать роль выразительных средств.

33-34.

2

Итоговое занятие. Анализ рассказа К.Г.Паустовского «Снег».

Контрольная работа.

Самостоятельная работа учащихся.

Анализ рассказа, работа с карточками.

Понимать образную природу слова, уметь воспринимать художественный текст, характеризовать роль выразительных средств.




















Литература:


1. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В.И.Новиков, Е.А.Шкловский – М.: Педагогика-Пресс, 1998.

2.Безносов Э.Л., Ерохина Е.Л., Карнаух Н.Л. и др. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004.

3. Гапоненко П.А. «Природа … стройной верна простоте». Межпредметные связи при изучении лирики И.С.Тургенева. - Литература в школе, 1997. №3. С.124.

4. Гнусарева Н.В., Ручина Е.Л. «Там русский дух, там Русью пахнет…» Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». - Литература в школе, 1998. №7. С.152.

5. Друг Т.Г. Памятник Белому гусю. Урок по рассказу Евгения Носова «Белый гусь». – Литература в школе. 2007. №5. С.45.

6. Жителев В.И., Жителева Ж.И. Чтение былины «Вольга и Микула Селянинович». – Литература в школе, 2002. №9. С.43

7. Зарубина Л.И. Свидание с красотой. Урок по рассказу «Снег». – Литература в школе. 1996. №6. С.118.

8. Корнилов В. Покуда над стихами плачут… Книга о русской лирике. – М.: Академия, 1997.

9. Куприянова М.А. К.Бальмонт. «Золотая рыбка». – Уроки литературы. 2001. №7. С.6.

10. Панина Н. «Я не беру, не отнимаю, я отдаю…». Стихи Новеллы Матвеевой на уроке в 5 классе. – Уроки литературы. 2002. №6. С.13

11. Пранцова Г.В. Неповторимые мгновенья. Лирическая проза И.С.Шмелева и М.М.Пришвина на уроках литературы. – Литература в школе.1995. №4. С.83.

12. Федотов О.И. Введение в литературоведение. – М.: «Академия», 1998.


13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа спецкурса "Основы теории литературы". 5 класс.

Автор: Пядышева Ольга Николаевна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Организация спецкурсов в деятельности обучающихся на уроках физической культуры в системе дополнительного образования. "
    ["seo_title"] => string(140) "orghanizatsiia-spietskursov-v-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "124211"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414662011"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Учебное планирование занятий спецкурса "Знатоки русского языка" "
    ["seo_title"] => string(70) "uchiebnoie-planirovaniie-zaniatii-spietskursa-znatoki-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "213931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432184605"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства