Цели : Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Няне»; познакомить с понятием « послание». Познакомить с фрагментами биографии Пушкина.
Задачи:
Обучающие: учить выразительному чтению стихотворения; формировать умение видеть и понимать назначение средств художественной выразительности;
Развивающие : развивать речь, логическое мышление, воображение.
Воспитывающие: воспитывать интерес к классической литературе; любовь и сострадание к ближнему.
Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов,), проблемный метод.
Оборудование: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях (часть 1). Авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.5 класс.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: формирование интереса, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
– предметные – создать условия для интерпретации стихотворения «Няне» А.С. Пушкина, познакомив с биографией А. С. Пушкина, с жанром послание ; научить приемам анализа литературного произведения;
– метапредметные – создание условий для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; обучение самостоятельной организации деятельности, работая с разными источниками информации;
– личностные – формирование духовно-нравственных качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений, воспитание на примере литературных произведений вневременных, непреходящих нравственных ценностей, обучение доброжелательности в различных коммуникационных ситуациях.
1. Орг. момент.
Приветствие, проверка учащихся.
2. Проверка домашнего задания.
На дом вам было задано выразительное чтение баллады «Кубок».
- Что называется балладой? (это стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом).
3. Работа по теме урока.
1.Вхождение в тему.
-Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского – важная страница в истории русской литературы. В течение всей жизни Пушкин питал к Жуковускому уважение и был к немупривязан. Жуковский еще в 1815 году, прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском селе», воскликнул: «Вот у нас настоящий поэт!». С творчествои какого гения мы будем сегодня знакомиться? ( с творчеством А.С. Пушкина).
- Посмотрим по содержанию учебника какое произведение мы будем анализировать сегодня? (стихотворение «Няне»).
-Какие цели мы поставим сегодня на уроке?
-Какие личностные цели вы поставите сегодня?
-Откройте тетради запишите число и тему.
Слово о писателе.
-Какие факты биогррафии А.С. Пушкина вы уже знаете?
-Прочитайте самостоятельно биографию А.С. Пушкина на с. 91-с.92 и перескажите ее. Составьте в тетради план своего ответа.
Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это «чудное мгновение», которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же? Конечно, о няне Пушкина. Как звали няню? Арина Родионовна Яковлева – няня А.С.Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой, простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки. Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи А. С. был сослан в село Михайловское, где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной. Кажется, что общего может быть между ними? Пушкин – первый поэт России, её гений, один из самых просвещённых людей своего времени. А няня – простая неграмотная женщина, ещё недавно бывшая крепостной семейства Ганнибалов.Что означает фраза «была крепостной»? В год рождения Саши Арина Родионовна получила вольную, т. е. перестала быть крепостной и могла жить, где хотела. Но она не ушла из дома Пушкина, осталась в нём нянькой, и её заботами с детства были окружены будущий поэт и его брат с сестрой. Пушкин любил няню за доброту и ласку, за её умение сказывать сказки и петь песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлечённо, что, казалось, она сама их сочиняет. Воспоминания поэта о няне:
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки.
Небылицы, былины
Православной старины…
И вот, спустя полтора месяца после возвращения из ссылки, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Няне».
Анализ стихотворения.
Прочитаем выразительно стихотворение «Няне» на с. 92 – с. 93.
–Понравилось ли вам стихотворение?
–Какую картину вы себе представили?
–Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Словарная работа:
Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.
Горюешь, будто на часах – т. е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.
Вороты – устар. ворота.
Всечасно – постоянно.
–В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.
–Как называет поэт няню?
-– Почему он называет ее «подруга дней моих суровых»? Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?
–На сколько частей можно разделить стихотворение? ( На 4.)
–Можно разделить стихотворение на 4 части. 1 часть–обращение лирического героя к няне.
Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.
В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…
В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.
–От чьего лица написано стихотворение?
На что похоже это стихотворение? (На письмо.) Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием.
Послание – это письмо в стихах.
Эпитет – это слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета (серебрянные коньки, шелковые кудри)
Метафора – употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами(скрытое сравнение).(старость –осень жизни, крылья мельницы, висеть на волоске)
–Найдите эпитеты в стихотворении? ( старушка дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.
–Найдите метафоры?( тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни)
–Какие сравнения использует поэт? (горюешь, будто на часах – передают ее томительное ожидание)
–Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (Настроение стихотворения можно передать мрачными, темными красками, т. к. «дни суровые», «в глуши лесов», «чёрный путь». Лишь окно «светлицы» как светлое пятно на картине.)
4.. Итоги урока
5. Домашнее задание.
С. 92 – С. 93. - выразительное чтение. Доклад о поэме «Руслан и Людмила».
6. Рефлексия.
· сегодня я узнал.
· было трудно…
· я понял, что…
· я научился…
· я смог…
· было интересно узнать, что…
· меня удивило…
· мне захотелось…