Просмотр содержимого документа
«Наречие – неизменяемая часть речи»м»
Урок – исследование
Мой инновационный сценарий
« Наречие – неизменяемая часть речи »
Работу выполнила:
Учитель начальных классов
Масленкова В.П.
г.Дальнегорск
Цель работы :
формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи, которая называет признак, время, место или направление действия.
Задачи для учителя:
создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;
организовать исследовательскую деятельность уч-ся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.
Задачи для учащихся :
учиться ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;
научиться находить в тексте наречия и определять его грамматические признаки;
выяснить, что наречие – неизменяемая часть речи;
учиться применять наречия в речи.
Ход урока
Этап
Деятельность учителя
Организационный
Деятельность учащихся
Формирует 4 группы (раздает карточки со словами различных частей речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения)
Объединяются в 4 группы по названиям частей речи.
Формирование групп
Этап
Деятельность учителя
Формирование положительной мотивации
Ведет подводящий диалог:
Деятельность учащихся
- Чему будет посвящен урок?
- Что знаете об изученных частях речи?
1. Участвуют в диалоге:
-Так как сформировали группы по частям речи, будем применять знания о частях речи.
- Название, что обозначает, вопросы, как изменяется, каким является членом предложения.
2. Формулируют задание:
- Можно разобрать предложение по членам и частям речи.
Затруднение: какой частью речи является слово СКОРО
3. Формулируют тему урока
2. Создает проблемную ситуацию
- Я думаю, что ваши знания и умения помогут вам сформулировать и выполнить задания после чтения предложения:
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.
3. Побуждает к осознанию темы урока:
- Чем будем заниматься на уроке? Для чего вам это нужно узнать?
Этап
Деятельность учителя
Формулирование цели урока и постановка учебных задач
Что вы можете узнать об этой новой части речи?
Деятельность учащихся
- На какой вопрос о новой части речи вы уже можете ответить?
1 Участвуют в диалоге.
- Что обозначает?
-На какие вопросы отвечает?
- Со словами какой части речи связана?
- Как изменяется?
- Каким членом предложения является
В чем особенность состава слова?
В предложении эта часть речи является обстоятельством.
Этап
Деятельность учителя
Решение учебных задач
1 Стимулирует исследовательскую деятельность
2 Организует процесс решения учебных задач в группах:
- Познакомьтесь с текстом, обсудите в группах, как его можно использовать для «открытия» нового знания:
Деятельность учащихся
Почему решили, что эти слова необходимо исследовать?
Обсуждают в группах, приходят к выводу:
- В 1,2,4,5-м предложениях есть слова неизменяемой части речи.
Работа в группах
1-я группа – 1 предложение
(по-разному)
2-я группа – 2 предложение
(скоро)
3-я группа – 4 предложение
(повсюду)
4-я группа – 5 предложение
(вверх)
- Они не отвечают на вопросы известных частей речи и не обозначают предмет, признак предмета, действие предмета.
3 Побуждает к прогнозированию результата исследования
Попробуйте задать вопрос к вашему слову. Какие решим задачи?
4 Направляет исследовательскую деятельность
- Проанализируйте вопросы и скажите, что могут обозначать эти слова
По-разному встречают весну лесные жители. У зайчихи скоро появятся зайчата. В норе подрастает барсучонок. Повсюду можно увидеть и услышать синиц. Они взлетают вверх и возвещают приход весны.
Этап
Деятельность учителя
Решение учебных задач
5 Побуждает к решению следующих задач
- Подумайте, как изменяются слова изучаемой части речи?
6 Побуждает к решению следующих задач.
- Подумайте, как изменяются слова изученной части речи?
- Понаблюдайте, как изменяется ваше слово, если оно связано
(каждой группе учитель выдает карточку- помощницу
- Если это неизменяемая часть речи, какова может быть особенность состава слова?
Деятельность учащихся
Как называется часть речи, слова которой мы исследуем?
3 Прогнозируют результат:
- Узнаем, со словом какой части речи связано и на какой вопрос отвечает.
Как ? – признак действия (пр); когда ? – время действия (вр); где ? – место действия (м); куда ? – направление действия (н).
4 Предполагают, основываясь на имеющихся знаниях
Пытаются изменять, пользуясь карточкой
1гр.- встречал, встречала, встречало, встречали;
2гр.- появлюсь, появишься, появится;
3гр.- видишь, увидишь, увидел;
4гр.- что? чего? чему? чем? о чем?
Делают вывод : слова, которые исследуем, не изменяются. Эти слова не имеют окончания.
- Наречие
Какое получилось название?
1-я гр.- с глаголами разного рода и числа
2 гр.- с глаголами разного лица
3гр. – с глаголами разного времени
4гр.- пробует изменить форму своего слова так, чтобы оно отвечало на падежные вопросы.
- Древние римляне эту часть речи называли, если перевести на русский язык «приглаголие». В древнерусском языке слово «речь» имело различные значения, одно из которых - «глагол». Русские грамматисты изменили приставку при- на приставку на-.
Работа в группах
Этап
Деятельность учителя
Первичное закрепление полученных знаний
1. Предлагает четыре задания, одно из которых не подходит к теме урока, и просит найти это задание :
2. Предлагает определить уровень сложности заданий А,Б,В и отмечает их фишками разного цвета
3. Организует выполнение задания по выбору, наблюдает, кто из учащихся какой уровень выбрал, и кладет рядом с его работой соответствующую фишку
4 .Контролирует
Деятельность учащихся
1. Делают вывод, что задание Г не подходит к теме урока, т.к. в данном тексте нет наречий.
2. Определяют уровень сложности заданий и формулирует их
3 .Выполняют задания по выбору, после чего собираются в группы в соответствии с выполненным заданием с целью взаимопроверки
4. Исправляют свои ошибки и фиксируют затруднение
А. Весна пришла рано. Щедро разлилась полая вода. Всюду появились голубые озера.
Б. (Сверху, с неба) льется солнечный свет. (Весело, с шумом) журчат ручей-ки. (В четверг, сегодня) мы всем классом пойдем в музей.
В .(Где?) пахнет приходом весны. Она наступит (когда?). (Как?) будет светить солнце. (Как?) побегут ручейки.
Г. Весна. Мы наблюда…м и смотр..м как пробуж-да…тся природа. Зелене-…т леса и поля. Разли-ва…тся реки. Птицы спеш…т строить гнезда.
Этап
Деятельность учителя
Рефлексия
- Предлагаю в группах обсудить и изобразить на листе бумаги то, о чем узнали по данной теме.
- Остались ли какие-то вопросы?
Деятельность учащихся
Эту задачу решим на следующих уроках.
В группах схематично изображают то, о чем узнали на уроке.
- Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке: