Тема урока: Нахождение целого по его части.
Цель: развивать навык устного счета, развивать логическое мышление,
развивать умение работать самостоятельно и в группе,
воспитывать интерес к математике, воспитывать чувство дружбы и
взаимопонимания, воспитывать любовь к родному краю.
Ход урока.
1.Организационный момент. (Слайд № 1, 2)
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
2.Устный счет.
Подумаем!
а) Люда и Надя купили в буфете по булочке, а Лена забыла взять с собой деньги. Тогда Люда и Надя дали Лене по 1/2 булки. Кому больше досталось булки? (Лене досталась целая булка, а Люде и Наде по половине) (Слайд № 3)
б) У ежика 3 целых яблока, 10 половинок, 8 четвертинок. Сколько всего яблок у ежика? (У ежика 10 яблок) ( Слайд № 4)
в) По вертикальному столбу высотой 6 м движется улитка. За день она поднимается на 4 м, а за ночь опускается на 3 м. сколько дней потребуется улитке, чтобы добраться до вершины? (3 дня) (Слайд № 5)
г) Сколько сантиметров:
1/4 м, 3/5 м, 6/10м. (25 см, 60 см, 60 см)
Сколько метров:
1/5 км, 4/5 км,7/10 км. (200м, 800м, 700 м) (Слайд № 6)
д) Какую часть отрезка АВ составляет отрезок СД. Найдите длину отрезка АВ, если отрезок СД – 5см (А в
(Слайд № 7)
3.Работа с новой темой.
а) 1/8 отрезка АВ – 8 мм. Начертите отрезок АВ.
8 * 8 =64 мм = 6см 4мм (Слайд № 8)
д) Торт стоит 160 рублей. Его разрезали на 4 части. Сколько будет стоить 1/4 часть. Вы и два ваших друга пришли в кафе. Сколько денег вы заплатите, если каждый съест один кусок торта?
Решение (160:4=40(р.) стоит 1 кусок, 40*3=120 (р.) надо заплатить (Слайд №9, 10)
Физминутка (Слайд № 11)
в) М.д. 1\2 часа, 1/3часа, 1/4 часа, 1/10 часа. (30мин, 20мин, 15 мин, 6мин) (Слайд № 12)
г) Решение задачи
Протяженность реки Дон по Воронежской области составляет 530 км. Это составляет 1/3 часть всей длины реки Дон. Найдите длину реки Дон.
Решение: (530*3=1590 (км) длина реки Дон) (Слайд № 13, 14)
Береза живет 240 лет. Это составляет 1/5 часть жизни голубой ели. Сколько лет живет голубая ель.
240*5=1200(л) ж - живет голубая ель (Слайд № 15, 16, 17)
Физминутка (Слайд № 18)
4. Закрепление изученного.
Задача № 227. (Слайд № 19)
Купили 5 мотков электрического провода, по 56 метров в каждом. Израсходовали 2/7 части всего провода. Сколько метров провода осталось?
Решение: (56*5=280м – всего провода, 280:7*2=80м – израсходовали , 280-80= 200(м) – провода осталось)
5.Повторение пройденного
а) Задача № 231. (самостоятельная работа) (Слайд № 20)
Лимоны раскладывали в корзины, по 100 штук в каждую. Сколько было лимонов, если заполнили 15 корзин и еще 30 лимонов осталось?
Решение: (100*15+30=1530 (л)- было)
б) Деление с остатком. № 229 (проверка) (Слайд № 21)
76:8=9 (ост.4) 8*9+4=76,
54:11=4 (ост. 10) 4*11+10=54
612:7=87 (ост.3) 87 *7+3=612
793:6= 132 (ост 1) 132*6+1=793
939:4 =234 (ост.3) 234 *4+3=939
в) Задача № 228. (Слайд № 22)
За 3 часа работы бульдозер разровнял 234 квадратных метра дороги. Сколько квадратных метров дороги разровняет бульдозер за 10 часов, если будет работать с такой же производительностью?
Решение: (234:3=78- за 1 час, 78* 10=780- за 10 часов)
6. Групповая работа по рядам
Решение задачи (по карточкам)
6 конфет составляет 1/7 всех конфет. Сколько всего конфет?
8 конфет составляет 1/3 всех конфет. Сколько всего конфет?
3 конфеты составляют 1/8 всех конфет. Сколько всего конфет
Все конфеты разделите всем ученикам нашего класса. Сколько конфет получит каждый?
Решение (6*7=42, 8*3=24, 3*8 =24, 42+24+24=90, 90:18=5)
7. Итог урока (Слайд № 23)
Каким действием находим целое по его части? (умножение)
Каким действием находим часть целого числа (деление)
8.Домашнее задание: стр. 48. № 229, 228. (Слайд № 24)
Урок подготовлен учителем начальных классов МОУ СОШ № 21
Горбуновой Т.В.