Просмотр содержимого документа
«"Моделирование как один из способов формирования УУД на уроках в начальной школе".»
Моделирование
как один из способов формирования универсальных
учебных действийна уроках в начальной школе
Универсальные учебные действия
а)личностные
умение ставить учебные задачи
умение планировать свою деятельность
умение действовать по плану
умение рефлексировать
умение осуществлять контрольно-оценочную деятельность
б)познавательные
умение наблюдать, сравнивать, классифицировать действия и предметы
по определенному признаку
умение работать с различными источниками информации
умение создавать презентации на заданную тему
в)познавательные и знаково-символические
умение работать с моделями для решения разных задач
г)коммуникативные
умение работать в группе, паре
умение считаться с мнением товарищей
умение отстаивать и доказывать свое мнение
Что развито у младшихшкольников(на что опираться учителю)
Острая любознательность
Яркие эмоции
Любят рассуждать
Легко фантазируют
Любят игры, инсценировки
Любят рисовать, делать поделки
Восприимчивы к красоте и гармонии
Что мало развито умладших школьников(что необходимо развивать)
Интеллектуальное мышление
Сосредоточенность внимания
Моторика
Подготовленность к художественно – речевой деятельности
Словесно- логическая память
Понятийное мышление
Самооценка
Навыки моделирования
Моделирование - целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении с помощью модели.
Модель – упрощенное материальное или информационное представление (образ) реального объекта, частично воспроизводящее объект, его свойства и поведение.
Результат моделирования - новая информация о существующем объекте, его свойствах и поведении, либо прогноз свойств и поведения конкретной новой, ранее не существовавшей, модификации объекта.
МОДЕЛИ
Схематизированные
Знаковые
Вещественные
предметы
Словесные
Графические
заменители предметов
краткая запись
рисунок
Математические
таблица
условный рисунок
схема
чертеж
выражение
уравнение
формула
равенство
Модели на уроках математики
Модель может использоваться
на разных этапах решения задачи:
У Миши было 5 открыток,
а у Васи – 3.
На сколько открыток
у Миши больше?
Оформление краткой записи
А)
?
Составьте свое условие к данной модели задачи
?
Б)
Мама купила 4 яблока и 2 груши.
Сколько всего фруктов купила мама?
7
8
8
Деление суммы на число
Деление числа на произведение
8
По аналогии с вышеуказанными моделями выполните вычисления:
(13 + 5) : 3
(15 + 5) : 5
32 : (16 ∙ 2)
18 : ( 3 ∙ 2).
8
Модели широко используются в математике
при изучении темы«Доли»
Нарисуйте модели следующих долей 3 , 5
4
9
8
Дайте названия следующим моделям
8
Внимательно рассмотрите рисунок
Подберите нужную модель к каждому рисунку
Соедините линиями арифметическое действие и соответствующую модель?
3 ∙ 4 4 ∙ 2 2 ∙ 5
8
Модели на уроках обучения грамоте
Использование моделей слов, предложений
начинается уже с первых уроков обучения чтению.
Игра «Живые звуки»
Какое слово получится?
8
В русском языке принят следующий
порядок разбора слова по составу:
1.окончание
2.основа
3.корень
4.приставка
5.суффикс
С помощью данных условных обозначений постройте модель следующих слов:подберезовики, складка, дорога, развалина, внеклассный.
Придумайте и запишите слова,
соответствующие следующим моделям:
8
Можно построить не только модель
слова, но и предложения
Придумайте и запишите предложения,
соответствующие следующим моделям:
Составьте алгоритм разбора предложения по
членам, выполните его для следующих предложений:
Дети пошли в лес за ягодами, грибами и орехами.
Миша читает интересную книгу.
17
Успешность изучения литературного чтения в начальной школе обеспечивает результативность обучения по другим предметам
Далеко не все дети умеют читать художественные произведения осознанно.
Большинство воспринимает чтение как механический процесс.
Детям интересно самим участвовать в создании моделей.
Литературное произведение становится доступнее для многогранного восприятия.
Модель обложки
Модель-сравнение
Модель-описание
Модель-рассуждение
Блок-схема
Тема
Жанр
Обозначение
О природе
Цвет
Сказка
Зелёный
О родной стране
Пословица
Рассказ
Красный
О детях
Жёлтый
Загадка
О животных
Стихотворение
Коричневый
О волшебстве и приключениях
Синий
Басня
Былина
Очерк
?
Вот так можно применять модель обложки
Вспомните и назовите произведение к каждой модели.
Чем похожи эти произведения?
Чем отличаются?
Выберите модель, подходящую к произведению.
Ещё одно применение: подбор произведений по жанру или теме в соответствии с моделью.
А если расширить применение моделей обложки?
- Прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель.
- Расположи модели по порядку.
- Какие части сказки совпадают?
- Определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ.
- Прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует.
- Составь несколько вопросов для самых внимательных читателей.
- Нарисуй иллюстрацию к части сказки.
- Соотнеси иллюстрации с моделями.
- Соотнеси план пересказа с моделями.
- Перескажи предложенную часть.
- Найди модель части сказки, в которой есть описание зимнего леса.
- Определи, из какой части сказки взяты строки.
- Соответствует ли отрывок сказки данной модели?.
- Найди ошибку в наложении моделей на текст.
Как строится модель-описание
Круг принадлежности герою
Свойство
Действие
Обозначение - заместитель героя
Свойство
Свойство
Действие
Действие
Опорные слова
Сказка Братьев Гримм «Заяц и Ёж»
Невежливый
Вежливый
Важный
Приветливый
Гордый
Заботливый
Грубый
Умный
Глупый
Хитрый
Это несложная модель: два героя и их свойства
27
Не выпускала утят из виду, бросалась спасать
М.Пришвин «Ребята и утята»
УТЯТА
УТОЧКА
ЗАШВЫРЯЛИ ШАПКАМИ
ЖЕЛАЕТ СЧАСЛИВОГО ПУТИ
СПРАШИВАЕТ,
ПРИКАЗЫВАЕТ
АВТОР
РЯБЯТА
ВЫПОЛНЯЮТ ПРИКАЗ
Структура модели-сравнения
Модель-сравнение составляется из двух и более моделей-описаний
Второй герой
Свойства и действия первого героя
Общие черты героев
Свойства и действия второго героя
Первый герой
Позволяет сравнить героев, события, поведение, литературные жанры.
А это — модель-сравнение
Рассказ Валентины Чаплиной «Мушка»
Забота, дружба, любовь
Стало
Было
Большая
Поправилась
Худая
Серая
Перестала хромать
Хромая
Огромная
Блестящая и пушистая
Грязная
Сильная
Маленькая
Чёрная
Страшная
П угливая
Слабая
Выскочила
Залаяла
Выскочила
Лаяла
Бросилась
Бросилась
Не отступала
Растерялась
Кинулась
Старалась загородить собой
Удивилась
Не тронула
Преданность, благодарность, храбрость
Модель - сравнение
Описание Мушки и опасной собаки.
Какой стала
Какой была
перестала хромать
хромая
блестящая, пушистая
грязная
поправилась
худая
огромная
пугливая
МУШКА
большая
маленькая
ОПАСНАЯ
СОБАКА
сильная
черная
страшная
слабая
Потому что… Так как…
Вопрос
Ответ
Может строиться как развитие других видов моделей, а может быть и самостоятельной.
Кое-что любопытное:модель-рассуждение
Рассказ Виктора Драгунского «Что любит Мишка»
Почему непохвально?
Целый
мир
Разные разности
Собака
Еда,
еда, еда…
Строгание
Всё-всё
Булки
Дениска
Слонёнок
Пельмени
Кильки
Лань
Мишка
Колбаса
Древние воины
Вареники
Прохладные звёзды
Печёнка
Одинаковое, съедобное
Крыжовник
НАНАЙСКАЯ СКАЗКА «АЙОГА»
ПРОСИТ
ПОМОЩЬ
ПРЕДЛАГАЕТ
ПОМОЩЬ
МАТЬ
ОТКАЗЫВАЕТ
БЛАГОДАРИТ
АЙОГА
СОСЕДСКАЯ
ДЕВОЧКА
СЕРДИТСЯ
ДЕЛИТЬСЯ
Особенности блок-схем
Такие модели — описывают структуру сюжета
И могут содержать линейные, разветвлённые и кольцевые участки
Кульминация
Развитие событий
Развязка
Завязка
Концовка
Завязка
Концовка
Зачин
Использовать цвет в моделях можно по-разному. Но лучше всего цвет подходит для выражения эмоций (вот, как здесь, в линейной блок-схеме). Если же эмоции ― главное в модели ― получаем модель-настроение!
А вот и пример блок-схемы
Рассказ Евгения Пермяка «Пичугин мост»
Мечты
Сёма Пичугин
Речка Быстрянка
Мостишко
Мосток
Мост
Кстати, здесь форма элементов отражает основную мысль каждого блока: описание героя , описание свойств или описание действий. Такое иногда возможно.