kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Моделирование как один из способов формирования УУД на уроках в начальной школе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моделирование - один из наиболее удачных методов для развития мыслительной деятельности младших школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Моделирование как один из способов формирования УУД на уроках в начальной школе".»

Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий  УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Моделирование

как один из способов формирования универсальных

учебных действий

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Универсальные учебные действия а) личностные  умение ставить учебные задачи  умение планировать свою деятельность  умение действовать по плану  умение рефлексировать  умение осуществлять контрольно-оценочную деятельность  б) познавательные    умение наблюдать, сравнивать, классифицировать действия и предметы по определенному признаку  умение работать с различными источниками информации  умение создавать презентации на заданную тему в) познавательные и знаково-символические   умение работать с моделями для решения разных задач  г) коммуникативные  умение работать в группе, паре  умение считаться с мнением товарищей  умение отстаивать и доказывать свое мнение

Универсальные учебные действия

а) личностные

  • умение ставить учебные задачи
  • умение планировать свою деятельность
  • умение действовать по плану
  • умение рефлексировать
  • умение осуществлять контрольно-оценочную деятельность

б) познавательные

  • умение наблюдать, сравнивать, классифицировать действия и предметы

по определенному признаку

  • умение работать с различными источниками информации
  • умение создавать презентации на заданную тему

в) познавательные и знаково-символические

  • умение работать с моделями для решения разных задач

г) коммуникативные

  • умение работать в группе, паре
  • умение считаться с мнением товарищей
  • умение отстаивать и доказывать свое мнение

Что развито у младших  школьников  (на что опираться учителю ) Острая любознательность Яркие эмоции Любят рассуждать Легко фантазируют Любят игры, инсценировки Любят рисовать, делать поделки Восприимчивы к красоте и гармонии

Что развито у младших школьников (на что опираться учителю )

  • Острая любознательность
  • Яркие эмоции
  • Любят рассуждать
  • Легко фантазируют
  • Любят игры, инсценировки
  • Любят рисовать, делать поделки
  • Восприимчивы к красоте и гармонии

Что мало развито у  младших школьников  (что необходимо развивать) Интеллектуальное мышление Сосредоточенность внимания Моторика Подготовленность к художественно – речевой деятельности Словесно- логическая память Понятийное мышление Самооценка Навыки моделирования

Что мало развито у младших школьников (что необходимо развивать)

  • Интеллектуальное мышление
  • Сосредоточенность внимания
  • Моторика
  • Подготовленность к художественно – речевой деятельности
  • Словесно- логическая память
  • Понятийное мышление
  • Самооценка
  • Навыки моделирования

Моделирование – целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении с помощью модели. Модель – упрощенное материальное или информационное представление (образ) реального объекта, частично воспроизводящее объект, его свойства и поведение. Результат моделирования – новая информация о существующем объекте, его свойствах и поведении, либо прогноз свойств и поведения конкретной новой, ранее не существовавшей, модификации объекта.

Моделирование –

целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении с помощью модели.

Модель –

упрощенное материальное или информационное представление (образ) реального объекта, частично воспроизводящее объект, его свойства и поведение.

Результат моделирования –

новая информация о существующем объекте, его свойствах и поведении, либо прогноз свойств и поведения конкретной новой, ранее не существовавшей, модификации объекта.

Что такое «МОДЕЛЬ» и зачем она нужна Разделите предложенные изображения на две группы, укажите номера рисунков, вошедшие в каждую из них. Дайте название группам.   2 1  5 4 3  8 9 10 6 7  14 13 12 11 Перед вами реальные объекты и их модели. Модель  – это упрощенный «заместитель» некоторого объекта, сохраняющий все его признаки. Укажите стрелками соответствие между объектом и его моделью.

Что такое «МОДЕЛЬ»

и зачем она нужна

Разделите предложенные изображения на две группы, укажите номера рисунков, вошедшие в каждую из них. Дайте название группам.

2

1

5

4

3

8

9

10

6

7

14

13

12

11

Перед вами реальные объекты и их модели.

Модель – это упрощенный «заместитель» некоторого объекта, сохраняющий все его признаки.

Укажите стрелками соответствие между объектом и его моделью.

Заполните предложенную таблицу № М одель 1 2 Для чего и почему создана? 3  глобус  аквариум  макет сердца Вывод: Человек создает модель для того, чтобы с ее помощью можно было изучить некоторые особенности объекта.  6

Заполните предложенную таблицу

М одель

1

2

Для чего и почему создана?

3

глобус

аквариум

макет сердца

Вывод: Человек создает модель для того, чтобы с ее помощью можно было изучить некоторые особенности объекта.

6

Есть ли в ваших учебных кабинетах модели? Используете ли вы модели дома? Приведите примеры. Где еще в жизни можно встретиться с моделями?

Есть ли в ваших учебных кабинетах

модели?

Используете ли вы модели дома?

Приведите примеры.

Где еще в жизни можно встретиться с моделями?

Модель Материальная   Информационная  Словесная  Серый. Большой. С хоботом. Графическая   Математическая  А+В=В+А

Модель

Материальная

Информационная

Словесная

Серый.

Большой.

С хоботом.

Графическая

Математическая

А+В=В+А

Модели на уроках математики   Модель может использоваться на разных этапах решения задачи:     У Миши было 5 открыток, а у Васи – 3. На сколько открыток у Миши больше? Оформление краткой записи А) ? 9

Модели на уроках математики

Модель может использоваться

на разных этапах решения задачи:

У Миши было 5 открыток,

а у Васи – 3.

На сколько открыток

у Миши больше?

Оформление краткой записи

А)

?

9

Составьте свое условие к данной модели задачи ? Б) Мама купила 4 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов купила мама? 10

Составьте свое условие к данной модели задачи

?

Б)

Мама купила 4 яблока и 2 груши.

Сколько всего фруктов купила мама?

10

Какое условие соответствует модели?  11

Какое условие соответствует модели?

11

3 часа В) 15км/ч  18км/ч  ?км Что можно сказать по данной модели? Как называются подобные задачи?  Составь свою задачу по данной модели 12

3 часа

В)

15км/ч

18км/ч

?км

Что можно сказать по данной модели?

Как называются подобные задачи?

Составь свою задачу по данной модели

12

Деление суммы на число Деление числа на произведение 13

Деление суммы на число

Деление числа на произведение

13

Модели широко используются в математике при изучении темы  «Дроби и доли» Нарисуйте модели следующих дробей 3 , 5            4 9 13

Модели широко используются в математике

при изучении темы

«Дроби и доли»

Нарисуйте модели следующих дробей 3 , 5

4

9

13

Дайте названия следующим моделям Укажите объект моделирования.  Какие еще модели можно составить к данному объекту?  13

Дайте названия следующим моделям

Укажите объект моделирования.

Какие еще модели можно составить к данному объекту?

13

Внимательно рассмотрите рисунок    Подберите нужную модель к каждому рисунку   Соедините линиями арифметическое действие и соответствующую модель?
  • Внимательно рассмотрите рисунок

  • Подберите нужную модель к каждому рисунку

  • Соедините линиями арифметическое действие и соответствующую модель?

3 ∙ 4 4 ∙ 2 2 ∙ 5

13

Модели на уроках обучения грамоте Использование моделей слов, предложений начинается уже с первых уроков обучения чтению.  Игра «Живые звуки»  Какое слово получится? 13

Модели на уроках обучения грамоте

Использование моделей слов, предложений

начинается уже с первых уроков обучения чтению.

  • Игра «Живые звуки»

Какое слово получится?

13

При обучении письму  целесообразно использовать не только звуковые модели слов, но и самостоятельно разработанные детьми алгоритмы выполнения заданий Алгоритм   Прочитай слова  Рассмотри схемы слов  Соедини линией схему с соответствующим словом  Подпиши под схемой соответствующее слово  Проверь себя. Прочитай слово по схеме 13

При обучении письму

целесообразно использовать не только звуковые

модели слов, но и самостоятельно

разработанные детьми алгоритмы

выполнения заданий

Алгоритм

  • Прочитай слова
  • Рассмотри схемы слов
  • Соедини линией схему с соответствующим словом
  • Подпиши под схемой соответствующее слово
  • Проверь себя. Прочитай слово по схеме

13

В русском языке принят следующий порядок разбора слова по составу:   1.   окончание 2.   основа 3.   корень 4.   приставка 5.   суффикс С помощью данных условных обозначений постройте модель следующих слов: подберезовики, складка, дорога, развалина, внеклассный.    Придумайте и запишите слова, соответствующие следующим моделям:   13

В русском языке принят следующий

порядок разбора слова по составу:

1. окончание

2. основа

3. корень

4. приставка

5. суффикс

С помощью данных условных обозначений постройте модель следующих слов: подберезовики, складка, дорога, развалина, внеклассный.

Придумайте и запишите слова,

соответствующие следующим моделям:

13

Можно построить не только модель слова, но и предложения Придумайте и запишите предложения, соответствующие следующим моделям: Составьте алгоритм разбора предложения по членам, выполните его для следующих предложений:   Дети пошли в лес за ягодами, грибами и орехами.   Миша читает интересную книгу.  20

Можно построить не только модель

слова, но и предложения

  • Придумайте и запишите предложения,

соответствующие следующим моделям:

  • Составьте алгоритм разбора предложения по

членам, выполните его для следующих предложений:

  • Дети пошли в лес за ягодами, грибами и орехами.

  • Миша читает интересную книгу.

20

Моделирование на уроках слушания, литературного чтения Жанры обозначаются фигурами: Сказка  Рассказ  Стихотворение   Пословица Загадка Басня  ? 21

Моделирование на уроках слушания,

литературного чтения

Жанры обозначаются фигурами:

Сказка

Рассказ

Стихотворение

Пословица

Загадка

Басня

?

21

Темы чтения замещаются цветом:   о Родине —  о детях —  о приключениях, волшебстве, фантастике -   о природе —  о животных —   22

Темы чтения замещаются цветом:

о Родине —

о детях —

о приключениях, волшебстве, фантастике -

о природе —

о животных —

22

Эпизод урока литературное чтение (слушание) 1 класс ________________  Что любит Мишка _____________          Мешок яблок 1.В. Драгунский 2. С. Есенин 3. Х.К. Андерсен   1.А. Барто  2. В. Сутеев  3 Н. Носов 22

Эпизод урока литературное чтение

(слушание) 1 класс

________________

Что любит Мишка

_____________

Мешок яблок

1.В. Драгунский

2. С. Есенин

3. Х.К. Андерсен

1.А. Барто

2. В. Сутеев

3 Н. Носов

22

Составление словесной модели героя По словесной модели узнай героя сказки, соотнеси модель с картинкой и назови героя находчивый  смелый добрый   глупый хитрый злой  22

Составление словесной модели героя

По словесной модели узнай героя сказки,

соотнеси модель с картинкой и назови героя

находчивый

смелый

добрый

глупый

хитрый

злой

22

Определите сказку и сказочного персонажа по словесным моделям  Круглый, съедобный, живой.  2) Земноводное, принадлежит царскому роду.  3) Животное, повредило ювелирное изделие естественного происхождения.  4) Овощ, выросший до громадных размеров. В сборе урожая участвовали: дед, баба, внучка, Жучка и другие. 22

Определите сказку и сказочного

персонажа по словесным моделям

  • Круглый, съедобный, живой.

2) Земноводное, принадлежит царскому роду.

3) Животное, повредило ювелирное изделие естественного происхождения.

4) Овощ, выросший до громадных размеров. В сборе урожая участвовали: дед, баба, внучка, Жучка и другие.

22

1.Заполните модель к сказке «Репка». 2. Составьте словесную и графическую модели смерти Кощея в русских народных сказках. 22

1.Заполните модель к сказке «Репка».

2. Составьте словесную и графическую модели

смерти Кощея в русских народных сказках.

22

Определите, какой сказке принадлежит следующая модель жук  цветок  жаба  девочка  женщина крот  ласточка эльф  полевая мышь  27

Определите, какой сказке

принадлежит следующая модель

жук

цветок

жаба

девочка

женщина

крот

ласточка

эльф

полевая мышь

27

Творческое задание на основе словесно-графического моделирования   Однажды Братец Лис повстречал в лесу Братца Медведя и тот задал ему такую трепку за то, что Братец Лис и Братец Кролик не ладят. «Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». Л +   К - Как вы думаете, возможно ли это? Придумайте историю о том, как братец Кролик и Братец Лис подружились. 28

Творческое задание на основе

словесно-графического моделирования

Однажды Братец Лис повстречал в лесу Братца Медведя и тот задал ему такую трепку за то, что Братец Лис и Братец Кролик не ладят. «Вы, говорит, соседи, должны жить дружно».

Л

+

К

- Как вы думаете, возможно ли это? Придумайте историю о том, как братец Кролик и Братец Лис подружились.

28

Модели и «Окружающий мир»  Что обозначают следующие модели?  1 2 Когда и кем они могли быть составлены? 29

Модели и «Окружающий мир»

Что обозначают следующие модели?

1

2

Когда и кем они могли быть составлены?

29

Астрономы создают модели созвездий Созвездие можно изобразить и в форме фантастического персонажа.   Придумайте новое созвездие. Нарисуйте его, создайте графическую модель. 29

Астрономы создают модели созвездий

Созвездие можно изобразить и в форме

фантастического персонажа.

Придумайте новое созвездие.

Нарисуйте его, создайте графическую модель.

29

Путешественники по картам составляют маршруты. Их тоже можно отнести к моделям.  29

Путешественники по картам составляют маршруты.

Их тоже можно отнести к моделям.

29

Вместе с родителями нарисуй свою улицу, дом, школу так, как будто смотришь на них сверху. А затем красным карандашом проведи свой путь от школы до дома. Опасные места отметь кружком.
  • Вместе с родителями нарисуй свою улицу, дом, школу так, как будто смотришь на них сверху.
  • А затем красным карандашом проведи свой путь от школы до дома.
  • Опасные места отметь кружком.

29

Пример работы ученика 29

Пример работы ученика

29

Фрагмент урока в 1 классе 29

Фрагмент урока в 1 классе

29

Укажите процесс, для которого создана следующая модель. 29

Укажите процесс,

для которого создана следующая модель.

29

Моделирование на уроках «Технологии» Елочное украшение «Объёмная звезда»  Графическая модель звезды Алгоритм изготовления звезды  Обведи на бумаге 2 модели звезды Вырежи обе звездочки Отогни назад места склейки Продави линии, обозначенные пунктиром Склей обе половинки, вставив в середину ниточку 29

Моделирование на уроках «Технологии»

Елочное украшение «Объёмная звезда»

Графическая модель звезды

Алгоритм изготовления звезды

  • Обведи на бумаге 2 модели звезды
  • Вырежи обе звездочки
  • Отогни назад места склейки
  • Продави линии, обозначенные пунктиром
  • Склей обе половинки, вставив в середину ниточку

29

Таким образом, актуальность применения на уроках различных видов моделей обусловлена несколькими факторами:  возможностью использования приёмов технологии развивающего обучения,  оптимизацией процесса формирования универсальных учебных действий,  экономией времени урока,  возможностью обратиться к модели в случае затруднения,  развитием монологической и диалогической речи,  развитием процессов мыслительной деятельности учащихся. 29

Таким образом, актуальность применения

на уроках различных видов моделей обусловлена

несколькими факторами:

  • возможностью использования приёмов технологии

развивающего обучения,

  • оптимизацией процесса формирования

универсальных учебных действий,

  • экономией времени урока,
  • возможностью обратиться к модели в случае

затруднения,

  • развитием монологической и диалогической речи,
  • развитием процессов мыслительной деятельности

учащихся.

29

Рефлексия  - тема мастер-класса вас заинтересовала, вы хотите узнать больше о ней  ?  - тема мастер-класса вас заинтересовала, вы в ней хорошо разобрались, сами часто применяете модели на уроках !  - тема мастер-класса вас не заинтересовала  - 29

Рефлексия

- тема мастер-класса вас заинтересовала, вы хотите узнать больше о ней

?

- тема мастер-класса вас заинтересовала, вы в ней хорошо разобрались, сами часто применяете модели на уроках

!

- тема мастер-класса вас не заинтересовала

-

29

Весь мир — открытая задача. Решай — и ждет тебя удача…  А.А. Гин  Успехов в творческих поисках! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 29

Весь мир — открытая задача.

Решай — и ждет тебя удача… А.А. Гин

Успехов в творческих поисках!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

29


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Моделирование как один из способов формирования УУД на уроках в начальной школе".

Автор: Лебедько Галина Петровна

Дата: 14.12.2019

Номер свидетельства: 531888

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад на тему: «Современные образовательные технологии в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(83) "doklad-na-tiemu-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "162752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422385542"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) ""Моделирование как один из способов формирования УУД на уроках в начальной школе"."
    ["seo_title"] => string(80) "modelirovanie_kak_odin_iz_sposobov_formirovaniia_uud_na_urokakh_v_nachalnoi_shko"
    ["file_id"] => string(6) "531859"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1576332990"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта урока по окружающему миру "Берегите лес-кладовую здоровья" "
    ["seo_title"] => string(97) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-bierieghitie-lies-kladovuiu-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "127425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415300282"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Проектирование урока в свете реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniieurokavsvietieriealizatsiitriebovaniifgos"
    ["file_id"] => string(6) "278360"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453057055"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства