Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г. Новокубанска Краснодарского края
План конспект урока по русскому языку
в 3 классе по теме:
«Род имени существительного»
УМК «Школа России» 3класс,
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение», 2013г
Автор:
Середа Ольга Паловна
учитель начальных классов
2013г
Тема урока: Род имени существительного.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Предметные задачи:
Метапредметные:
умение принимать и сохранять цель урока;
умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Оборудование: презентация Power Point, интерактивная доска, компьютер, электронное приложение к учебнику, учебник , тетради
Используемая литература:
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА
Петерсон Л.Г.: «Интегративная технология развивающего обучения», Москва: НИИ школьных технологий, 2012.
Петерсон Л.Г.: Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности», М.; «Просвещение», 2011.
УМК «Школа России» 3класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение», 2013г, электронное приложение к учебнику
ХОД УРОКА.
1. Организация детей к уроку.
- С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень.
Начинаем наш урок!
Он тогда пойдёт вам впрок.
Коль не будете зевать.
Все ль готовы вы писать,
думать, чётко отвечать.
Психологический настрой к уроку.
СЛАЙД 8: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Это натуральный ряд чисел? А что же? Докажите… Как вы думаете, зачем же я числа написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
2. Актуализация знаний учащихся.
СЛАЙД 9
Узнайте, о какой части речи будем говорить?
Найди лишнюю часть речи:
юность, красота, горячий, дерево, говорить, весна.
- Имена существительные. Докажите…
СЛАЙД 10.
1.Что называют именем существительным?
2.Что обозначает?
3.На какие вопросы отвечает?
4.К каким именам существительным задаётся вопрос кто, а к каким что?
5.На какие две группы можно разделить имена существительные?
3.Постановка проблемы
СЛАЙД 12.
Работа в парах
- Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти имена существительные в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.
- Сколько столбиков у вас должно получиться? (Три).
«ОН» «ОНА» «ОНО»
телёнок тетрадь пальто
ветер лопата платье
Запоминалка :
СЛАЙД 13.
Женский род запомню я
И скажу: “Она — моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он — мой”.
Средний род: ”Оно - моё”.
Это правило - моё!
4. Открытие нового знания
Цель: Сформировать умение определять род имен существительных
- Какого рода бывают имена существительные? (Муж.р., жен.р., ср.р.)
Попробуйте определить тему урока по этим 3-м столбикам слов.
Затрудняетесь? Не беда. Я предлагаю открыть учебник на странице 25упр.39 (устно)
СЛАЙД 15
5. Физминутка
6. Первичное закрепление
Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного.
Слайд 17.
Упр. 40 стр.26
Задание: выписать сначала существительные женского рода, а потом мужского и среднего рода.
Самостоятельное выполнение.
Подобрать по 2 существительных мужского, женского и среднего рода.
Взаимопроверка.
- Какие были у вас сомнения в выполнении этого задания?
7. Словарная работа
С какой темой можно объединить эти слова?
- Какую непроверяемую безударную гласную в корне слова надо написать?
ин_й хол_д
м_роз д_кабрь
Слайд 18
8. Развитие речи.
Работа в группах
СЛАЙД 19.
- Сейчас мы будем выполнять творческое задание
(Работа над составлением текста по опорным словам) Зима, мороз, снег, пороша, сугроб, снегирь, поле, стекло, одеяло, шуба, снегурочка, снеговик, подарок, ёлка, сосулька, лёд, каток, хоккей, хлопушка, шапка, шарф, кормушка, зерно, холод, голод.
На доске:
Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю.
________ ________ освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ________ _________!
- Как вы думаете, каким будет задание?
(Составить текст на тему «Зима»).
Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней (Белый снег) блестит и переливается. Как красиво зимой!
- Назовите основу 1 предложения (одеяло укрыло). Записать 1-ое предложение, подчеркнуть основу.
9. Рефлексия
Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.
Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
Предметные УУД : предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.
Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
-А какое задание было наиболее трудным? (Работа с текстом).
-Почему? (Потому что мы еще не изучали другие части речи).
САМООЦЕНКА
Слайд 21
Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Слайд 22
Составить 5 предложений с
существительными
1 ряд: женского рода;
2 ряд: мужского рода;
3 ряд: среднего рода