kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе.Род имени существительного

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Тема урока: Род имени существительного

Цель: сформировать ценностное  остношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе.Род имени существительного»

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»













Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе


(Основное общее образование: русский язык, литература)














Соликамск 2016 год

Пояснительная записка

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5 (СК VII вида) класс

УМК: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Тема урока: Род имени существительного

Цель: сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

Предметные  задачи:

- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного (Р1);

- организовать деятельность по выбору  способа определения рода существительного (Р2)

- совершенствовать навык согласования имен прилагательных и глаголов прошедшего времени с именем существительным (П)

Метапредметные:

- умение принимать и сохранять цель урока (Р3);

- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных (Р4);

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия(Л1);

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить(К);

- умение провести рефлексию своих действий на уроке(Л2).



Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности, определение целей

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.


Приветствие учащихся.

- Доброе утро. Собираясь на урок, мне вспомнились слова известного баснописца И. Крылова "А ларчик просто открывался". Мне захотелось взять их эпиграфом к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, что хотел сказать автор, заканчивая басню этой фразой? (слайд 1)



Сегодня мы тоже откроем наш ларчик знаний и попробуем доказать, что неразрешимая, казалось бы, задача может оказаться совсем простой.

Поднимите руки, у кого есть сотовый телефон. Практически у всех. Но даже те, кому еще не купили его, наверняка, знают, что означают эти три буквы: СМС (слайд 2)

Постановка проблемного вопроса:

Да, мы каждый день пишем СМС сами или получаем их от друзей.

А как правильно сказать: пришло СМС или пришла СМС; интересное СМС или интересная СМС? (слайд 3)

Обоснуйте свой ответ.

Итак, мы пришли к противоречию. Как узнать, кто прав?



А это и есть тема нашего урока. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема урока: "Род имени существительного" (слайд 4)

Определим цель урока. Для этого поработаем с таблицей"Знаю. Хочу узнать. Узнал."

Знаю

Хочу узнать

Узнал


Набор карточек: часть речи, кто?, что?, предмет, подлежащее, дополнение, обстоятельство, мужской род, женский род, средний род.

Вы заполнили первый столбик, что же мы хотим узнать? Вернемся к нашему вопросу об СМС (Слайд 5)

Корректировка цели урока: цель нашего урока повторить, как быстро определить род имени существительного и научиться СОГЛАСОВЫВАТЬ имена существительные мужского, женского и среднего рода с глаголами прошедшего времени и прилагательными.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Рассуждения учеников: то, что кажется на первый взгляд очень трудным, может оказаться очень простым и доступным, нужно лишь только немножко подумать.











Ответы учащихся: пришла смс-ка -она моя, значит пришла, пришло смс-оно мое, значит, пришло; интересная смс-ка, интересное смс

Ответ учащихся: чтобы ответить правильно на вопрос, нужно узнать род имени существительного


Оформляют запись в тетради: число, классная работа. "Род имени существительного"

Самостоятельная работа по заполнению таблицы



Ответ учащихся: как правильно писать существительные с глаголами прошедшего времени и прилагательными

Л1













Л1К












К






Р3,К,Л1

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Для чего люди пишут смс?


А откуда еще мы можем получать информацию?


Как это называется в русском языке?


Я еще раз обращусь к этим словам: телевизор, радио, телефон, газета, журнал, интернет- они есть у каждого из вас на карте урока. Это задание №1

Поработайте в парах, определите род имени существительного. Каким алгоритмом вы будете пользоваться?






Проверка с объяснением


Вернемся к нашему спору. Кто же был все-таки прав? Разобраться в этом вам поможет следующий слайд: СМС пришло к нам из английского языка и обозначает короткое сообщение

Если использовать слово как жаргон в детской или молодежной среде, то мы произносим "смс-ка" (Слайд 6)

Итак, оказывается правы были все. Прежде, чем продолжить работу, мне хотелось бы обратить ваше внимание на правила написания смс-ок: во-первых писать их нужно грамотно, не допуская ошибок- это уровень вашей культуры, во-вторых, помните, что читать чужие смк-ки нельзя: тайна переписки должна сохраняться. Продолжим нашу работу, потренируемся в согласовании существительных с прилагательными и глаголами. Выполним задание №2.

Работаем по вариантам:

1 вариант: составить словосочетания существительное + глагол прошедшего времени , раскрыв скобки, поставив слово в нужную форму, выделить окончания глаголов.

2 вариант: составить словосочетание существительное+прилагательное, выделить окончания прилагательных.

* проверка

Составьте предложения, используя получившиеся словосочетания.

Ответ учащихся: чтобы общаться, обмениваться информацией.

Ответы учеников: телефон, телевизор, интернет, газеты, журналы, радио.

Средства массовой информации






Ответ: определить род существительного можно путем подбора местоимений: он мой, она моя, оно моё. определить окончание прилагательного или глагола прошедшего времени можно по существительному, с которым они связаны

* Самостоятельная работа в парах


Формулируют вывод, что правы все.



















Самостоятельная работа учащихся








Составляют предложения и записывают в тетрадь


К,Л













Р1, Р2, Р4,К














К, П

















Р2,

Л1

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи


Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Подведем итог, какие окончания имеют глаголы прошедшего времени и прилагательные, согласуясь с существительными мужского, среднего и женского родов?

Задание №3

Имя существительное

Глагол пр.времени

Имя прилагательное

Мужской род



Женский род



Средний род




Проверка по слайду (Слайд 7)






Самостоятельное заполнение таблицы



П, Р3,

Л1

Динамическая пауза

Цель: сменить вид деятельности.





4. Включение изученного в систему знаний

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;


  • координировать деятельность учащихся;


  • контролировать

выполнения заданий

Я думаю, что эта табличка будет вашим помощником при выполнении следующего задания. Я предлагаю вам попробовать в себя в роли телеведущего, передающего прогноз погоды. Именно на эту информацию мы обращаем внимание каждый день, собираясь в школу, на улицу погулять. Тексты у вас на карте урока.

Задание №4 Спиши текст, вставляя пропущенные окончания. Окончания выделите.

16 февраля был.. ясн..., солнечн.. погода. Дул... тепл.. прерывист.. ветер. Сегодня ожидается небольш.. похолодание, температура опустится до 12 градусов.

(Слайд 8)










Самостоятельная работа по карте урока.

Инсценирование отрывка из программы "Прогноз погоды"










Р,Л1, К

7.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности


Вернемся к нашей таблице. У нас оставался незаполненным третий столбик. Кто готов его заполнить? Что вы узнали на уроке, чему научились?

А теперь проанализируйте свою работу на уроке: все ли у вас получилось, осталось ли что-то непонятным. Оцените свою работу при помощи смайлика. Приклейте его на свою карту. (Слайд 9), (Слайд 10)

Ученики оценивают свою работу с последующим комментарием.

Л2,К



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе.Род имени существительного

Автор: Борулько Елена Ивановна

Дата: 24.11.2017

Номер свидетельства: 440615


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства