1.Мотивация к учебной деятельности, определение целей Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Приветствие учащихся. - Доброе утро. Собираясь на урок, мне вспомнились слова известного баснописца И. Крылова "А ларчик просто открывался". Мне захотелось взять их эпиграфом к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, что хотел сказать автор, заканчивая басню этой фразой? (слайд 1) Сегодня мы тоже откроем наш ларчик знаний и попробуем доказать, что неразрешимая, казалось бы, задача может оказаться совсем простой. Поднимите руки, у кого есть сотовый телефон. Практически у всех. Но даже те, кому еще не купили его, наверняка, знают, что означают эти три буквы: СМС (слайд 2) Постановка проблемного вопроса: Да, мы каждый день пишем СМС сами или получаем их от друзей. А как правильно сказать: пришло СМС или пришла СМС; интересное СМС или интересная СМС? (слайд 3) Обоснуйте свой ответ. Итак, мы пришли к противоречию. Как узнать, кто прав?
А это и есть тема нашего урока. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема урока: "Род имени существительного" (слайд 4) Определим цель урока. Для этого поработаем с таблицей"Знаю. Хочу узнать. Узнал." Набор карточек: часть речи, кто?, что?, предмет, подлежащее, дополнение, обстоятельство, мужской род, женский род, средний род. Вы заполнили первый столбик, что же мы хотим узнать? Вернемся к нашему вопросу об СМС (Слайд 5) Корректировка цели урока: цель нашего урока повторить, как быстро определить род имени существительного и научиться СОГЛАСОВЫВАТЬ имена существительные мужского, женского и среднего рода с глаголами прошедшего времени и прилагательными. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Рассуждения учеников: то, что кажется на первый взгляд очень трудным, может оказаться очень простым и доступным, нужно лишь только немножко подумать. Ответы учащихся: пришла смс-ка -она моя, значит пришла, пришло смс-оно мое, значит, пришло; интересная смс-ка, интересное смс Ответ учащихся: чтобы ответить правильно на вопрос, нужно узнать род имени существительного Оформляют запись в тетради: число, классная работа. "Род имени существительного" Самостоятельная работа по заполнению таблицы Ответ учащихся: как правильно писать существительные с глаголами прошедшего времени и прилагательными | Л1 Л1К К Р3,К,Л1 |
Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | Для чего люди пишут смс? А откуда еще мы можем получать информацию? Как это называется в русском языке? Я еще раз обращусь к этим словам: телевизор, радио, телефон, газета, журнал, интернет- они есть у каждого из вас на карте урока. Это задание №1 Поработайте в парах, определите род имени существительного. Каким алгоритмом вы будете пользоваться? Проверка с объяснением Вернемся к нашему спору. Кто же был все-таки прав? Разобраться в этом вам поможет следующий слайд: СМС пришло к нам из английского языка и обозначает короткое сообщение Если использовать слово как жаргон в детской или молодежной среде, то мы произносим "смс-ка" (Слайд 6) Итак, оказывается правы были все. Прежде, чем продолжить работу, мне хотелось бы обратить ваше внимание на правила написания смс-ок: во-первых писать их нужно грамотно, не допуская ошибок- это уровень вашей культуры, во-вторых, помните, что читать чужие смк-ки нельзя: тайна переписки должна сохраняться. Продолжим нашу работу, потренируемся в согласовании существительных с прилагательными и глаголами. Выполним задание №2. Работаем по вариантам: 1 вариант: составить словосочетания существительное + глагол прошедшего времени , раскрыв скобки, поставив слово в нужную форму, выделить окончания глаголов. 2 вариант: составить словосочетание существительное+прилагательное, выделить окончания прилагательных. * проверка Составьте предложения, используя получившиеся словосочетания. | Ответ учащихся: чтобы общаться, обмениваться информацией. Ответы учеников: телефон, телевизор, интернет, газеты, журналы, радио. Средства массовой информации Ответ: определить род существительного можно путем подбора местоимений: он мой, она моя, оно моё. определить окончание прилагательного или глагола прошедшего времени можно по существительному, с которым они связаны * Самостоятельная работа в парах Формулируют вывод, что правы все. Самостоятельная работа учащихся Составляют предложения и записывают в тетрадь | К,Л Р1, Р2, Р4,К К, П Р2, Л1 |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Подведем итог, какие окончания имеют глаголы прошедшего времени и прилагательные, согласуясь с существительными мужского, среднего и женского родов? Задание №3 Имя существительное | Глагол пр.времени | Имя прилагательное | Мужской род | | | Женский род | | | Средний род | | | Проверка по слайду (Слайд 7) | Самостоятельное заполнение таблицы | П, Р3, Л1 |
4. Включение изученного в систему знаний Цель: выполнения заданий | Я думаю, что эта табличка будет вашим помощником при выполнении следующего задания. Я предлагаю вам попробовать в себя в роли телеведущего, передающего прогноз погоды. Именно на эту информацию мы обращаем внимание каждый день, собираясь в школу, на улицу погулять. Тексты у вас на карте урока. Задание №4 Спиши текст, вставляя пропущенные окончания. Окончания выделите. 16 февраля был.. ясн..., солнечн.. погода. Дул... тепл.. прерывист.. ветер. Сегодня ожидается небольш.. похолодание, температура опустится до 12 градусов. (Слайд 8) | Самостоятельная работа по карте урока. Инсценирование отрывка из программы "Прогноз погоды" | Р,Л1, К |