Методическая работа. Презентация на тему "Создание проблемной ситуации на как средство формирования УУД"
Методическая работа. Презентация на тему "Создание проблемной ситуации на как средство формирования УУД"
В начале презентации представлен теоретический материал по теме, а затем обобщение опыта в форме мастер-класса, где предлагаются различные приемы создания проблемной ситуации на разных уроках и в разных классах начальной школы. Презентация подходит для методической работы и в основной школе и соответствует требованиям ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая работа. Презентация на тему "Создание проблемной ситуации на как средство формирования УУД" »
Создание проблемной ситуации как средство формирования УУД
Осташова Ирина Николаевна
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №43» г. Сыктывкара
От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений.
Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД?
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения
Проблемная ситуация в обучении– это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
Проблемные ситуацииоснованы на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.
Сущность понятия «проблемная ситуация»
проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
поиск истины (способа, приема, правила решения);
различные точки зрения на один и тот же вопрос;
противоречия практической деятельности.
В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
«Классические»
«Сокращенные»
«Мотивирующие»
Приемы создания проблемной ситуации
1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».
2. Демонстрация непонятных явлений.
3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».
1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
1 . Проблемная ситуация «с удивлением».
2. Проблемная ситуация «с затруднением».
2. Подводящий к проблеме диалог.
3. Подводящий от проблемы диалог.
С удивлением:
С затруднением:
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой».
Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.
Доказать, что задание учениками не выполнено.
«Классические» приемы создания проблемной ситуации
Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».
Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:
- побуждения к созданию противоречия;
- побуждения к формулированию учебной проблемы.
«Сокращенные» приемы постановки проблемной ситуации
«Яркое пятно»
сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.
«Актуализация»
обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.
Сколько мог весить Колобок, если бабка замешивая тесто добавляла 500 г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды?
К о лобок
этимология слова КОЛОБОК . Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб "круглый хлебец"
Кто встретился по дороге Колобку?
Чем питаются эти звери?
Кто опасен для Колобка на самом деле?
Как поставить учебную проблему?
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
2 . Подводящий к теме диалог
3. Сообщение темы мотивирующим приёмом
Смелость города берёт.
Старая песня на новый лад.
Через тернии к звёздам.
О,монах, ты идёшь трудной дорогой.
Учиться обучая.
То, что я хочу познать – это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмёт от меня – это семечко.