kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая работа. Презентация на тему "Создание проблемной ситуации на как средство формирования УУД"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале презентации представлен теоретический материал по теме, а затем обобщение опыта в форме мастер-класса, где предлагаются различные приемы создания проблемной ситуации на разных уроках и в разных классах начальной школы. Презентация подходит для методической работы и в основной школе и соответствует требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа. Презентация на тему "Создание проблемной ситуации на как средство формирования УУД" »

Создание проблемной ситуации как средство формирования УУД Осташова Ирина Николаевна Учитель начальных классов  МАОУ «СОШ №43» г. Сыктывкара

Создание проблемной ситуации как средство формирования УУД

Осташова Ирина Николаевна

Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №43» г. Сыктывкара

От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений.   Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД? 
  • От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. 

  • Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД? 

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.    Технология проблемного обучения
  • Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. 
  • Технология проблемного обучения
Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.

  • Сущность понятия «проблемная ситуация»
проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности. В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
  • проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
  • поиск истины (способа, приема, правила решения);
  • различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • противоречия практической деятельности.
  • В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
«Классические » «Сокращенные» « Мотивирующие » Приемы создания проблемной ситуации 1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно». 2. Демонстрация непонятных явлений. 3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация». 1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации. 1 . Проблемная ситуация «с удивлением». 2. Проблемная ситуация «с затруднением». 2. Подводящий к проблеме диалог. 3. Подводящий от проблемы диалог.

«Классические »

«Сокращенные»

« Мотивирующие »

Приемы создания проблемной ситуации

1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

2. Демонстрация непонятных явлений.

3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».

1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

1 . Проблемная ситуация «с удивлением».

2. Проблемная ситуация «с затруднением».

2. Подводящий к проблеме диалог.

3. Подводящий от проблемы диалог.

С удивлением: С затруднением: Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.  Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой».  Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.  Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.  Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.  Доказать, что задание учениками не выполнено.

С удивлением:

С затруднением:

  • Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
  • Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
  • Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «с ловушкой».
  • Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
  • Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
  • Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
  • Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.
  • Доказать, что задание учениками не выполнено.

  • «Классические» приемы создания проблемной ситуации
Подводящий диалог  — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив », движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».  Побуждающий диалог  — это «экскаватор », который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:    - побуждения к созданию противоречия;   -  побуждения к формулированию учебной проблемы. «Сокращенные» приемы постановки проблемной ситуации
  • Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив », движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».
  • Побуждающий диалог  — это «экскаватор », который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:
  •    - побуждения к созданию противоречия;
  •   - побуждения к формулированию учебной проблемы.
  • «Сокращенные» приемы постановки проблемной ситуации
«Яркое пятно»   сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал. «Актуализация »   обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.  Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

«Яркое пятно»

  •   сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

«Актуализация »

  •   обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

  • «Мотивирующие» приемы постановки проблемной ситуации
Мастер – класс « Методы создания проблемной ситуации на уроке »  Создать проблему? или  Нет проблем!

Мастер – класс

« Методы создания проблемной ситуации на уроке »

Создать проблему?

или

Нет проблем!

Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.  Но зато он охотно пойдёт за своим наставником искать эти же самые знания и овладеть ими.  Шалва Амонашвили

Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдёт за своим наставником искать эти же самые знания и овладеть ими.

Шалва Амонашвили

Основные методы постановки учебной проблемы:

Основные методы постановки учебной проблемы:

  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
  • Подводящий к теме диалог.
  • Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог  Этот метод требует последовательного осуществления 4 действий: Создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации Побуждение к формулированию учебной проблемы Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Этот метод требует последовательного осуществления

4 действий:

  • Создания проблемной ситуации
  • Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации
  • Побуждение к формулированию учебной проблемы
  • Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации   Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему удивились? Сколько существует теорий? Сколько же в нашем классе разных мнений?  Что предполагали? Что получилось на самом деле?  Смогли выполнить задание? В чём затруднение? Почему не можем выполнить задание? Чем оно отличается от предыдущего? Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Какова тема урока? Какой возникает вопрос?

Побуждение к осознанию

противоречия проблемной ситуации

Что вас удивило? Что интересного заметили?

Почему удивились? Сколько существует теорий?

Сколько же в нашем классе разных мнений?

Что предполагали? Что получилось на самом деле?

Смогли выполнить задание? В чём затруднение?

Почему не можем выполнить задание? Чем оно отличается от предыдущего?

Что вы хотели сделать? Какие знания применили?

Задание выполнено?

Какова тема урока? Какой возникает вопрос?

1 кг Что тяжелее?

1 кг

Что тяжелее?

Подводящий к теме диалог Учитель:  Ученики: Спишите из упражнения слова - записывают забег, поход, подкоп.  Поставьте ударение и подчеркните - ставят ударение безударные гласные. - подчеркивают  Какое правило о безударных гласных - о безударной мы уже знаем? гласной в  корне - В какой части слова находятся безударные - в приставке  гласные? -Значит какая сегодня тема урока? - безударные  гласные в  приставке

Подводящий к теме диалог

Учитель: Ученики:

  • Спишите из упражнения слова - записывают

забег, поход, подкоп.

  • Поставьте ударение и подчеркните - ставят ударение безударные гласные. - подчеркивают
  • Какое правило о безударных гласных - о безударной

мы уже знаем? гласной в

корне

- В какой части слова находятся безударные - в приставке

гласные?

-Значит какая сегодня тема урока? - безударные

гласные в

приставке

Этот метод не требует создания проблемной ситуации. Это система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы урока. Подводящий к теме диалог Репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори) Мыслительные задания (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»)

Этот метод не требует создания проблемной ситуации.

Это система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы урока.

Подводящий к теме диалог

Репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори)

Мыслительные задания (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»)

Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» Использование сказок, загадок, мифов, исторического материала, с целью заинтересовать «актуальность» Понимание учащимися практической значимости знаний

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

«яркое пятно»

Использование сказок, загадок, мифов, исторического материала, с целью заинтересовать

«актуальность»

Понимание учащимися практической значимости знаний

Сколько мог весить Колобок, если бабка замешивая тесто добавляла 500 г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды?

Сколько мог весить Колобок, если бабка замешивая тесто добавляла 500 г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды?

К о лобок этимология слова КОЛОБОК . Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от  колоб  

К о лобок

этимология слова КОЛОБОК . Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от  колоб  "круглый хлебец"

Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто опасен для Колобка на самом деле?

Кто встретился по дороге Колобку?

Чем питаются эти звери?

Кто опасен для Колобка на самом деле?

Как поставить учебную проблему? Побуждающий от проблемной ситуации диалог 2 . Подводящий к теме диалог 3. Сообщение темы мотивирующим приёмом

Как поставить учебную проблему?

  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог

2 . Подводящий к теме диалог

3. Сообщение темы мотивирующим приёмом

Смелость города берёт. Старая песня на новый лад. Через тернии к звёздам. О,монах, ты идёшь трудной дорогой. Учиться обучая.

Смелость города берёт.

Старая песня на новый лад.

Через тернии к звёздам.

О,монах, ты идёшь трудной дорогой.

Учиться обучая.

То, что я хочу познать – это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмёт от меня – это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!

То, что я хочу познать – это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмёт от меня – это семечко.

Но из семечка может вырасти яблоня!

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Осташова Ирина Николаевна

Дата: 22.10.2015

Номер свидетельства: 242855

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Творческая работа "Первоцветы" "
    ["seo_title"] => string(34) "tvorchieskaia-rabota-piervotsviety"
    ["file_id"] => string(6) "129088"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415634342"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Методическая разработка урока истории в 5 классе  ( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)"Первобытные собиратели и охотники" "
    ["seo_title"] => string(150) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-istorii-v-5-klassie-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos-vtorogho-pokolieniia-piervobytnyie-sobiratieli-i-okhotniki"
    ["file_id"] => string(6) "119645"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413476082"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока математики на тему: "Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-uvielichieniie-i-umien-shieniie-v-nieskol-ko-raz"
    ["file_id"] => string(6) "125373"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414958051"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(86) "mastier-klass-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402463989"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологическая карта урока по теме "Значение водорослей"  ОС "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-znachieniie-vodorosliei-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "145012"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418831510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства