Личностно - ориентированные технологии обучения. Методы проектов
Личностно - ориентированные технологии обучения. Методы проектов
Ведущее место среди личностно-ориентированных технологии обучения принадлежит сегодня методу проектов, В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности – бесценное достояние учащегося, соединяющее в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личностно - ориентированные технологии обучения. Методы проектов»
Личностно-ориентированные технологии обучения.Метод проектов.
Ведущее место среди личностно-ориентированных технологии обучения принадлежит сегодня методу проектов,
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в
реальной практической деятельности.
Внутренний результат - опыт деятельности – бесценное достояние учащегося, соединяющее в себе знания и умения, компетенции и ценности.
«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта , в самом педагогическом смысле этого слова». Так писал в 1918 году основоположник «метода проектов», последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик.
Профессор Коллингс – организатор эксперимента в сельской школе штата Миссури
Первая классификация учебных проектов:
Проекты игр - детские занятия (участие групп детей в различных играх, народных танцах)
Экскурсионные проекты (изучение проблем, связанных с окружающим миром и обществом)
Повествовательные проекты (цель- «получить удовольствие рассказа» в формах устной, письменной, вокальной, художественной (картина), музыкальной (игра на инструменте)
Конструктивные проекты - создание конкретного полезного продукта :кроличья ловушка, какао для школьников, сцена для школьного театра.
Признаки проекта
Тема, которая предполагает нежестко сформулированную задачу. Замысел решения задачи - проблема.
Заложенная проблемная ситуация - решение задачи.
Мотивация дальнейшей деятельности. Использование полученных УУД, добавление новых - при возникновении сложности обращение к УЧИТЕЛЮ.
Самостоятельность учащихся. Главный - УЧЕНИК, УЧИТЕЛЬ - КООРДИНАТОР.
Развитие творческих способностей.
Продукт проекта - реальный результат.
Презентация.
Памятка по работе над проектом
Проект - это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению поставленной проблемы под чутким руководством учителя. В основе каждого проекта - ПРОБЛЕМА .
Нет проблемы - нет деятельности!
Вопросы, на которые необходимо дать ответ перед началом работы над проектом:
Постановка проблемы проекта «Почему?» (это ВАЖНО для меня)
Цель проекта «Зачем?» (мы делаем проект)
Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем)
Методы и способы «Как?» (мы это можем сделать)
Результаты «Что получится?» (в решении проблемы)
Этапы работы над проектом
Погружение в проект
- формулировка проблемы проекта
- постановка целей и задач
Организация деятельности
- организация групп
- определение роли каждого в группе
- планирование деятельности по решению задач проекта
- определение возможных форм презентации
Осуществление деятельности
- активная и самостоятельная деятельность учащихся
- консультации учителя
- репетиция предстоящей презентации
Презентация результатов.
Что такое презентация?
Презентация - это наглядное отображение того, каков был замысел, что придумали дети в качестве решения проблемы. На презентации учащиеся должны аргументировано изложить свои мысли, о там, какие идеи возникали в ходе работы над проектом, с какими трудностями им пришлось столкнуться и как они их преодолевали. Нельзя предъявлять только продукт деятельности учащихся.
Виды презентации:
Демонстрация во время устного доклада альбома, эскиза, чертежа, стенда, коллажа
Концерт
Спектакль
Видеофильм
Слайд - шоу
Web- сайт
Конференция
Открытый классный час
Этапы проектного моделирования
Выбор темы.
Постановка проблемы.
Стадии осуществления :
Планирование
- чётко определить сроки выполнения проекта;
- индивидуальный или групповой проект;
- определить источники информации;
- определить способы сбора и анализа информации;
- определить способ представления результатов;
- установить процедуры и критерии оценки результатов и процесса;
- распределение ролей ( если проект групповой).
Исследование
- сбор информации;
- решение промежуточных задач;
- основные инструменты;
- интервью;
- опрос;
- наблюдение;
- опыты;
- эксперименты;
- исследование литературных источников.
Результаты и выводы
- анализ информации;
- формирование выводов.
4. Постановление продукта.
5. Презентация.
Структура исследовательской работы
Титульный лист - первая страница.
Оглавление или Содержание, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц.
Введение. (в краткой форме обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.
Основная часть. В её главах подробно рассматриваются методика и техника исследования, обобщаются результаты. Все материалы выносятся в приложения. Все главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал.
Заключение. Концовка, обусловленная логикой проведения исследования, обобщённая итоговая оценка проделанной работы.
Список использованной литературы. Могут быть ссылки на тот или иной научный источник (номер ссылки должен соответствовать порядковому номеру источника в списке.
Приложение - помещаются вспомогательные или дополнительные таблицы, графики, рисунки.
СИСТЕМА ДЕЙСВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Разработка проектного задания
1.1. Выбор темы проекта
Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися
Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
1.2. Выделение подтем и тем проекта
Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора
Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую
Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта
Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)
1.3. Формирование творческих групп
Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности
Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы
Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности
Учитель принимает участие в обсуждении
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
2. Разработка проекта
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
3. Оформление результатов
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Учащиеся вначале по группам, в потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
4. Презентация
Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).
Докладывают о результатах своей работы
5. Рефлексия
Учитель оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности учащихся
Учащиеся подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу
Тематическое планирование
Разра б отка системы проектных задании.
Составление списка возможных тем.
Определение темы и цели проекта.
Выделение подтем в теме проекта.
Планирование деятельности в процессе выполнения проекта.
Формирование умения работать с различными источниками информации.
Определение источников информации.
Определение способов сбора и анализа информации.
Поиск материала.
Анализ и отбор материала.
Отбор материала.
Использование электронных рефератов.
Определение форм выражения итогов проектной деятельности.
Непосредственная разработка проекта.
Консультации и координация работы учащихся.
Оформление результатов.
Подготовка отчёта.
Формирование умения публичного выступления.
Экспертиза полученных результатов.
Анализ выполненной работы.
Презентация проекта.
Рефлексия. Оценивание своей деятельности.
Критерии оценки проекта
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Коллективный характер принимаемых решений.
Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта.
Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
Доказанность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
Эстетика оформления результатов выполненного проекта.
Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность о аргументированность ответов каждого члена группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ... Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен, Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!