Тема урока русского языка: «Морфологические нормы современного русского языка. Особенности употребления имени прилагательного».
Тема урока русского языка: «Морфологические нормы современного русского языка. Особенности употребления имени прилагательного».
Тема урока: «Морфологические нормы современного русского языка. Особенности употребления имени прилагательного».
Цели урока: комплексное повторение по теме «Морфологические нормы современного русского языка. Особенности употребления имени прилагательного».
Задачи: подготовка к ГИА.
Организационный момент.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Вопросы
Какие категории необходимо знать, чтобы не ошибиться в употреблении имен прилагательных? (разряды по значению, степени сравнения, особенности употребления полной и краткой формы)
Какие прилагательные могут иметь краткую и полную форму и степени сравнения? (качественные)
Какие качественные прилагательные не могут иметь краткой формы? Степени сравнения?
Есть ли различия в лексическом и грамматическом значении кратких и полных форм имен прилагательных?
Какие прилагательные не могут иметь более экономной формы на -ен?
Как образуется сравнительная степень имен прилагательных?
Как образуется превосходная степень имен прилагательных?
Практическая работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока русского языка: «Морфологические нормы современного русского языка. Особенности употребления имени прилагательного».»
Погорелова Анна Николаевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Апаринская СОШ Усть-Донецкого района
Тема урока: «Морфологические нормы современного русского языка. Особенности употребления имени прилагательного».
Цели урока: комплексное повторение по теме «Морфологические нормы современного русского языка. Особенности употребления имени прилагательного».
Задачи: подготовка к ГИА.
Организационный момент.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Вопросы
Какие категории необходимо знать, чтобы не ошибиться в употреблении имен прилагательных? (разряды по значению, степени сравнения, особенности употребления полной и краткой формы)
Какие прилагательные могут иметь краткую и полную форму и степени сравнения? (качественные)
Какие качественные прилагательные не могут иметь краткой формы? Степени сравнения?
Есть ли различия в лексическом и грамматическом значении кратких и полных форм имен прилагательных?
Какие прилагательные не могут иметь более экономной формы на -ен?
Как образуется сравнительная степень имен прилагательных?
Как образуется превосходная степень имен прилагательных?
Практическая работа.
Упражнение № 1. Выберите из упражнения те предложения, которые написаны верно.
1. У этой песни уж очень шансонеточный мотив. 2. Попробуй поискать эту кассету в видеопрокатовых отделах. 3. Наш народ аполитичен и безразличный ко всему происходящему. 4. После случившегося он, кажется, уже готов ко многому. 5. Сохранившиеся неплатежи способствуют нарастанию кредиторской задолженности. 6. У этого джема изюмистый вкус. 7. Эту оплату нужно произвести по безличному расчету. 8. За хранение почтовых отправлений, адресованных до востребования и на абонементный ящик, плата не взимается (объявление на почте). 9. Мой брат очень способный к музыке. 10. Эту работу нужно завершить в самое близкое время.
Упражнение №2. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением.
1. Я не совсем (здорова, здоровая) сегодня. 2. Ты был (откровенен, откровенный) и я буду (откровенна, откровенная). 3. Разве все это (достойно, достойное) меня? 4. Хорошо, я (согласен, согласный) сформулировать свой вопрос по-другому. 5. Пока я (жив, живой), обещайте молчать об этом разговоре. 6. Погода была (великолепная, великолепна). 7. (Молод, молодой) годами, да (стар, старый) умом. 8. Теория без практики (мертва, мертвая), практика без теории (слепа, слепая). 9. (Богата, богатая) народными талантами наша земля. 10. Всякое слово без дела (ничтожно, ничтожное) и (пусто, пустое).
1. Ученый (известен, известный) своими работами по физике твердого тела. 2. Юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен). 3. Данное решение (обязательно, обязательное) для исполнения. 4. Предложенные поправки и дополнения (существенны, существенные). 5. Просчеты (очевидны, очевидные) даже для неспециалиста. 6. Взрослый кедр, возвышающийся над тайгой поистине (величествен, величественен). 7. Этот работник (компетентный, компетентен) в вопросах организации делопроизводства. 8. Изменение графика отпусков работников (нежелательно, нежелательное).
Упражнение №4. Определите различия между приведенными формами прилагательных. Укажите, какие из этих форм не соответствуют нормам литературного языка. Составьте предложения, используя литературные формы.
Глубже — более глубокий — более глубже; выше — более высокий — более выше; пониже — более низкий; веселее — веселей — более весёлый; звонче — звончее — более звонкий; слаще — слаже — более сладкий — сладче.
Честнее всех — самый честный — честнейший; самый простой — наиболее простой — простейший — проще всего; наименьший — самый меньший — меньше всех; интереснейший — интереснее всех — самый интересный — наиболее интересный.
Упражнение №5. Замените сочетания существительных с прилагательными сочетаниями двух существительных. Укажите смысловое и стилистическое различие между теми и другими словосочетаниями.
Упражнение №6. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.
Эти явления искусства очень ярки, своеобразны и новаторски.
Варенье у тебя получилось как будто даже немного слаще.
Как показала проверка, факты, указанные в письме, верные.
Их дача уже давно ветхая и заброшена.
Все это придает более необыкновенный стиль тексту.
Нужно разрабатывать более новые технологии.
Некоторые люди работают над наиболее наилучшими изобретениями.
Мои друг выражает свои мысли в более сильной форме.
Наиболее интересные эпизоды остались за кадром.
В этом году ваш перец горче.
Упражнение №7. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные в тексте слова и словосочетания (эпитетом, сравнением, метафорой).
Чем дальше к морю, тем всё шире, спокойней Волга. Степной левый берег (1)тает в лунном (2)тумане, от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особе ярко горят на (З)масляно-чёрных (4)полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5)широкая тропа, (6)точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7)Расстилая по воде (8)парчовые отблески своих огней, пароход сквозит почти бесшумно, шумок за кормою (9)мягко-ласков, и воздух тоже (10)ласковый — (11)гладит лицо, (12)точно рука ребёнка. (М. Горький)
1 -
4 -
7 -
10 -
2 -
5 -
8 -
11 -
3 -
6 -
9 -
12 -
Приложение
Ответы к упражнениям
Упражнение №1.
Предложения: 1, 4, 5, 6.
Упражнение №2.
1. Здорова.
2. Откровенен, откровенна.
3. Достойно.
4. Согласен.
5. Жив.
6. Великолепная.
7. Молод, стар.
8. Мертва, слепа.
9. Богата.
10. Ничтожно, пусто.
Упражнение №3.
1. Известен.
2. Легкомыслен.
3. Обязательно.
4. Существенны.
5. Очевидны.
6. Величествен.
7. Компетентен.
8. Нежелательно.
Упражнение №4.
Не соответствуют нормам литературного языка: более глубже, более выше, звончее, сладче, самый меньший.
Упражнение №5.
Ловкость кошки, вершина горы, побережье Крыма, встреча друзей, лучи солнца, пеня лебедя, поиски до бесконечности, походка старца, книга из библиотеки, крик журавля, ловля рыбы, фрукты с юга.
Упражнение №6.
Грамматические ошибки содержатся в предложениях под номерами: 1, 3, 4, 7, 8.
Горче и горше – допустимы оба варианта.
Упражнение №7
1 – метафора
4 - метафора
7 - метафора
10 - эпитет
2 - метафора
5 - метафора
8 - эпитет
11 - метафора
3 - эпитет
6 - сравнение
9 - эпитет
12- сравнение
Использованная литература
Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи: Пособие для вузов. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие. 10-11-й классы. – Ростов н/Д: Легион, 2014.