На уроке формируются представления о краткой форме качественных имён прилагательных. Знакомятся с грамматическими признаками и ролью кратких прилагательных через исследование языкового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краткая форма имён прилагательных»
Тема урока: Краткая форма качественных прилагательных.
Цель: формирование представления о краткой форме качественных прилагательных; её грамматических признаках и роли в предложениях через исследование языкового материала.
Задачи:
повторить изученные сведения по теме «Имя прилагательное», познакомить с понятием «краткие прилагательные», научить изменять полные прилагательные на краткие;
развивать умение распознавать в тексте краткую форму качественных прилагательных, определять, каким членом предложения они являются;
развивать умение размышлять, осмысливать, делать самоанализ (рефлексия),
формировать у обучающихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, учебно-познавательную.
воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, прививать любовь к русскому языку, воспитывать чувство патриотизма.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); находят ответы на вопросы в учебном тексте; используют знаково - символические средства для решения учебной задачи.
Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу.
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия.
Форма учебного занятия – урок - исследование.
Ход урока
Организационный момент.
-Поклон вам, добры молодцы и красны девицы!
-Хороши вы сегодня!
-Повернитесь к гостям дорогим, отвесьте и им поклон.
-Садитесь.
-Каково настроение ваше? Покажите. (на поле тетради)
-Когда так обращались к людям? (Давно, в старину)
-Из этой старины далёкой явились к нам вот эти предметы. Кто знает, как он называется? (свиток). Значение этого слова?
-Попросим дежурного библиографа отыскать в словаре Ожегова толкование этого слова. (Ищет и читает в словаре)
2. Мотивация.
Интересно, что в первом? (на свитке и на слайде)
«Как он велик,
Как он могуч
И ярок, словно солнца луч!
Берегите его! Храните его!»
-Как вы думаете, кто написал эти слова, о чём они (о русском языке, наказ предков) Почему так думаете?
-Из глубины веков на папирусных свитках, берестяных грамотах, глиняных дощечках доходят до нас мудрые письмена предков. Русский язык изменяется, совершенствуется. Сегодня мы с вами будем исследователями, увидим, как он развивается, и откроем новые грани нашего родного языка. Но для открытия тайн русского языка нам понадобятся ваши знания.
3. Актуализация знаний.
Какие слова характеризуют русский язык? (велик, могуч и ярок)
-Часто ли вы слышите такие слова в нашей речи?
-К какой части речи можно отнести эти слова? (к прилагат.)Почему?
-От каких слов образовались? (великий, могучий, яркий).
-Запишите в тетрадь эти столбики слов.
-Что вы можете сказать о словах 2-го столбика? (прилагательные, т.к. отвечают на вопрос какой, обозначают признак предмета, по значению качественные, т.к. образуют степень сравнения и по форме полные).
4.Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
-А какой вопрос вы зададите к словам 1-го столбика? (Каков?)
-Чем отличаются слова 1-го столбика от слов 2-го столбика? (формой)
-Как бы вы назвали такую форму? (Краткой)
-Назовёте тему урока? (Краткая форма качественных прилагательных)
-Значит цель нашего урока: получить представление о краткой форме качественных прилагательных; её грамматических признаках и роли в предложениях через исследование языкового материала.
-Чтобы выполнить поставленные задачи, каким путём предлагаете пойти? Обратиться к учебнику или самим сделать открытия?
5. Построение проекта выхода из затруднения
-Как вы думаете, у качественных прилагательных краткой формы такие же грамматические признаки, как у полной? Так же, как и полные, они изменяются по родам, числам, падежам? (Да, нет)
-Сформулируйте гипотезу.
-Если прилагательное стоит в краткой форме, то…какое условие должно выполняться? Оно будет обладать такими же грамматическими признаками, как и полное, т.е. изменяться по родам, числам и падежам.
(Гипотеза на доске.)
-Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу, проведём лингвистический эксперимент
-Все сведения, которые вы выясните, запишите в таблицу. (Такую же таблицу мы делали для полных прилагательных)
6. Работа по теме.
Работа в паре. Эксперимент№1.
-Прочтите. Впишите пропущенные буквы, объясняя орфограммы. Найдите полное качественное прилагательное. Образуйте краткую форму. Измените по родам и числам. Выделите окончания.
-Как работаем в паре? (Думаю сам, обсуждаю с товарищем, говорю классу)
Х.рош.я ло.ка к .беду.
вопрос
М.р. ед. ч.
Ж .р. ед. ч.
Ср.р. ед. ч.
Множ. ч.
-Проверим. (Мы нашли полное кач. прилаг. «хорошая», изменили по родам и числам, получились…, вопросы: каков, какова, каково, каковы)
-Сделаем вывод: краткая форма качественных прилагательных изменяется по родам и числам.
-В мужском роде окончание нулевое, в ж.р. –а, в ср. р. – о, во множ. ч. – ы,и
-Вопросы: каков?, какова?, каково?, каковы?
-Занесите сведения в таблицу.
-Подтвердилась наша гипотеза? Полностью или частично? (Частично)
-А теперь прочтите это предложение, заменив полное прилагательное на краткое.
Хороша ложка к обеду.
-Что получилось? (Поговорка)
-Поговорки являются жанром какого творчества? (Устного народного или фольклора)
-Когда так говорят? (Любая вещь или идея очень нужны в определённый момент, прямо сейчас, но после…они теряют актуальность и нужность)
Эксперимент№2.
-Следующий эксперимент.
-Образуйте краткую форму от прилагательного красивый и измените по падежам.
Красивый-……………………………
И. п.
Р. п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.
-Проблема!
-Что заметили?
-Какой сделаем вывод? (Качественные прилагательные в краткой форме по падежам не изменяются)
-Занесите сведения в таблицу.
-Гипотеза подтвердилась? (Нет)
-Какой вывод по этим двум экспериментам? (Краткая форма кач. прил. изменяется по родам, числам, но не изменяется по падежам)
-Ваши предположения оказались верными или получили опровержение?
-С помощью чего вы опровергли гипотезу? (С помощью практической работы над словами)
--Какой получили результат? (Заполнили таблицу)
-Когда она вам пригодится? (Когда будем выполнять разбор прилагательного)
-Оцените себя.
-Нельзя добрым молодцам и красным девицам долго засиживаться за трудами праведными. Разомнёмся, потешимся.
7.Физминутка. (под песню «Богатырская наша сила…»)
-А какую работу выполняют краткие прилагательные в предложении?
-Ваши предположения. (Определения, сказуемые)
-Проводить эксперимент я предлагаю Чиркову Никите.
Эксперимент № 3. Роль в предложении.
Письмо под диктовку.
Бобрыдля бобрятдобры.
-Что это за предложение? (Скороговорка)
- Скороговорки являются жанром какого творчества? (Устного народного или фольклора)
-Разобрать по членам предложения.
-Какой сделаем вывод? (Прилагательные в краткой форме в предложении всегда являются сказуемыми)
-Чьи предположения оказались верными?
-Занесите сведения в таблицу.
-Оцените себя.
Эксперимент № 4. Работа в парах.
-Образуйте от полных прилагательных краткую форму.
Полные
Краткие
хороший
хорош
родной
…
дорогой
дорог
нижний
…
-Получилось справиться с заданием? Почему? (Не хватает знаний у самих)
-Обратимся к учёным. Откройте учебники на с. 127. Прочитаем.
-Что вы узнали? Обратите на это внимание.
-Занесите в таблицу.
-Сделайте вывод.
-Обсудите с соседом и оцените работу на этом этапе.
- Краткие прилагательные чаще всего употребляются в устном народном творчестве и текстах книжно-письменного характера, но я думаю, если вы будете использовать их в своей речи, они войдут в ваш активный словарный запас и ваша речь будет яркой и интересной.(Слайд.)
Русскийязык в умелых руках
и в опытных устах– красив, певуч,выразителен,
гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. И. Куприн.
-Посмотрите, как такие мастера слова, как А. Куприн использовали в своей речи краткие прилагательные.
-Желаю, чтобы ваша речь была богатой и выразительной.
8. Работа в группах. Творческое задание.
-Теперь ваши результаты представлены в таблице. Воспользовавшись ими, выполните творческое задание. Работаем в группах. (Правила работы в группах.)
2. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла;
Слова для справок: стройна, бела, высока
Проверка.
-Откуда эти строки?(из произведений Пушкина: из поэмы «Полтава», из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» )
-Оцените правильность выполнения задания в группах.
10. Рефлексия
- В начале урока вы все ставили перед собой задачи, кто достиг их?
-Поднимите руки.
- Какие открытия сделали на уроке?
- Какое задание вам показалось самым интересным?
- Какое задание было наиболее трудным?
- Кто испытывал затруднения, кому не все понятно? Поднимите руки.
- Кому бы вы поставили «5»?
11. Домашнее задание
-Запишите д/з:
1. Найти произведения фольклора с краткими прилагательными.
2. Упр. №1 с. 126, таблица
P. S.
-У нас остался ещё один свиток. Какую тайну хранит он? (Корень учения…….., а плод……………)
-Я не могу прочитать сама. Чтобы восстановить народную мудрость, давайте подумаем, какие бы слова вы вставили? (Откуда черпали знания наши предки? Из природы. Пробовали корешки растений на вкус?
-Какие? (Горькие)
А с какой темой мы работали на уроке? (Краткая форма)……Горек.
Что получается? (Корень учения горек, а плод сладок)
-Что получилось? (Пословица)
-Мы вставили краткие прилагательные. Очень часто их употребляют в пословицах для большей точности.
- Как вы понимаете эти слова?
(Учиться всегда трудно, но, овладев знаниями, можно многого добиться).
-А самое главное, нужно хорошо учиться, тогда всё получится. Терпенье и труд всё перетрут!
--Сегодня на уроке вы были хороши, красивы, старательны, активны!