kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краткая форма имён прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке формируются представления о краткой форме качественных имён прилагательных. Знакомятся с грамматическими признаками и ролью кратких прилагательных через исследование языкового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краткая форма имён прилагательных»

Тема урока: Краткая форма качественных прилагательных.

Цель: формирование представления о краткой форме качественных прилагательных; её грамматических признаках и роли в предложениях через исследование языкового материала.

Задачи:

  • повторить изученные сведения по теме «Имя прилагательное», познакомить с понятием «краткие прилагательные», научить изменять полные прилагательные на краткие;

  • развивать умение распознавать в тексте краткую форму качественных прилагательных, определять, каким членом предложения они являются;

развивать орфографическую зоркость, речь, творческое воображение, пополнять словарный запас.

развивать умение размышлять, осмысливать, делать самоанализ (рефлексия),

формировать у обучающихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, учебно-познавательную.

  • воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, прививать любовь к русскому языку, воспитывать чувство патриотизма.

Универсальные учебные действия:

  • Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); находят ответы на вопросы в учебном тексте; используют знаково - символические средства для решения учебной задачи.

  • Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу.

  • Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия.



Форма учебного занятия – урок - исследование.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Поклон вам, добры молодцы и красны девицы!

-Хороши вы сегодня!

-Повернитесь к гостям дорогим, отвесьте и им поклон.

-Садитесь.

-Каково настроение ваше? Покажите. (на поле тетради)

-Когда так обращались к людям? (Давно, в старину)

-Из этой старины далёкой явились к нам вот эти предметы. Кто знает, как он называется? (свиток). Значение этого слова?

-Попросим дежурного библиографа отыскать в словаре Ожегова толкование этого слова. (Ищет и читает в словаре)

2. Мотивация.

Интересно, что в первом? (на свитке и на слайде)

«Как он велик,

Как он могуч

И ярок, словно солнца луч!

Берегите его! Храните его!»

-Как вы думаете, кто написал эти слова, о чём они (о русском языке, наказ предков) Почему так думаете?

-Из глубины веков на папирусных свитках, берестяных грамотах, глиняных дощечках доходят до нас мудрые письмена предков. Русский язык изменяется, совершенствуется. Сегодня мы с вами будем исследователями, увидим, как он развивается, и откроем новые грани нашего родного языка. Но для открытия тайн русского языка нам понадобятся ваши знания.

3. Актуализация знаний.

Какие слова характеризуют русский язык? (велик, могуч и ярок)

-Часто ли вы слышите такие слова в нашей речи?

-К какой части речи можно отнести эти слова? (к прилагат.)Почему?

-От каких слов образовались? (великий, могучий, яркий).

-Запишите в тетрадь эти столбики слов.

-Что вы можете сказать о словах 2-го столбика? (прилагательные, т.к. отвечают на вопрос какой, обозначают признак предмета, по значению качественные, т.к. образуют степень сравнения и по форме полные).

4. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

-А какой вопрос вы зададите к словам 1-го столбика? (Каков?)

-Чем отличаются слова 1-го столбика от слов 2-го столбика? (формой)

-Как бы вы назвали такую форму? (Краткой)

-Назовёте тему урока? (Краткая форма качественных прилагательных)

-Значит цель нашего урока: получить представление о краткой форме качественных прилагательных; её грамматических признаках и роли в предложениях через исследование языкового материала.

-Поставьте задачи. (Вспомнить, узнать, научиться; проговаривание учителем)

-Чтобы выполнить поставленные задачи, каким путём предлагаете пойти? Обратиться к учебнику или самим сделать открытия?

5. Построение проекта выхода из затруднения

-Как вы думаете, у качественных прилагательных краткой формы такие же грамматические признаки, как у полной? Так же, как и полные, они изменяются по родам, числам, падежам? (Да, нет)

-Сформулируйте гипотезу.

-Если прилагательное стоит в краткой форме, то…какое условие должно выполняться? Оно будет обладать такими же грамматическими признаками, как и полное, т.е. изменяться по родам, числам и падежам.

(Гипотеза на доске.)

-Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу, проведём лингвистический эксперимент

-Все сведения, которые вы выясните, запишите в таблицу. (Такую же таблицу мы делали для полных прилагательных)

6. Работа по теме.

Работа в паре. Эксперимент№1.

-Прочтите. Впишите пропущенные буквы, объясняя орфограммы. Найдите полное качественное прилагательное. Образуйте краткую форму. Измените по родам и числам. Выделите окончания.

-Как работаем в паре? (Думаю сам, обсуждаю с товарищем, говорю классу)

Х.рош.я ло.ка к .беду.


вопрос


М.р. ед. ч.



Ж .р. ед. ч.



Ср.р. ед. ч.



Множ. ч.























-Проверим. (Мы нашли полное кач. прилаг. «хорошая», изменили по родам и числам, получились…, вопросы: каков, какова, каково, каковы)

-Сделаем вывод: краткая форма качественных прилагательных изменяется по родам и числам.

-В мужском роде окончание нулевое, в ж.р. –а, в ср. р. – о, во множ. ч. – ы,и

-Вопросы: каков?, какова?, каково?, каковы?

-Занесите сведения в таблицу.

-Подтвердилась наша гипотеза? Полностью или частично? (Частично)

-А теперь прочтите это предложение, заменив полное прилагательное на краткое.

Хороша ложка к обеду.

-Что получилось? (Поговорка)

-Поговорки являются жанром какого творчества? (Устного народного или фольклора)

-Когда так говорят? (Любая вещь или идея очень нужны в определённый момент, прямо сейчас, но после…они теряют актуальность и нужность)

Эксперимент№2.

-Следующий эксперимент.

-Образуйте краткую форму от прилагательного красивый и измените по падежам.

Красивый-……………………………

И. п.


Р. п.


Д.п.


В.п.


Т.п.


П.п.


-Проблема!

-Что заметили?

-Какой сделаем вывод? (Качественные прилагательные в краткой форме по падежам не изменяются)

-Занесите сведения в таблицу.

-Гипотеза подтвердилась? (Нет)

-Какой вывод по этим двум экспериментам? (Краткая форма кач. прил. изменяется по родам, числам, но не изменяется по падежам)

-Ваши предположения оказались верными или получили опровержение?

-С помощью чего вы опровергли гипотезу? (С помощью практической работы над словами)

--Какой получили результат? (Заполнили таблицу)

-Когда она вам пригодится? (Когда будем выполнять разбор прилагательного)

-Оцените себя.

-Нельзя добрым молодцам и красным девицам долго засиживаться за трудами праведными. Разомнёмся, потешимся.

7.Физминутка. (под песню «Богатырская наша сила…»)

-А какую работу выполняют краткие прилагательные в предложении?

-Ваши предположения. (Определения, сказуемые)

-Проводить эксперимент я предлагаю Чиркову Никите.

Эксперимент № 3. Роль в предложении.

Письмо под диктовку.

Бобры для бобрят добры.

-Что это за предложение? (Скороговорка)

- Скороговорки являются жанром какого творчества? (Устного народного или фольклора)

-Разобрать по членам предложения.

-Какой сделаем вывод? (Прилагательные в краткой форме в предложении всегда являются сказуемыми)

-Чьи предположения оказались верными?

-Занесите сведения в таблицу.

-Оцените себя.



Эксперимент № 4. Работа в парах.

-Образуйте от полных прилагательных краткую форму.

Полные

Краткие

хороший

хорош

родной

дорогой

дорог

нижний

-Получилось справиться с заданием? Почему? (Не хватает знаний у самих)

-Обратимся к учёным. Откройте учебники на с. 127. Прочитаем.

-Что вы узнали? Обратите на это внимание.

-Занесите в таблицу.

-Сделайте вывод.

-Обсудите с соседом и оцените работу на этом этапе.

- Краткие прилагательные чаще всего употребляются в устном народном творчестве и текстах книжно-письменного характера, но я думаю, если вы будете использовать их в своей речи, они войдут в ваш активный словарный запас и ваша речь будет яркой и интересной.(Слайд.)


Русский язык в умелых руках

и в опытных устах– красив, певуч, выразителен,

гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн.



-Посмотрите, как такие мастера слова, как А. Куприн использовали в своей речи краткие прилагательные.

-Желаю, чтобы ваша речь была богатой и выразительной.




8. Работа в группах. Творческое задание.

-Теперь ваши результаты представлены в таблице. Воспользовавшись ими, выполните творческое задание. Работаем в группах. (Правила работы в группах.)

Задание для 1 группы:

Вставьте пропущенные прилагательные краткой формы.

__________ на Руси Святые горы,

____________их ущелья, ___________пропасти.

Ездит Святогор по Святым горам. 
Тут колеблется мать _________ земля, 
Осыпаются камни в пропасти, 
Выливаются__________ реченьки. 

Слова для справок: высоки, сыра, страшны, быстры, глубоки.

Проверка.

Высоки на Руси Святые горы,

Глубоки их ущелья, страшны пропасти.

Ездит Святогор по Святым горам. 
Тут колеблется мать сыра земля, 
Осыпаются камни в пропасти, 
Выливаются быстры реченьки. 

-Что это получилось? (былина-отрывок). Былины являются жанром какого творчества? (Устного народного или фольклора)



Задание для 2 группы:

Вставьте пропущенные прилагательные краткой формы.

Сам _________, да душа ____________.
Сколько ни говори, а с разговору _______________не будешь.

_____________ пчелка, да и та работает.
____________ книга, да мудрость в ней _____________.

Слова для справок: сыт, молода, мала, стар, велика

Проверка.

Сам стар, да душа молода.
Сколько ни говори, а с разговору сыт не будешь.

Мала пчелка, да и та работает.
Мала книга, да мудрость в ней велика.

-Что это получилось? (пословицы). Пословицы являются жанром какого творчества? (Устного народного или фольклора)

Задание для 3 группы:

Вставьте пропущенные прилагательные краткой формы.

_____, а не сахар. Нет ног, а идёт.

Щеки _____________, нос ______

В темноте сижу весь день,

А рубашка _____________,

Вся на солнышке она

Слова для справок: зелена, бел, розовы

Проверка.

Бел, а не сахар. Нет ног, а идёт.

Щеки розовы, нос бел,

В темноте сижу весь день,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она

-Что это получилось? (загадки). Загадки являются жанром какого творчества? (Устного народного или фольклора)



Задание для 4 группы:

Вставьте пропущенные прилагательные краткой формы.

1.__________ украинская ночь. 
__________________ небо.
Звёзды блещут.

Слова для справок: прозрачно, тиха

2. Правду молвить, молодица 
Уж и впрямь была царица: 
________________,______________, ________________, 
И умом и всем взяла. 



1.Тиха украинская ночь. 
Прозрачно небо.
Звёзды блещут.

Слова для справок: прозрачно, тиха

2. Правду молвить, молодица 
Уж и впрямь была царица: 
Высока, стройна, бела, 
И умом и всем взяла; 



Слова для справок: стройна, бела, высока

Проверка.

-Откуда эти строки?(из произведений Пушкина: из поэмы «Полтава», из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» )

-Оцените правильность выполнения задания в группах.

10. Рефлексия

- В начале урока вы все ставили перед собой задачи, кто достиг их?

-Поднимите руки.

- Какие открытия сделали на уроке?

- Какое задание вам показалось самым интересным?

- Какое задание было наиболее трудным?

- Кто испытывал затруднения, кому не все понятно? Поднимите руки.

- Кому бы вы поставили «5»?

11. Домашнее задание

-Запишите д/з:

1. Найти произведения фольклора с краткими прилагательными.

2. Упр. №1 с. 126, таблица

P. S.

-У нас остался ещё один свиток. Какую тайну хранит он? (Корень учения…….., а плод……………)

-Я не могу прочитать сама. Чтобы восстановить народную мудрость, давайте подумаем, какие бы слова вы вставили? (Откуда черпали знания наши предки? Из природы. Пробовали корешки растений на вкус?

-Какие? (Горькие)

А с какой темой мы работали на уроке? (Краткая форма)……Горек.

Что получается? (Корень учения горек, а плод сладок)

-Что получилось? (Пословица)

 

-Мы вставили краткие прилагательные. Очень часто их употребляют в пословицах для большей точности.

- Как вы понимаете эти слова?

(Учиться всегда трудно, но, овладев знаниями, можно многого добиться).

-А самое главное, нужно хорошо учиться,  тогда всё получится. Терпенье и труд всё перетрут!  

--Сегодня на уроке вы были хороши, красивы, старательны, активны!

-Каково настроение ваше? Покажите.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Краткая форма имён прилагательных

Автор: Кузнецова Надежда Анатольевна

Дата: 16.04.2019

Номер свидетельства: 507349

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Полные и краткие имена прилагательные" УМК "Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(109) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-vo-2-klassie-polnyie-i-kratkiie-imiena-prilaghatiel-nyie-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "216635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433085005"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка " Роль имён прилагательных в языке" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rol-imion-prilaghatiel-nykh-v-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "142212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418234903"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Презентация к уроку  русского языка во 2 классе "Полные и краткие имена прилагательные" УМК "Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(117) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-polnyie-i-kratkiie-imiena-prilaghatiel-nyie-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "216640"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433085775"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Неупотребление букв ь в кратких прилагательных "
    ["seo_title"] => string(52) "nieupotrieblieniie-bukv-v-kratkikh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "153592"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421050662"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Полные и краткие имена прилагательные. Употребление кратких форм имён прилагательных в речи. "
    ["seo_title"] => string(106) "polnyie-i-kratkiie-imiena-prilaghatiel-nyie-upotrieblieniie-kratkikh-form-imion-prilaghatiel-nykh-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "156700"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421480120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства