kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Корень слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Наблюдение над однокоренными словами.  Определение корня слова.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для овладения учащимися знаниями о корне  слова,  умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.

Задачи (для учителя):

- создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;

 - организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью наблюдения над однокоренными   словами;

  - создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;

- создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей.

Задачи (для учащихся):

- учиться ставить учебные задачи;

- решать учебные задачи, опираясь на помощь учителя и совместные наработки;

- узнать, что такое корень слова и как его выделять;

- учиться подбирать однокоренные слова;

- учиться проводить рефлексию собственной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. 

Средства ИКТ:  презентация  в Power Point.

Ход урока:

Организационный этап

Актуализация знаний

Этап формирования положительной мотивации

Этап формулировки цели урока и постановки учебных задач

Этап усвоения новых знаний

Этап первичной проверки понимания

Этап рефлексии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Конспект урока русского языка

2 класс

Тема урока: «Корень слова»

Предмет:  Русский язык.

УМК «Школа России»

Учебник: «Русский язык», авт. Канакина В.П., Грецкий В.Г. – М.: Просвещение, 2011

Класс: 2.

Тема урока: Наблюдение над однокоренными словами.  Определение корня слова.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для овладения учащимися знаниями о корне  слова,  умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.

Задачи (для учителя):

- создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;

 - организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью наблюдения над однокоренными   словами;

  - создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;

- создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей.

Задачи (для учащихся):

- учиться ставить учебные задачи;

- решать учебные задачи, опираясь на помощь учителя и совместные наработки;

- узнать, что такое корень слова и как его выделять;

- учиться подбирать однокоренные слова;

- учиться проводить рефлексию собственной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. 

Средства ИКТ:  презентация  в Power Point.

Ход урока.


Организационный этап.

Решение дидактической задачи: подготовка учащихся к работе на уроке. 

Учитель настраивает учащихся на продуктивную работу.    Слайд № 1.

Учащиеся записывают в тетрадях число и слова Классная работа.

- Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

- Умение грамотно писать. Развиваем орфографическую зоркость.

- Объясните встретившиеся  в записи орфограммы.

Ответы учащихся.


 Актуализация знаний.

Решение дидактических задач:

 1. Развитие у учащихся  навыка каллиграфического письма, орфографической зоркости.

 2. Актуализация опорных знаний и умений.

 Учитель организует работу по чистописанию.

На доске:     У    у      Ч    ч    чу     ча      че     чи    

                      уч.ник       учит.ль    учебный 

                    Корень учения горек, а плод сладок.                          

Учащиеся под руководством учителя проводят анализ типичных ошибок при написании данных букв и буквосочетаний и прописывают их.

- Что вы можете сказать о словах?

- Можно выделить «лишнее» слово: учебный, т. к. это прилагательное. Кроме этого, оно не является словарным. Во всех трех словах есть одинаковая часть.

В этом случае учитель должен попросить учащихся объяснить, почему они так считают.

(Может прозвучать ответ, что у этих слов одинаковый корень, что они являются однокоренными).

- Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы.

Запись учащимися слов.

- Прочитайте пословицу и объясните, почему так говорят.                      

Ответы учащихся.

С целью перехода к следующему этапу урока можно акцентировать внимание  учащихся на значении слова корень в данной пословице.

- Спишите пословицу по образцу.

Списывание с образца.


 Этап формирования положительной мотивации.

Решение дидактической задачи: обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

 - Ребята, скажите, что такое корень слова. (Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде № 2 по щелчку).

- Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.

-  Что общего в значении этого слова?

- Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

На доске проблемные вопросы (Слайд 3):

1) Что такое корень?

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

- Это важная, необходимая часть.


- Послушайте сказку и скажите, какому корню будет посвящен сегодняшний урок. (Учитель показывает картинки (по щелчку) на слайде № 4 появляются главные герои).

- Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

(На доске появляется “дерево”, на нем однокоренные слова.)

Как-то много лет назад 
Посадили странный сад. 
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.

Это слово,
Слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – 
Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идет.

Очень интересно
Гулять в саду словесном.

- Хотите сами стать такими садовниками? Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову сад.

- Прочитайте только корень -сад-. Вы поняли, что означает это слово?

- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.

- Будем говорить о корне  слова.

После прослушивания сказки: Что вырастает из корня слова?

- Новые слова.

- Как они называются?

- Однокоренными.

- Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

- Да.

-  Тогда поиграем в игру «Кто больше?» (Учитель показывает картинки (по щелчку) на слайде № 5).

Учащиеся называют как можно больше однокоренных слов (фронтальная работа).

- Я убедилась в том, что вы замечательно умеете подбирать однокоренные слова. Но такое ли важное это умение?

Ответы учащихся.

- Давайте попробуем разобраться, для чего нам нужно уметь подбирать однокоренные слова.

Учитель организует беседу по слайду № 6:

- Какое задание можно выполнить?

- Вставить пропущенную букву в слово. Возникают разные мнения. Нужно доказать, что в слове часовщик пишется буква а.

- Что нам поможет доказать?

- В этом предложении есть слово часики, где слог ча - ударный.

- Что можете сказать о словах часики и часовщик?

- Они являются однокоренными.

- Сделайте вывод, для чего необходимо уметь подбирать однокоренные слова?

- Умение подбирать однокоренные слова помогает нам грамотно писать, например, безударную гласную в корне.


 Этап формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Решение дидактической задачи: создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

 - Теперь, когда вы поняли, что уметь подбирать однокоренные слова  необходимо, скажите, что будем делать на уроке.

- Наблюдать за однокоренными словами, учиться их подбирать. Но сначала нужно узнать все про корень слова.

- Предлагаю задать вопросы корню слова. (Учитель демонстрирует слайд № 7 и фиксирует на нем сформулированные учащимися учебные задачи, выполняя записи на интерактивной доске или демонстрируя заготовки на слайде № 7 по щелчку).

- Что такое корень слова? Как его находить? Как его выделять (значок)? Какова его роль в слове? Как пишутся корни? Для чего нужно находить корень?


  Этап усвоения новых знаний.

Решение дидактической задачи: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

 - На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить?

- Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.

- Предлагаю на оставшиеся вопросы ответить после того, как вы поработаете в группах. Проведите небольшое исследование группы слов. Исследование всегда проходит по плану. Я вам его предлагаю. (План исследования на слайде № 8). Учитель организует работу в  группах.

Учащиеся получают слова:

I группа – лес, лесок, лесной, лесник.

II группа – цветы, цветок, цветник, цветочек.

III группа – гриб, грибной, грибочек, грибник.

IV группа – голос, голосок, голосище, голосовые (связки).

Учащиеся работают в группах.

- Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования.

Один учащийся из каждой группы представляет результат работы:

- Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком  (дугой).   Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково.

Аналогичный рассказ получается у представителя всех групп.

Выводы, сделанные учащимися в результате исследования, совместно с учителем обобщаются.

Учитель фиксирует их на слайде № 9.

- А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника.

Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.


 Этап первичной проверки понимания.

Решение дидактической задачи: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

 - Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок?

- Нет. Нам нужно упражняться в подборе однокоренных слов.

На этом этапе урока учащимся предлагаются дидактические игры «Третий лишний» и «Рассели жильцов», в процессе которых у ребят развивается умение подбирать однокоренные слова.

 (Задания демонстрируются на слайдах № 10, 11; игры проводятся с использованием интерактивной доски.).

Участвуя в играх, учащиеся развивают умение подбирать однокоренные слова, а также приходят к выводу, что при подборе слов очень важно вдумываться в смысл слов.


 Этап рефлексии.

Решение дидактической задачи: анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

 - В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. В таблицу запишите  буквы, соответствующие ответам на вопросы теста. Кружком определенного цвета покажите уровень своей успешности на уроке.

Учащиеся индивидуально работают с карточкой, на которой перечислены знания и умения по теме (текст карточки на слайде № 12). Затем отвечают на вопросы теста (слайд № 13 и 14), выполняют проверку по образцу (слайд № 14 по щелчку).

Кружком определенного цвета демонстрируют учителю уровень своей успешности (критерии на слайде № 15).

Карточки учащиеся сдают учителю.



Просмотр содержимого презентации
«Корень слова 1»

Корень слова Тема урока: Автор: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 176 г. Н.Новгород Варёнова Татьяна Станиславовна

Корень слова

Тема урока:

Автор:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 176 г. Н.Новгород

Варёнова Татьяна Станиславовна

КОРЕНЬ Подземная часть растения Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя Корень слова домик

КОРЕНЬ

Подземная часть растения

Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя

Корень слова

домик

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

  • Что такое корень?
  • Роль корня в слове.
  • Как выделить в слове корень?
Сказка про корни ? САДОВНИК ПОСАДКИ САДОВОД РАССАДА САД

Сказка про корни

?

САДОВНИК

ПОСАДКИ

САДОВОД

РАССАДА

САД

Игра «Кто больше» ТРАВА РЫБА ЛИСА ЧАСЫ

Игра «Кто больше»

ТРАВА

РЫБА

ЛИСА

ЧАСЫ

а и е а Ч…совщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас.

а и е

а

Ч…совщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Надо узнать как находить? значок корень слова роль в слове что это? как корни пишутся? для чего находить?

Надо узнать

как находить?

значок

корень слова

роль

в слове

что это?

как корни пишутся?

для чего

находить?

План исследования

План исследования

  • Спиши слова.
  • Докажи, что они являются однокоренными.
  • Обозначь корень. Как ты это сделал?
  • Подумай, какова роль корня. Для этого попробуй прочитать слова без корня.
  • Обрати внимание, как пишутся корни в однокоренных словах.
Мы узнали подобрать однокоренные слова корень слова главная общий смысл всех однокоренных слов часть слова корни пишутся одинаково для грамотного письма

Мы узнали

подобрать однокоренные слова

корень слова

главная

общий смысл всех однокоренных слов

часть слова

корни пишутся одинаково

для грамотного письма

Игра «Третий лишний»  Найди в каждой группе слов «врага» - лишнее слово. Объясни.  Лес, леска, лесной.  Парк, паркет, парковый.  Водитель, водичка, вода.

Игра «Третий лишний»

Найди в каждой группе слов «врага» -

лишнее слово. Объясни.

Лес, леска, лесной.

Парк, паркет, парковый.

Водитель, водичка, вода.

винтик Игра «Рассели жильцов» ледник  В одном домике живут родственники с корнем - лед -, а в другом с корнем - винт -. Приехали родственники, потерялись и ждут помощи. Помоги гостям попасть в нужный дом. заледенеть завинтил ледовый вино  -винт-  -лед- винтовой ледокол Какие слова «остались на улице»? леди

винтик

Игра «Рассели жильцов»

ледник

В одном домике живут родственники с корнем - лед -, а в другом с корнем - винт -. Приехали родственники, потерялись и ждут помощи. Помоги гостям попасть в нужный дом.

заледенеть

завинтил

ледовый

вино

-винт-

-лед-

винтовой

ледокол

Какие слова «остались на улице»?

леди

Рефлексивная карточка Я знаю что такое корень слова как обозначается корень слова для чего надо уметь подбирать однокоренные слова Я умею  подбирать однокоренные слова находить в слове корень У меня возник вопрос: _____________________ 1 2 3 4 5

Рефлексивная карточка

Я знаю

  • что такое корень слова
  • как обозначается корень слова
  • для чего надо уметь подбирать однокоренные слова

Я умею

  • подбирать однокоренные слова
  • находить в слове корень

У меня возник вопрос: _____________________

1

2

3

4

5

Тест Выбери правильное определение корня.  а) Корень – это общая часть всех слов.  б) Корень – это главная часть предложения.  в) Корень – это общая часть однокоренных слов. Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень в слове?  а) Выделить самую большую часть слова.  б) Подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.  в) Подчеркнуть слово дугой. В каком ряду все слова являются однокоренными?  а) Вода, водичка, водитель.  б) Лиса, лисичка, лесок.  в) Подводный, водянистый, вода.

Тест

  • Выбери правильное определение корня.

а) Корень – это общая часть всех слов.

б) Корень – это главная часть предложения.

в) Корень – это общая часть однокоренных слов.

  • Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень в слове?

а) Выделить самую большую часть слова.

б) Подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.

в) Подчеркнуть слово дугой.

  • В каком ряду все слова являются однокоренными?

а) Вода, водичка, водитель.

б) Лиса, лисичка, лесок.

в) Подводный, водянистый, вода.

Проверь себя 1 в 2 б 3 в 4 б 5 в 4. Выбери наиболее верное высказывание.  а) Умение подбирать однокоренные слова важно для развлечения.  б) Умение подбирать однокоренные слова помогает проверять  орфограмму.  в) Слова дом и дома являются однокоренными. Какое из слов ты поставишь в ряд однокоренных слов  летать, полетаем, перелет?   а) лето  б) пилот  в) летчик

Проверь себя

1

в

2

б

3

в

4

б

5

в

4. Выбери наиболее верное высказывание.

а) Умение подбирать однокоренные слова важно для развлечения.

б) Умение подбирать однокоренные слова помогает проверять

орфограмму.

в) Слова дом и дома являются однокоренными.

  • Какое из слов ты поставишь в ряд однокоренных слов

летать, полетаем, перелет?

а) лето

б) пилот

в) летчик

Уровни моей успешности  Я молодец! У меня все получалось! Я чувствую себя уверенно!  У меня получалось почти все! Но я чувствую себя не совсем уверенно!

Уровни моей успешности

  • Я молодец! У меня все получалось! Я чувствую себя уверенно!

  • У меня получалось почти все! Но я чувствую себя не совсем уверенно!

  • Я старался! Но не сумел справиться со всеми заданиями!
Урок Окончен!

Урок Окончен!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Корень слова"

Автор: Варёнова Татьяна Станиславовна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233405

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-po-russkomu-iazyku-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "169481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423413032"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку по теме « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rodstviennyie-slova-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "236684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444139635"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока  на тему "Что такое корень слова" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chto-takoie-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "240086"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444929144"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект . Корень слова. Однокоренные слова. 2класс"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-korien-slova-odnokoriennyie-slova-2klass"
    ["file_id"] => string(6) "280878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453444962"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по теме корень слова. Родственные слова "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-korien-slova-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "127164"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415277884"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства