Конспект урока русского языка
2 класс
Тема урока: «Корень слова»
Предмет: Русский язык.
УМК «Школа России»
Учебник: «Русский язык», авт. Канакина В.П., Грецкий В.Г. – М.: Просвещение, 2011
Класс: 2.
Тема урока: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: создать условия для овладения учащимися знаниями о корне слова, умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.
Задачи (для учителя):
- создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;
- организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью наблюдения над однокоренными словами;
- создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;
- создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей.
Задачи (для учащихся):
- учиться ставить учебные задачи;
- решать учебные задачи, опираясь на помощь учителя и совместные наработки;
- узнать, что такое корень слова и как его выделять;
- учиться подбирать однокоренные слова;
- учиться проводить рефлексию собственной деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Средства ИКТ: презентация в Power Point.
Ход урока.
Организационный этап.
Решение дидактической задачи: подготовка учащихся к работе на уроке.
Учитель настраивает учащихся на продуктивную работу. Слайд № 1.
Учащиеся записывают в тетрадях число и слова Классная работа.
- Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?
- Умение грамотно писать. Развиваем орфографическую зоркость.
- Объясните встретившиеся в записи орфограммы.
Ответы учащихся.
Актуализация знаний.
Решение дидактических задач:
1. Развитие у учащихся навыка каллиграфического письма, орфографической зоркости.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
Учитель организует работу по чистописанию.
На доске: У у Ч ч чу ча че чи
уч.ник учит.ль учебный
Корень учения горек, а плод сладок.
Учащиеся под руководством учителя проводят анализ типичных ошибок при написании данных букв и буквосочетаний и прописывают их.
- Что вы можете сказать о словах?
- Можно выделить «лишнее» слово: учебный, т. к. это прилагательное. Кроме этого, оно не является словарным. Во всех трех словах есть одинаковая часть.
В этом случае учитель должен попросить учащихся объяснить, почему они так считают.
(Может прозвучать ответ, что у этих слов одинаковый корень, что они являются однокоренными).
- Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы.
Запись учащимися слов.
- Прочитайте пословицу и объясните, почему так говорят.
Ответы учащихся.
С целью перехода к следующему этапу урока можно акцентировать внимание учащихся на значении слова корень в данной пословице.
- Спишите пословицу по образцу.
Списывание с образца.
Этап формирования положительной мотивации.
Решение дидактической задачи: обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
- Ребята, скажите, что такое корень слова. (Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде № 2 по щелчку).
- Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.
- Что общего в значении этого слова?
- Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
На доске проблемные вопросы (Слайд 3):
1) Что такое корень?
2) Роль корня в слове.
3) Как выделить в слове корень?
- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?
- Это важная, необходимая часть.
- Послушайте сказку и скажите, какому корню будет посвящен сегодняшний урок. (Учитель показывает картинки (по щелчку) на слайде № 4 появляются главные герои).
- Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
(На доске появляется “дерево”, на нем однокоренные слова.)
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово,
Слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Хотите сами стать такими садовниками? Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову сад.
- Прочитайте только корень -сад-. Вы поняли, что означает это слово?
- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.
- Будем говорить о корне слова.
После прослушивания сказки: Что вырастает из корня слова?
- Новые слова.
- Как они называются?
- Однокоренными.
- Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?
- Да.
- Тогда поиграем в игру «Кто больше?» (Учитель показывает картинки (по щелчку) на слайде № 5).
Учащиеся называют как можно больше однокоренных слов (фронтальная работа).
- Я убедилась в том, что вы замечательно умеете подбирать однокоренные слова. Но такое ли важное это умение?
Ответы учащихся.
- Давайте попробуем разобраться, для чего нам нужно уметь подбирать однокоренные слова.
Учитель организует беседу по слайду № 6:
- Какое задание можно выполнить?
- Вставить пропущенную букву в слово. Возникают разные мнения. Нужно доказать, что в слове часовщик пишется буква а.
- Что нам поможет доказать?
- В этом предложении есть слово часики, где слог ча - ударный.
- Что можете сказать о словах часики и часовщик?
- Они являются однокоренными.
- Сделайте вывод, для чего необходимо уметь подбирать однокоренные слова?
- Умение подбирать однокоренные слова помогает нам грамотно писать, например, безударную гласную в корне.
Этап формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Решение дидактической задачи: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
- Теперь, когда вы поняли, что уметь подбирать однокоренные слова необходимо, скажите, что будем делать на уроке.
- Наблюдать за однокоренными словами, учиться их подбирать. Но сначала нужно узнать все про корень слова.
- Предлагаю задать вопросы корню слова. (Учитель демонстрирует слайд № 7 и фиксирует на нем сформулированные учащимися учебные задачи, выполняя записи на интерактивной доске или демонстрируя заготовки на слайде № 7 по щелчку).
- Что такое корень слова? Как его находить? Как его выделять (значок)? Какова его роль в слове? Как пишутся корни? Для чего нужно находить корень?
Этап усвоения новых знаний.
Решение дидактической задачи: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
- На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить?
- Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.
- Предлагаю на оставшиеся вопросы ответить после того, как вы поработаете в группах. Проведите небольшое исследование группы слов. Исследование всегда проходит по плану. Я вам его предлагаю. (План исследования на слайде № 8). Учитель организует работу в группах.
Учащиеся получают слова:
I группа – лес, лесок, лесной, лесник.
II группа – цветы, цветок, цветник, цветочек.
III группа – гриб, грибной, грибочек, грибник.
IV группа – голос, голосок, голосище, голосовые (связки).
Учащиеся работают в группах.
- Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования.
Один учащийся из каждой группы представляет результат работы:
- Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком (дугой). Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково.
Аналогичный рассказ получается у представителя всех групп.
Выводы, сделанные учащимися в результате исследования, совместно с учителем обобщаются.
Учитель фиксирует их на слайде № 9.
- А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника.
Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.
Этап первичной проверки понимания.
Решение дидактической задачи: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
- Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок?
- Нет. Нам нужно упражняться в подборе однокоренных слов.
На этом этапе урока учащимся предлагаются дидактические игры «Третий лишний» и «Рассели жильцов», в процессе которых у ребят развивается умение подбирать однокоренные слова.
(Задания демонстрируются на слайдах № 10, 11; игры проводятся с использованием интерактивной доски.).
Участвуя в играх, учащиеся развивают умение подбирать однокоренные слова, а также приходят к выводу, что при подборе слов очень важно вдумываться в смысл слов.
Этап рефлексии.
Решение дидактической задачи: анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
- В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. В таблицу запишите буквы, соответствующие ответам на вопросы теста. Кружком определенного цвета покажите уровень своей успешности на уроке.
Учащиеся индивидуально работают с карточкой, на которой перечислены знания и умения по теме (текст карточки на слайде № 12). Затем отвечают на вопросы теста (слайд № 13 и 14), выполняют проверку по образцу (слайд № 14 по щелчку).
Кружком определенного цвета демонстрируют учителю уровень своей успешности (критерии на слайде № 15).
Карточки учащиеся сдают учителю.