kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: « Корень слова. Однокоренные слова»
Цель: учить распознавать однокоренные слова и выделять корень.

Задачи
1 уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.;
2.формировать умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от формы слов;
3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
4.Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку 


Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой

Учащиеся разбиты на две группы
-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?
-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас всё получится! Ведь недаром в народе говорят: «… терпенье и труд все перетрут.»
2.Сообщение темы урока.
-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)
- Все вы станете исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? Точный ответ на этот вопрос можно найти в толковом словаре? Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2)

-А что же мы с вами будем исследовать?

-О чём будем говорить на уроке?

Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку: (слайд 3)

Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

Слово «корень» многозначное или однозначное? (многозначное)

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

3) часть слова.

Так о чём мы будем с вами говорить на уроке? (о корне и об однокоренных словах)

Послушайте сказку «Два корня»

Встретились однажды корень куста и корень слова.

-Здравствуй, - говорит один.—Я - корень, а ты кто?

-А я тоже корень, - отвечает другой.

-Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живёшь?

- А я живу в словах, - ответил второй.

- Ну, какой же корень может жить в словах! - усмехнулся первый. – Вот я корень так корень!- Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. – От меня тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри, сколько новых слов выросло только из одного корня САД (на доске дерево с однокоренными словами) (слайд 4)

Услышали их спор люди и сказали:

- Не спорьте, вы нам оба необходимы. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.

Работа с деревом, которое висит на доске:

- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
- А попробуйте прочитать только корень. 
- Вы поняли, что означает это слово? 
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
- Ясен ли смысл слов? 
- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? 
- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова. 

Однокоренные слова следует отличать от формы слова. Формы слова образует окончание: (слайд 5)

Вода, воды, воду, водой - форма слова.

Вода, водяной, подводник – однокоренные слова (однокоренные слова относятся к разным частям речи и имеют общий корень)

А теперь закрепим наши знания.

1.«Найди корень слова» (устно)  (слайд 6)

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветной, цветок, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.

 

 

 

2. «Помоги Сове» (слайд 7)

Сова подобрала к данным ей словам родственные слова, но по дороге в школу они у неё рассыпались, и вот что осталось:

Машина - …ист

рыба - ..ак

море - …як

скрипка - …ач (выдели общий корень)

3.Работа с книгой. Выполняем упр.145 стр.64.  В каждой строчке найди однокоренные слова. (слайд 8)

Физминутка.

4.Работа с карточками (слайд 9)

1 группа

Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Что общего у этих слов?
 

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

 

2 группа

Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Что общего у этих слов?

Лиска, лисонька, лиса! 
Ты в каких живёшь лесах? 
Лисий хвост замёл следы. 
Где лисичка? Видел ты?

 

5.Работа с книгой

Упр.146. Найдите разные формы существительного дерево. Обозначьте окончание.

6.Игра «Кто у кого?» (слайд 10)

Назови детёнышей животных, обозначь корень в словах

у лягушки-

у кошки-

у волка-

у зайца

у утки-

у гуся-

у лисы-

Рефлексия. Подведение итогов.
-О чём мы сегодня говорили? О какой части слова?

-Чему научились? (выделять в словах общий корень)

- Что научились отличать? (однокоренные слова от формы слова)

- На следующих уроках мы продолжим изучение данной темы.

- Давайте оценим наш урок и нашу работу.
На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
11.Домашнее задание: упр.147, стр.65, правило на стр.64 (слайд 11)

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" »

ТЕМА: « Корень слова. Однокоренные слова»
Цель: учить распознавать однокоренные слова и выделять корень.

Задачи
1 уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.;
2.формировать умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от формы слов;
3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
4.Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку 


Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой

Учащиеся разбиты на две группы
-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?
-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас всё получится! Ведь недаром в народе говорят: «… терпенье и труд все перетрут.»
2.Сообщение темы урока.
-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)
- Все вы станете исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? Точный ответ на этот вопрос можно найти в толковом словаре? Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2)

-А что же мы с вами будем исследовать?

-О чём будем говорить на уроке?

Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадку: (слайд 3)

Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

Слово «корень» многозначное или однозначное? (многозначное)

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

3) часть слова.

Так о чём мы будем с вами говорить на уроке? (о корне и об однокоренных словах)

Послушайте сказку «Два корня»

Встретились однажды корень куста и корень слова.

-Здравствуй, - говорит один.—Я - корень, а ты кто?

-А я тоже корень, - отвечает другой.

-Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живёшь?

- А я живу в словах, - ответил второй.

- Ну, какой же корень может жить в словах! - усмехнулся первый. – Вот я корень так корень!- Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. – От меня тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри, сколько новых слов выросло только из одного корня САД (на доске дерево с однокоренными словами) (слайд 4)

Услышали их спор люди и сказали:

- Не спорьте, вы нам оба необходимы. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.

Работа с деревом, которое висит на доске:

- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
- А попробуйте прочитать только корень. 
- Вы поняли, что означает это слово? 
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
- Ясен ли смысл слов? 
- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? 
- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова. 

Однокоренные слова следует отличать от формы слова. Формы слова образует окончание: (слайд 5)

Вода, воды, воду, водой - форма слова.

Вода, водяной, подводник – однокоренные слова (однокоренные слова относятся к разным частям речи и имеют общий корень)

А теперь закрепим наши знания.

1.«Найди корень слова» (устно) (слайд 6)

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветной, цветок, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.







2. «Помоги Сове» (слайд 7)

Сова подобрала к данным ей словам родственные слова, но по дороге в школу они у неё рассыпались, и вот что осталось:

Машина - …ист

рыба - ..ак

море - …як

скрипка - …ач (выдели общий корень)

3.Работа с книгой. Выполняем упр.145 стр.64. В каждой строчке найди однокоренные слова. (слайд 8)

Физминутка.

4.Работа с карточками (слайд 9)

1 группа

Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Что общего у этих слов?


У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.



2 группа

Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Что общего у этих слов?

Лиска, лисонька, лиса! 
Ты в каких живёшь лесах? 
Лисий хвост замёл следы. 
Где лисичка? Видел ты?



5.Работа с книгой

Упр.146. Найдите разные формы существительного дерево. Обозначьте окончание.

6.Игра «Кто у кого?» (слайд 10)

Назови детёнышей животных, обозначь корень в словах

у лягушки-

у кошки-

у волка-

у зайца

у утки-

у гуся-

у лисы-

Рефлексия. Подведение итогов.
-О чём мы сегодня говорили? О какой части слова?

-Чему научились? (выделять в словах общий корень)

- Что научились отличать? (однокоренные слова от формы слова)

- На следующих уроках мы продолжим изучение данной темы.

- Давайте оценим наш урок и нашу работу.
На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
11.Домашнее задание: упр.147, стр.65, правило на стр.64 (слайд 11)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"

Автор: Швецова Елена Евгеньевна

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169481

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова" (конспект+презентация) "
    ["seo_title"] => string(81) "urok-russkogho-iazyka-korien-slova-odnokoriennyie-slova-konspiekt-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "120846"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413816265"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок русского языка. "Корень слова. Однокоренные слова""
    ["seo_title"] => string(55) "urok_russkogho_iazyka_korien_slova_odnokoriennyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "384600"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485534559"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Открытый урок русского языка "Состав слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-sostav-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "146382"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419168590"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка "Корень слова. Родственные слова" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-korien-slova-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "174700"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424170614"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка "Однокоренные слова.Корень слова.""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-odnokoriennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "305176"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457880186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства