kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока + Презентация по теме: "Однокоренные слова. Корень."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Продолжить формировать понятие «родственные слова» на основе выделения двух признаков:
  • связь по смыслу
  • общая часть
  1. Формировать умение распознавать , подбирать родственные слова и выделять корень.
  2. Провести наблюдение над родственными  словами, в которых встречаются корни с  чередованиями (частотные случаи)
  3. Формирование умения разграничивать понятия:

а) родственные слова и форма слова

б) родственные слова и синонимы

  1.  Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
  • анализа – при установлении лингвистического наблюдения над словами с чередованиями в корне

               - при выполнении упражнений продуктивного типа

  • синтеза и обобщения – при формулировании вывода
  • классификации – в процессе разделения слов на родственные и неродственные
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока + Презентация по теме: "Однокоренные слова. Корень." »

Тема 2: Однокоренные слова. Корень.

Цели:

  1. Продолжить формировать понятие «родственные слова» на основе выделения двух признаков:

  • связь по смыслу

  • общая часть

  1. Формировать умение распознавать , подбирать родственные слова и выделять корень.

  2. Провести наблюдение над родственными словами, в которых встречаются корни с чередованиями (частотные случаи)

  3. Формирование умения разграничивать понятия:

а) родственные слова и форма слова

б) родственные слова и синонимы

  1. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:

  • анализа – при установлении лингвистического наблюдения над словами с чередованиями в корне

- при выполнении упражнений продуктивного типа

  • синтеза и обобщения – при формулировании вывода

  • классификации – в процессе разделения слов на родственные и неродственные



  1. Развитие диалогической речи – в процессе формирования умения отвечать на вопросы и задавать их.

  2. Расширение и обогащение словарного запаса:

  • работать над значением слова – в процессе формулировки лексического значения, нахождения связи по смыслу между словами, подбора родственных слов



  1. Воспитание интереса к языку на основе выполнения упражнений продуктивного типа

Ожидаемый результат:

1. уч-ся должны уметь разграничивать понятия:

А)родственные слова и форма слова

Б) родственные слова и синонимы

2. уч-ся должны осознать, что слова с чередованиями в корне тоже являются родственными

Оборудование: проектор, экран, презентация, выполненная в Rower Point, толковый словарь С. И. Ожегова

Ход урока:

  1. Оргмомент

Проверка готовности, упражнения на внимание

  1. Чистописание

На доске слова: енот, сетка, ежиха, пенал (сл №2)

- Сегодня мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах.

- Какая это буква? На какие две группы можно разделить слова? (енот, ежиха и сетка, пенал)

-Определите последовательность букв в этом ряду:

Ера ерб ерв ер…(сл № 3)

-Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки

  1. Словарная работа

Отгадай загадку:

стоят столбы белы

на них шляпки зелены (сл.№ 4)

-Что такое береза? (дерево)

-Назовите еще существенные признаки? (лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка)

Слайд береза и рассказ учителя:

Береза растет в России с незапамятных времен. От цвета коры получила она свое имя, которое обозначает «белый», «светлый». Береза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год существовал до 1343г. Наши предки верили в водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась БЕРЕГИНЯ. Ее изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева – русской березы

- Произнесите слово, поставьте ударение, найдите орфограмму и запишите с пропуском? (б.реза)

- Какая орфограмма в этом слове? (безударный гласный)

- Как проверить безударный гласный? (изменить слово)

- Можно проверить? (нет)

- Как быть, какую букву писать? (посмотреть в словаре и запомнить написание)

- Чтобы запомнить какую гласную писать, можно вспомнить от какого слова произошло, от слова белый (проверяем по ассоциации)

- Произнесите по слогам? (бе-ре-за)

-Запишите, выделите орфограмму,

  1. Введение новой информации

А) Подготовка детей к восприятию новой информации (сл № 5)

Ребятам дано задание подобрать родственные слова к слову береза и они подобрали следующие: березонька, подберезовик, березняк, белый

- Согласны ли вы с ними?

- Докажите, что являются родственными. Сколько признаков родственных слов мы знаем

1признак-связь по смыслу- одно слово можно объяснить через другое

2признак- должны иметь общую часть

- Как называется общая часть? (корень)

Березняк - березник – березовый лес

Березовый сок- сок березы

Березовый сок- сок березы

Березонька- ласковое название березы



- Как пишется общая часть у родственных слов одинаково или различно? (одинаково)

Вывод: - Что делали чтобы доказать, что слова являются родственными?

- Чем будем заниматься на уроке, над чем будем работать? (продолжим работу по изучению родственных слов)

Цель урока: будем учиться находить и подбирать родственные слова



  1. Проверка домашнего задания

  • - Какие родственные слова выписали? Докажите, что они родственные (сл. № 6,7)

1 вариант– водоем, водокачка, водопровод, водохранилище, водопой, наводнение, половодье

2 вариант -Муравейник, муравьиный, муравья

  • Найдите родственные слова по классу развешаны

Выясни умело линию родства

Однокоренные подбери слова

6. Физ - ка

Б) организация лингвистического наблюдения над языковым материалом

Ученикам 2класса учительница задала задание найти в тексте родственные слова. (сл. № 10)

Выпал снег. Ребята побежали играть на снегу. Как хорош зимний снежок!

Они с заданием справились следующим образом:

Саша выделила: снег – по снегу

Паша: снег – снежок

Алеша не нашел слов, так как в словах снег – снежок – общая часть различна

- С кем из ребят вы согласны?

- Давайте разбираться

  • Снег – снегу будут ли слова родственными

- Что такое снег? (вид осадком)

- Что такое снегу?

- Есть ли разница в значении? (нет)

- Можно ли одно слово объяснить через другое? (нет, слово изменилось)

- Для чего слово изменилось? (для связи слов в предложении)

  • Снег – снежок (г/ж)

Пух – пушистый– покрытый мягким пухом, мягкий легкий, напоминающий собой пух- усы, волосы (х/ш)

Палец-конечность кисти, стопы (ц/ч появляется беглая гласная)

Пальчик- уменьшительно от палец

Вывод: слова с чередованием в корне тоже являются однокоренными

Обобщение - Какие слова называются родственными? (с чередованием в корне) вариант одного и того же корня



  1. Закрепление

а) упражнения репродуктивного типа

  • Упр 299 с. 159

Добрый - хороший

Холод – мороз

Боец - солдат

Я придумала родственные слова. Согласны со мной? (нет)

- Почему? (слова нельзя назвать родственными, т.к. они не близки по смыслу, а выражают одно и тоже, но с оттенком значения - это синонимы)



Вывод: синонимы не являются родственными)

б) упражнения продуктивного типа

На карточках:

Горка, горение, горный, горелка, горняк, загорелся, гористый



-Проверьте: слайд

- Кто допустил ошибку?

-Кто не смог выделить корень?

5 Подведение итогов, рефлексия, выставление отметок

-Что нового узнали?

- Что научились делать?

- Для чего изучали родственные слова?

6.Д.З. каждому алгоритм рассуждения и карточка с д.з.

1вариант упр. 305 (слабым)

2 вариант – упр 292






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока + Презентация по теме: "Однокоренные слова. Корень."

Автор: Макеева Ольга Николаевна

Дата: 03.08.2014

Номер свидетельства: 111086

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока на тему "Родственные слова. Корень слова" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rodstviennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "102791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402552299"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Однокоренные слова" Умк 21 век"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnokoriennyie-slova-umk-21-viek"
    ["file_id"] => string(6) "310203"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458975498"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока на тему: "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekturokanatiemusostavslova"
    ["file_id"] => string(6) "287744"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454519266"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока на тему "Сложные слова в текстах разных стилей""
    ["seo_title"] => string(63) "konspekt_uroka_na_temu_slozhnye_slova_v_tekstakh_raznykh_stilei"
    ["file_id"] => string(6) "473996"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1529598328"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока на тему "Корень слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "122427"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414246432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства