Просмотр содержимого документа
«Конспект урока + Презентация по теме: "Однокоренные слова. Корень." »
Тема 2: Однокоренные слова. Корень.
Цели:
Продолжить формировать понятие «родственные слова» на основе выделения двух признаков:
связь по смыслу
общая часть
Формировать умение распознавать , подбирать родственные слова и выделять корень.
Провести наблюдение над родственными словами, в которых встречаются корни с чередованиями (частотные случаи)
Формирование умения разграничивать понятия:
а) родственные слова и форма слова
б) родственные слова и синонимы
Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
анализа – при установлении лингвистического наблюдения над словами с чередованиями в корне
- при выполнении упражнений продуктивного типа
синтеза и обобщения – при формулировании вывода
классификации – в процессе разделения слов на родственные и неродственные
Развитие диалогической речи – в процессе формирования умения отвечать на вопросы и задавать их.
Расширение и обогащение словарного запаса:
работать над значением слова – в процессе формулировки лексического значения, нахождения связи по смыслу между словами, подбора родственных слов
Воспитание интереса к языку на основе выполнения упражнений продуктивного типа
Ожидаемый результат:
1. уч-ся должны уметь разграничивать понятия:
А)родственные слова и форма слова
Б) родственные слова и синонимы
2. уч-ся должны осознать, что слова с чередованиями в корне тоже являются родственными
Оборудование: проектор, экран, презентация, выполненная в Rower Point, толковый словарь С. И. Ожегова
Ход урока:
Оргмомент
Проверка готовности, упражнения на внимание
Чистописание
На доске слова: енот, сетка, ежиха, пенал (сл №2)
- Сегодня мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах.
- Какая это буква? На какие две группы можно разделить слова? (енот, ежиха и сетка, пенал)
-Определите последовательность букв в этом ряду:
Ера ерб ерв ер…(сл № 3)
-Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки
Словарная работа
Отгадай загадку:
стоят столбы белы
на них шляпки зелены (сл.№ 4)
-Что такое береза? (дерево)
-Назовите еще существенные признаки? (лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка)
Слайд береза и рассказ учителя:
Береза растет в России с незапамятных времен. От цвета коры получила она свое имя, которое обозначает «белый», «светлый». Береза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год существовал до 1343г. Наши предки верили в водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась БЕРЕГИНЯ. Ее изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева – русской березы
- Произнесите слово, поставьте ударение, найдите орфограмму и запишите с пропуском? (б.реза)
- Какая орфограмма в этом слове? (безударный гласный)
- Как проверить безударный гласный? (изменить слово)
- Можно проверить? (нет)
- Как быть, какую букву писать? (посмотреть в словаре и запомнить написание)
- Чтобы запомнить какую гласную писать, можно вспомнить от какого слова произошло, от слова белый (проверяем по ассоциации)
- Произнесите по слогам? (бе-ре-за)
-Запишите, выделите орфограмму,
Введение новой информации
А) Подготовка детей к восприятию новой информации (сл № 5)
Ребятам дано задание подобрать родственные слова к слову береза и они подобрали следующие: березонька, подберезовик, березняк, белый
- Согласны ли вы с ними?
- Докажите, что являются родственными. Сколько признаков родственных слов мы знаем
1признак-связь по смыслу- одно слово можно объяснить через другое
2признак- должны иметь общую часть
- Как называется общая часть? (корень)
Березняк - березник – березовый лес
Березовый сок- сок березы
Березовый сок- сок березы
Березонька- ласковое название березы
- Как пишется общая часть у родственных слов одинаково или различно? (одинаково)
Вывод: - Что делали чтобы доказать, что слова являются родственными?
- Чем будем заниматься на уроке, над чем будем работать? (продолжим работу по изучению родственных слов)
Цель урока: будем учиться находить и подбирать родственные слова
Проверка домашнего задания
- Какие родственные слова выписали? Докажите, что они родственные (сл. № 6,7)