Конспект урока по теме:
"Дикие и домашние животные"
Цели урока:
-
дать представление о диких и домашних животных,
-
отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних,
-
обучение выделению существенных признаков предметов, развивать память, внимание, речь,
-
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, экран, карточки с изображением солнца, туч для учащихся, видеоролики.
План урока
1. Организационный момент.
Учитель. Встали ровненько ребята!
Сели! Хорошо закроем двери,
Шум оставим за дверями
И начнём урок мы с вами.
Запуск презентации
2.Проверка домашнего задания.
Учитель. Убрать дикорастущие растения. Назвать овощные культуры: (слайд №2)
Берёза-
Репейник-
Крапива-
Яблоня
Пшеница
Помидор О
Подорожник-
Клён-
Лён
Одуванчик-
Кукуруза
Чеснок О
Астра
Смородина
Учитель. Почему убрали эти названия растений?
Учитель. Убрать культурные растения. (слайд№3)
Вишня-
Ячмень-
Дуб
Одуванчик
Колокольчик
Крыжовник-
Лопух
Хлопчатник-
Василёк
Камыш
Гладиолус-
Орешник
Иван-да-марья
Осина
Учитель. Почему эти названия убрали?
3. Подготовка к введению нового материала.
Учитель. Если вы отгадаете загадки, то определите тему нашего урока.
Учитель. У кого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода- кора. Заяц (слайд№4)
Ученики. Заяц (слайд№4)
Учитель. Во время погони заяц может пробежать за час 70 км.
Учитель. Рыжий молоковоз день жуёт и ночь жуёт.
Ведь траву не так легко переделать в молоко.
Ученики. Корова (слайд№5)
Учитель. Пышный хвост торчит с верхушки
Что за резвая зверушка?
Щёлкает орешки мелко,
Ну, конечно, это …
Ученики. Белка (слайд№6)
Учитель. Это интересно: Беличий склад может содержать до нескольких кг вкусной еды, но его нельзя разорять, иначе в самую стужу, белка останется без корма.
Учитель. Живёт под крылечком, и хвостик колечком.
Ученики. Собака (слайд№7)
Учитель. В стране лесной живёт портной,
Не сшил одёжки ни одной.
А в чём секрет? Какой ответ?
Иголки есть, а ниток нет.
Ученики. Ёж (слайд№8)
Учитель. У взрослого ежа до 16000 колючек длиной до 2-3см. Ежи живут на Земле уже 50. млн. лет.
Учитель. Не земледелец, не кузнец, не плотник. А первый на селе работник.
Ученики. Лошадь (слайд№9)
Учитель. Каким одним словом можно назвать все отгадки?
Ученики. Животные.
Учитель. На какие две группы можно распределить всех перечисленных животных?
Ученики. Дикие и домашние животные.
Учитель. Хотите больше узнать о животных?
Учитель. Ребята, попробуйте определить тему нашего урока. (слайд№10)
Учитель. А какие цели поставим перед собой?
Продолжите фразу: (слайд№11)
-
Думаю, что на уроке я узнаю…
-
Я хочу узнать….
Ученики. Думаю, что на уроке я узнаю о жизни диких и домашних животных.
-
Я хочу узнать о жизни льва.
-
Я хочу узнать о жизни жирафа.
-
Я хочу узнать о жизни волка.
Учитель. На уроке мы узнаем много нового и интересного о жизни диких и домашних животных.
Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдыхать, как зайки, станем.
Вправо, влево наклонись,
Повернись и подтянись.
Лапки вверх и лапки вбок.
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки.
3. Работа над новым материалом.
(слайд№12)
Учитель. Назовите домашних животных?
Ученики. Гусь, котёнок, лошадь.
Учитель. Какие животные остались?
Ученики. Лев, белый медведь, волк.
Учитель. Поговорим о диких животных. (слайд№13,14,15)
Посмотрите внимательно видеофрагмент о жизни диких животных, а после просмотра ответьте на вопрос: « Почему это ДИКИЕ животные?»
Учитель. По каким признакам вы определили?
Ученики. Называют.
Учитель. Молодцы! Давайте проверим. ( слайд№16.)
Учитель. Давным – давно, когда ещё на Земле не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Однажды разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили вокруг жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они уже были не дикими, а домашними. Так появились собаки, которые стали защищать человека от врагов, помогали ему искать и добывать пищу. В настоящее время эти умные животные служат поводырями для слепых, пасут овец. По запаху отыскивают наркотики и взрывчатые вещества, по следу находят преступников. Число друзей человека росло. Ими стали лошади, овцы, верблюды, коровы, слоны. Человек приручил их и сделал домашними. И сейчас человек постоянно стремится к новому, лучшему. Он выводит новые породы.
Учитель. Каких домашних животных вы знаете?
Ученики. Перечисляют.
Учитель. В нашем классе есть ребята, увлеченные миром животных. Они хотят рассказать вам о некоторых из них ,а вы внимательно слушайте, чтобы потом ответить на вопросы.
Сообщение ученика о свинье. (Слайды № 17)
По своим нравам, по характеру, по неразборчивости в пище домашние свиньи очень похожи на диких. У них слабое зрение, но острый слух и чуткое обоняние. Свиньи прекрасно ориентируются на незнакомой местности. Раньше рыбаки использовали эту способность свиньи. Ее брали с собой в лодку и в туманную погоду отпускали за борт. Свинья безошибочно плыла к берегу, а рыбаки за ней.
Сообщение ученицы о верблюде. (Слайд №18)
Верблюд может обходиться без воды от 8 до 12 дней, иногда больше. Это животное может пить не только пресную, но и соленую воду, непригодную для питья других животных. На водопое может залпом выпить от 60 до 100 литров. Напившись, он может окатить водой как из ведра с ног до головы. Рассердившись, “плюет” в обидчика густой и липкой слюной, поэтому верблюда лучше не злить.
Учитель. Верблюд - дикое или домашнее животное?
Ученики. Домашнее.
Учитель. Верблюды одомашнены, но в Монголии есть и дикие животные.
Сообщение ученика о страусе.(Слайд№19)
Страусов разводят на специальных фермах. Получают от страусов яйца, массой полтора- два кг каждое, и мясо. Но больше всего ценятся страусиные перья. Самые красивые используются в качестве украшений, а из более дешёвых делают метёлки для смахивания пыли.
Учитель. Вы прослушали сообщения. Внимание вопросы. (слайд№20)
1.Сколько дней без воды может обходиться верблюд?
2. Зачем рыбаки брали с собой свинью на рыбалку?
3.За что ценятся страусы?
Учитель. Ребята, а как вы думаете, где ребята нашли интересную информацию о животных?
Ученики. Они узнали об этом из книг, из Интернета, из фильмов, из телевизионных передач.
Учитель. У нас в классе подобраны книги, которые откроют вам удивительные страницы жизни животных.
Рассматривание выставки книг.
Учитель. К миру домашних животных относятся не только звери, но и птицы.
Вот, например, есть куры, которые несут много яиц.(слайд№21,22,23,24) Есть куры, у которых много мяса. Декоративные куры- это такие маленькие, красивые куры. Они не несут яиц. Есть куры, предназначенные для специальных петушиных боёв.
Учитель. Вы уже знаете, что домашние животные произошли от диких. А сможете ли назвать , от каких диких животных произошли:
Свинья, собака, кошка, кролик, овцы?(слайд №25)
Учитель. А я могу вам рассказать вот о чём. Зимой домашних животных содержат в специальных помещениях. С появлением зелени их выгоняют на пастбища.
- Что такое пастбище. Вы знаете?
А вы знаете, как называются помещения, в которых содержатся домашние животные?
-Коров содержат в хлеву.(слайд№26)
-У лошадей это помещение называется конюшня. (слайд№27)
-У овец –овчарня. (слайд№28)
-У собак- конура.
-Зимой , ближе к весне у многих животных рождаются детёныши. Ещё весной у животных происходит линька.
-Кто знает, что это такое?
-Линька-это когда старая шерсть выпадает, а на её месте вырастает новая пушистая шерсть.
Учитель. А почему всех этих животных называют дом?
Ученики. Живут с человеком, и т.д.
Учитель. Давайте проверим признаки домашних животных (слайд№33)
Учитель. Ребята, посмотрите, как много человек делает для домашних животных. Для чего он это делает?
4.Работа с учебником.
Учитель. Откройте учебники на странице 66.
Самостоятельная работа с учебником. Проверка выполнения. (слайд№34)
Учитель. У кого из вас есть дома домашние животные?
-Как вы о них заботитесь?
-Могут ли домашние животные стать дикими?
-Бывает так, что люди бросают животных?
-Правильно ли они делают?
-Мы в ответе за тех, кого мы приручили!
Рассказы детей о домашних питомцах.
5.Закрепление .
Учитель. Вы хорошо работали на уроке. А сейчас давайте проверим, всё ли вы запомнили, внимательны ли вы?
Работа в тетради с. 26 по вариантам.
Игра «Какое из животных лишнее?» (слайд№35)
-Кошка-собака-олень-корова
Медведь-крокодил-волк-овца
Коза-петух-заяц-свинья
Волк-лиса- верблюд-носорог
.
Игра «Найди ошибки» (слайд№36)
6. Подведение итогов работы.
Учитель. Что нового для себя узнали на уроке? Что понравилось и запомнилось?
Продолжите фразу. (слайд№36)
-
На уроке я узнал (а) …
-
Мне было интересно…
Учитель. Ребята, какие бы животные ни были, дикие или домашние, мы должны помнить, что мы- люди, а они «братья» наши меньшие. И они ждут от нас заботы о них, бережного отношения. В мире животных так много интересного, увлекательного. Больше читайте о них смотрите фильмы передачи.
Д/З: С.66-69-прочитать; подготовить сообщение о животном (по выбору); т.с.26 №3
Рефлексия. Кому было комфортно на уроке, легко -поднимите солнышко, а кому было неуютно, плохо-то тучки.
Учитель. Благодарю за работу на уроке.