Просмотр содержимого документа
«Как развить логическое мышление через игровую деятельность?»
РЕЦЕНЗИЯ
на материал по обобщению педагогического опыта учителей
начальных классовКрагель Людмилы Николаевны и Торговкиной
Татьяны Алексеевны
КГУ «Средняя школа №3 города Атбасар отдела образования
Атбасарского района»
по теме «Формирование функциональных навыков грамотности чтения
в начальной школе»
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по развитию интереса к чтению на уроках и во внеурочное время через использование различных форм, методов и приемов.
Целью данной работы является:
Выработать навыки функционального чтения, определить систему читательских умений.
Определить оптимальные приемы анализа, виды работ с текстом.
Провести исследование и выявить уровень восприятия художественного произведения и соответствующий уровень литературного развития учащихся. Результаты отразить в диаграммах.
Для решения поставленных задач применялся целый комплекс методов исследования: сбор информации, анализ, сравнение, классификация и обобщение, диагностические методы - тесты- опросники, постановка вопросов к тексту.
Актуальность опыта «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через
скуку. Читать должно быть интересно», - утверждал А.Н.Толстой. Однако проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в полной мере. Многочисленные наблюдения убедительно показали, что в последнее время интерес к чтению резко падает. Традиционное чтение книг вытесняют мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации. Ребенок окружен множеством привлекательных вещей. Это интерактивные - движущиеся, звучащие, реагирующие и провоцирующие - живые и интересные в его представлении предметы и процессы закономерным образом вытесняют книгу из обихода детей в возрасте, наиболее благоприятном для врастания в книжную культуру и предопределяющем все интеллектуальные перспективы человека. Поэтому, на наш взгляд, проблема формирования интереса к чтению у младшего школьника является очень актуальной. Учебно-методическая литература предлагает учителю разнообразные методики, повышающие технику чтения учащихся, однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволит сформировать у учащихся интерес к чтению. И поэтому возникло противоречие между потребностью формировать интерес к чтению у младших школьников и недостаточной методической разработанностью путей, методов, приемов этого процесса. Помочь в решении этой проблемы, создать условия, максимально стимулирующие развитие интереса к чтению у
младших школьников, может комплексное использование методов и приемов формирования интереса к чтению у учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса
.3.Степень новизны – наличие или отсутствие аналогов в системе образования (города /района, области, республики):
Опыт формировался и апробировался на базе КГУ «Средняя школа №3 г. Атбасар отдела образования Атбасарского района». Становление педагогического опыта осуществлялось на учебных занятиях в условиях городской средней общеобразовательной школы. Наблюдения за учащимися показали, что наметилась тенденция снижения интереса к чтению. В ходе изучения уровня развития читательских умений и навыков было установлено:
постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;
сокращение чтения в свободное время;
изменение характера чтения;
преобладание “делового” чтения над “свободным”;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Проведённая диагностика позволила выявить следующие причины снижения интереса к чтению:
-усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером; -изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения); -отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятель- ности школьников.
В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость работы по формированию интереса к чтению у младших школьников.
4. Длительность работы над опытом.
Работа проводилась в течение четырёх лет в три этапа.
На первом этапе была изучена психолого–педагогическая литература по представленной теме, осуществлялся подбор диагностического материала. На втором этапе апробировалась выработанная модель по проблеме формирования интереса к чтению у младших школьников.
На третьем этапе была проведена диагностика качества чтения и понимания текста на примере Международного исследования PIRLS.
4. Результативность.
Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной проблемы. Использование подобных заданий оказывают положительное влияние на развитие интереса к чтению,
формирование читательской культуры младшего школьника и повышение их грамотности. Опыт работы по данной теме дает положительные результаты. 6.Соответствие требованиям к оформлению.
Все необходимые разделы и параметры выдержаны и соблюдены.
7.Выводы и рекомендации по использованию:
Данный материал будет полезен и интересен как молодым педагогам, так
опытным учителям школ. Особенность практических наработок в том, что при их использовании можно учесть особенности своей школы, класса.