Изучение национальной культуры через пословицы и поговорки
Изучение национальной культуры через пословицы и поговорки
Презентация "Изучение национальной культуры через пословицы и поговорки" выясняет что такое пословицы? Чем пословица отличается от поговорки? Учит пониманию прямого и переносного смысла, заключенного в пословице и поговорке, умению соотносить содержание пословицы с конкретной стороной жизни. Способствует овладению некоторым запасом пословиц и поговорок. Развивает мышление и память. Воспитывает уважительное отношение к национальной культуре русского народа. Материалы презентации могут быть использованы на любом уроке в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение национальной культуры через пословицы и поговорки »
Инновационный проект представлен
Доренской Мариной Алексеевной, учителем
начальных классов МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 43
им. Г.К. Жукова»
Знание пословиц и поговорок, обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и кстати употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться.
Каковы теоретические и практические основы для повышения образованности и развития личности в рамках изучения национальной культуры в начальной школе.
Использование пословиц и поговорок позволяет ученику участвовать в диалоге, получить первичные сведения о грамматике, синтаксисе и фразеологии, позволяет получить дополнительные сведения о русском языке.
Знание пословиц и поговорок позволит ученику правильно интерпретировать воспринимаемые на слух речевые сообщения и адекватно реагировать на них, выражать собственные мысли и чувства так, чтобы быть понятым собеседником, что в конечном итоге определяют успех коммуникации и достижение целей.
Объект исследования:
организация процесса изучения
пословиц и поговорок в
школе I ступени.
Предмет исследования :
формирование национальной культуры
школьников в школе I ступени.
Если создать условия для развития национальной культуры школьников через изучение народной мудрости, то это позволит учащимся переосмыслить прошлое, активизировать социализацию личности, сохранить и укрепить своеобразие и самобытность своего народа.
Приобщение к национальной культуре через социально-психологическую значимость пословиц и поговорок в жизни.
Формирование активной познавательной деятельности , развития и самовыражения личности.
Повышение положительной мотивации учения.
Выяснить что такое пословицы? Чем пословицы
отличается от поговорки?
Учить пониманию прямого и переносного смысла,
заключенного в пословице и поговорке, умению
соотносить содержание пословицы с конкретной
стороной жизни.
Способствовать овладению некоторым запасом
пословиц и поговорок.
Вырабатывать умения обоснованного употребления
пословиц и поговорок в речи.
Развивать мышление и память
Воспитывать уважительное отношение к
национальной культуре русского народа.
Пословицы являют собой уникальный экспериментальный материал.
Мир пословиц и поговорок неисчерпаем, поэтому практически не ограничены возможности в подборе текстов.
Пословицы можно дифференцировать по сложности, по структуре, по другим критериям (хотя бы условно, в исследовательских целях).
Пословицы и поговорки, относящиеся к так называемому “мини-тексту” отличаются лаконичностью, что позволяет за короткий срок получить большой массив данных о работе с ним.
Пословица как отшлифованная временем народная мудрость способна дать некоторые нравственные ориентиры, указать диалектический подход к жизни, познакомить с сокровищами языка.
По способу получения информации
Словесный
Наглядный
Рассказ
Беседа
Объяснение
Показ
Демонстрация образцов
Практический
Выполнение работ с применением полученных знаний
По характеру мыслительной деятельности учащихся
Объяснительно - иллюстративный
Частично - поисковый
Репродуктивный
Исследовательский
Проблемный
Принципы обучения
Личностно - ориентированный
Креативности
Связи теории и практики
Культурологический
Научности
Формы организации педагогической деятельности
Творческая мастерская
Инди
виду
альная работа
Разработка проекта
Группо
вая работа
Кон
сультации
Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл. Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком.
Пословица — это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль
Следует обратить внимание на то, что пословица — это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль а во второй части делается вывод, дано заключение. Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
Поговорка — это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения.
В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «И нашим и вашим». Недаром говорится: «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка».
ПОСЛОВИЦА
ПОГОВОРКА
Отдельный Законченное
выразительный полное
образ суждение
Конкретизирует Отражает
факты обобщённые факты
Часто одно слово превращает поговорку в пословицу.
Поговорка
«Чужими руками жар загребать»
Пословица
«Чужими руками жар загребать легко»
Поговорка
«Воду в ступе толочь»
Пословица
«Воду в ступе толочь – вода и будет»
При изучении безударных гласных
К о нец – делу в е нец.
Кто летом ж а ры б о ится, тот з и мой без хлеба
нас и дится.
При изучении звонких и глухих согласных
Береги но с в большой моро з .
Оши б ку можно исправить, ло ж ь – никогда.
При изучении словарных слов
Жить – Родине служить.
Не учи орла летать, а соловья петь.
Слово не воробей , вылетит – не поймаешь.
Подбор пословиц по темам
Труд и мастерство
Всяк человек по делу познаётся.
Человеку по работе воздаётся и честь.
Речь, слово
Ласковым словом и камень растопишь.
Худого слова и сладким мёдом не запьёшь.
Человек и его качества
Под лежачий камень вода не течёт.
А Васька слушает, да ест.
Синичка невеличка, а птичка.
Про лентяя:
1. Люди пашут, а он руками машет. 2. На чужой каравай рта не разевай. 3. День гуляет, два больной, а на третий выходной. 4. Словами и туда и сюда, а делом никуда. 5. Как волка ни корми, все в лес глядит.
Подбор пословиц к произведению
Е. Шварц « Сказка о потерянном времени»
Тема: Время
Вчерашнего дня не воротишь.
Упустишь минуту – потеряешь часы.
На час отстанешь, за день не догонишь.
Тема: Человек и его качества
Под лежачий камень вода не течёт.
Усердным трудом всё получишь, а лениться
будешь, всё потеряешь.
Тема: Молодость, старость
Старость – не в радость.
У молодых время тянется, у стариков бежит.
Поиск пословиц в произведениях
А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
«А в дверях – то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ – то над ним насмеялся:
« Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садись не в свои сани!»
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
Название.
Работа любит молодца, а незалёжливого.
Глаза страшатся, а руки делают.
Сочинение пословиц
Кто не работает, тот голодным помрёт.
Слово может обжечь, а может и до тла
сжечь.
Вода камень точет, огонь тушит, а под
солнцем умирает.
Неграмотный – тот же младенец.
Учиться не поздно, но можно опоздать.
Больше трудись, меньше ленись.
При изучении цифр
Семь раз примерь, а один раз отрежь.
Лучше дважды спросить, чем один раз перепутать.
Один добрый пример лучше ста слов.
На одной неделе семь пятниц.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Семь бед - один ответ.
При изучении режима дня
Заботливого сон укрепляет, а ленивого – расслабляет.
Выспишься – помолодеешь.
Растениеводство
Хорошо посеешь – больше соберёшь.
Кукуруза – в хозяйстве не обуза.
Животноводство
Корова черна, да молоко у неё белое.
Добрый конёк не навезёт на пенёк.
Худо овцам, где волк в пастухах.
При изучении человеческих образов
Коса – девичья краса.
Красив тот, кто красиво поступает.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
При изучении образов природы
Рощи да леса – всему краю красота.
Не та гроза страшна, которая прошла.
Без первой ласточки весна не обходится.
Солнце встанет, так и утро настанет.
Где птица ни летает, а своё гнездо знает.
Кто не работает, тот не ест.
В труде рождаются герои.
О человеке судят по его труду.
Терпенье и труд всё перетрут.
Всякое дело концом хорошо.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Про учение:
1. Корень учения горек, да плод сладок.2. Правда в воде не тонет, в огне не горит.3. Человек неученый, что топор неточеный.4. Не зная броду, не суйся в воду.5. По платью встречают, по уму провожают.
1. Из песни слова не выкинешь.2. Как аукнется, так и откликнется.3. Любишь кататься, люби и саночки возить.4. Рыбак рыбака видит издалека.5. Я про сапоги, а он про пироги.6. Готовь летом сани, а зимой телегу.
Я про сапоги, а он про пироги — отсутствие взаимопонимания
Шила в мешке не утаишь — … Что посеешь, тои пожнешь — …Лес рубят — щепки летят —…Живут как кошка с собакой —…Из пушки по воробьям не стреляют — …
1. У него куры денег не клюют.
Профессионал.
Ленивый человек.
Богатый человек.
2. Когда рак свистнет. Что-то произойдет...
Очень скоро.
Когда босс прикажет.
Никогда.
3. В огороде бузина, а в Киеве дядька.
Нелогичное рассуждение.
Мир поразительно многообразен.
У дяди в огороде много бузины.
4. В воде по горло, а пить просит.
Подвергнутый казни водой.
Лентяй.
Рассеянный.
5. Слово не воробей - вылетит не поймаешь.
Думай прежде, чем сказать.
Хитрого на слове не поймаешь.
Вольную птицу словом не удержишь.
Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоценимое богатство русского языка, в них заключена мудрость, накопленная в течение многовековой истории.
Невозможно говорить по-русски, не зная пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче.
Пословицы и поговорки оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
Правильное использование пословиц в речи является показателем и средством умственного развития, отражает уровень воспитанности и культуры человека.