«Все начинается с детства…»
Нам выпало жить в эпоху перемен, стать свидетелями
Второго и начала третьего тысячелетия.
Это редчайший повод для того,
чтобы заглянуть внутрь самих себя,
Задуматься о своей жизненной миссии
И предназначении…
С.А. Назарбаева.
В настоящее время уделяется большое внимание развитию системы дошкольного воспитания и образования в Казахстане. И это не случайно, ведь детский сад – это первая ступень в системе образования, и все основы закладываются именно в дошкольном детстве, а в дальнейшем развиваются и совершенствуются.
Одной из главных является проблема социально - нравственного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально – экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, потеря интереса к национальной культуре и др. Поэтому так необходимо сейчас решение таких задач, как:
создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
создание единой системы работы педагогического коллектива, медицинских работников и родителей по реализации прав ребенка на укрепление здоровья, обучение, информацию и т.д.;
формирование у детей основ личности будущего гражданина.
Ребенок – дошкольник имеет много прав: это, прежде всего, право на имя и гражданство, на семью, на охрану здоровья, на обучение и информацию, на отдых и досуг, на защиту государства.
Детский сад – это образовательное учреждение, и для реализации вышеназванных прав ребенка, для его полноценного развития в нашем детском саду созданы все условия: светлые групповые комнаты, музыкальный и спортивный залы, кабинеты педагогов дополнительного образования.
Главной целью воспитания и обучения является: развитие личности ребенка, владеющего ключевыми компетентностями, личностной культурой на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно этот акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Организуя данную работу, мы включали целый комплекс задач:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о городах Казахстана;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, мы подводили детей к пониманию того, что наш город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- Повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие делают машины и т.д.);
- Везде соблюдаются традиции;
- Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- Люди берегут и охраняют природу;
- Есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Поэтому мы старались поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
К концу учебного года наши дети будут знать, что:
- Нашу страну населяют люди разных национальностей;
- У каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура;
- Каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Большое внимание обращаем на изучение государственной символики. Государственный Флаг, как и Герб – символ достоинства нации. Они имеют интересную богатую историю, неразрывно связанную с историей государства. Знакомство с государственной символикой Казахстана позволяет сформировать у детей позитивное представление о государстве и уважительное отношение к его прошлому. На занятиях мы используем изображения Государственного герба и флага Казахстана, запись Государственного гимна. Дети должны зрительно представлять, как выглядят Государственный флаг и герб страны, называть цвета Государственного флага. При знакомстве детей с гербом можно предложить детям описать Государственный герб. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь правильно прочесть. Можно сказать, что синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое. Именно поэтому используется в Государственной символике.
Обращаем внимание детей на функциональное значение Государственных герба и флага РК. Активизации познавательной деятельности детей могут способствовать вопросы: Зачем нужен герб? Зачем нужен флаг? Где можно увидеть изображение герба и флага РК? На каких предметах?
Знакомим детей с гимном Казахстана. При этом подчеркиваем, что гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РК, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. В качестве примера можно привести Олимпийские игры. Когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн Казахстана и поднимается вверх флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна Казахстана, который звучит по радио. При знакомстве детей текстом Государственного гимна РК обращаем внимание на его содержание, которое отражает любовь к Родине – Казахстану, красоту его природы, гордость за его историю, надежду на будущее. В ходе занятий также используем пословицы, поговорки, песни, загадки о солнце, о природе, о Родине.
С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не говорит, а слух его ловит ласковый голос бабушки, материнскую колыбельную. Через слово подросток, а потом и юноша, узнает о том, чего еще не видели его глаза. Благодаря языку новый человек роднится с древними мыслями, появившимися за тысячелетия до его рождения, и может обращаться к правнукам, которые будут жить после него… В Казахстане живет более 130 народов, и язык каждого уникален. Интерес к родному языку, стремление к совершенному владению его письменной и устной формами всегда характеризует культурного человека.
.
Детям очень маленьким трудно жить без чуда.
Пусть же в каждом празднике чудо будет всюду:
В теплом солнца лучике, в лужице и капельке,
Он умеет чувствовать, хоть пока и маленький.
Умный и смышленый, добрый человечек.
Все мы воспитатели за него в ответе.
Чтобы смог и взрослым чуду удивляться,
Нужно педагогам очень постараться.
Подарите праздник, встречу с доброй сказкой,
Верьте, что старания будут не напрасны.
Если дети в детстве добротой согреты,
Вырастут достойные граждане планеты.