kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интерактивные технологии обучения на уроках начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                                                                                                                     «Мало быть всезнающим в новых идеях, 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    необходимо знать, как можно использовать

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   эти идеи, а не только увлекаться ими».                                   

(М.Фурман)



    Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

   В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.

   Мое педагогическое кредо-слова восточного мудреца: «Ребенок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И я стараюсь придерживаться этих слов.                                                                               

    Ученики начальных классов-прирожденные исследователи. Тому подтверждение-их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Считаю своей задачей-не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные технологии обучения на уроках начальной школы»

Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 4















Тема: Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе

Из опыта работы учителя Е.Н. Кирьян

























«Мало быть всезнающим в новых идеях,

необходимо знать, как можно использовать

эти идеи, а не только увлекаться ими».

(М.Фурман)




Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.

Мое педагогическое кредо-слова восточного мудреца: «Ребенок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И я стараюсь придерживаться этих слов.

Ученики начальных классов-прирожденные исследователи. Тому подтверждение-их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Считаю своей задачей-не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

1. Интерактивные формы обучения и воспитания, интерактивная модель обучения

Возможностей для проведения хорошего, познавательного и творческого урока очень много. Надо лишь знать, чего ты сам хочешь, что ты хочешь дать своим ученикам и чего ты ждешь от них. Нужно поставить цель и идти к ней, добиваться результата различными методами и приемами а их множество. Иногда даже звон маленького колокольчика на уроке может дать большие результаты.

Для этого в своей работе использую разнообразные способы активизации процесса обучения, интерактивные методы и формы организации урока.

Урок был и остаётся основным звеном учебно-воспитательного процесса. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока:

1.Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2.Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3.Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, вежливости, откровения.

4.Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-будущего.

При планировании уроков я подбираю такие методы, которые развивают критическое мышление учеников:

*Кластер (карта-схема, «снежинка», «ёжик», «осьминожек», карта-понятий).

*Диаграмма Вена (сравнительная диаграмма).

*Целенаправленное чтение (чтение с прогнозом).

*Метод проектов.

*Интернет-ресурсы.

Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact». «Inter» в переводе означает «взаимный», «act»- действовать. Интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие педагога и воспитанника, организуется индивидуальная, парная и групповая работа.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом , что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность высказывать то, что знают и думают.

Интерактивными технологиями называют те, которые ориентированы на жизненный и познавательный опыт и реализуют субъектные отношения всех участников образовательного процесса.



2.Особенности организации интерактивных технологий , их концептуальные позиции , целевые ориентиры и классификационные параметры.

Философская основа: гуманистическая, природообразная.

Методологический подход: коммуникативный.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.

Преобладающие методы: диалогические.

Организационные формы: разнообразные.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: демократический, интерактивный характер сотрудничества.

3.Целевые ориентации:

  • выявление многообразия точек зрения;

  • обращение к личному опыту участников;

  • поддержка активности участников;

  • соединение теории и практики;

  • взаимообогащение опыта участников;

  • облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания;

  • поощрение творчества субъектов образовательного процесса.





4.Концептуальные позиции :

  • информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов;

  • интерактивное общение способствует умственному и творческому развитию;

  • при наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями;

  • обратная связь может способствовать повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной и управленческой), что позволяет обеим сторонам устранять помехи.

5.Особенности организации

Считаю, что интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область опыта, интересующего его. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.

Если в традиционном обучении учитель играет «роль фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, то в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации. Учащиеся выступают полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт учителя, который не столько даёт знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Учитель в интерактивных технологиях выступает в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды.

  • В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса.

  • В роли организатора он налаживает взаимодействие учащихся (разбивает на группы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций ).

  • В роли консультанта учитель обращается к опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.





6.Приемы интерактивного обучения

Чтобы превратить процесс обучения из тяжелой повинности в увлекательный мир познаний и открытий, постоянно ищу пути повышения познавательной мотивации учеников. С этой целью я использую следующие приемы:

*«Удивляй!».

Так, начиная урок по теме «Корень слова», ставя цели и задачи перед учениками, говорю: «А знаете ли вы, что существуют слова, у которых нет корня или он состоит только из одной буквы?»(слова: вынуть, шла).Удивление, как правило способствует развитию интереса к изучаемому материалу.

*«Маленькое открытие».

Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности детей, опираюсь на их жизненный опыт.

*«Мыслительная задача».

Формулирую вопрос в виде загадки, а отгадку ребята дают после изучения материала, тем самым активизирую внимание, интерес, умение видеть детали, желание первым найти ответ.

*«Создание ситуации успеха».

Это приём позволяет мотивировать детей на активную работу во время урока. Дети отвечая на вопрос, начинают словами: «Я знаю, что…». Это показатель уверенности учеников в своей компетенции.

* «Взаимоопрос».

* «Оценка- не отметка».

Отмечаю вслух малейший успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех.

* «Кредит доверия».

В некоторых случаях ставлю отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в ученика, что у него есть все возможности для достижения успеха, необходимо только постараться чуть больше.

7.Основная цель интерактивного обучения

Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим её потенциально внутренние способности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя- обеспечить на уроке такую деятельность, которой способствуют современные интерактивные технологии.

ВЫВОДЫ

Считаю, что интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов –это и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а значит, интерактивного обучения.

«Если ребенку удается добиться успехов в школе,

у него есть все шансы на успех в жизни».

(У.Глассер)









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.с.245.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 2003г.

3. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: Знание, 2007г. с.162.

4. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.

5. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.

6. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.

7. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6. с.35-40.

8.Ушинский К.Д. О наглядном обучении. – И.Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика, – 2005г. №1 с.12.

9. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.с.97-102.

10. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2. с.312-315




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интерактивные технологии обучения на уроках начальной школы

Автор: Кирьян Екатерина Николаевна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285995

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Развитие коммуникативных способностей учащихся путем использования интерактивных технологий на уроках английского языка в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(160) "razvitiie-kommunikativnykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-putiem-ispol-zovaniia-intieraktivnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "162065"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422297170"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Интерактивные технологии обучения в начально школе"
    ["seo_title"] => string(61) "intieraktivnyie_tiekhnologhii_obuchieniia_v_nachal_no_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "351864"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477326297"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. "
    ["seo_title"] => string(58) "tsifrovyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "103152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402569228"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Возможности использования интерактивной доски на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(80) "vozmozhnosti-ispol-zovaniia-intieraktivnoi-doski-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "120533"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413732071"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства