Интерактивные технологии обучения на уроках начальной школы
Интерактивные технологии обучения на уроках начальной школы
«Мало быть всезнающим в новых идеях,
необходимо знать, как можно использовать
эти идеи, а не только увлекаться ими».
(М.Фурман)
Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.
Мое педагогическое кредо-слова восточного мудреца: «Ребенок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И я стараюсь придерживаться этих слов.
Ученики начальных классов-прирожденные исследователи. Тому подтверждение-их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Считаю своей задачей-не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивные технологии обучения на уроках начальной школы»
Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней № 4
Тема:Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе
Из опыта работы учителя Е.Н. Кирьян
«Мало быть всезнающим в новых идеях,
необходимо знать, как можно использовать
эти идеи, а не только увлекаться ими».
(М.Фурман)
Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин – «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.
Мое педагогическое кредо-слова восточного мудреца: «Ребенок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И я стараюсь придерживаться этих слов.
Ученики начальных классов-прирожденные исследователи. Тому подтверждение-их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Считаю своей задачей-не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.
1. Интерактивные формы обучения и воспитания, интерактивная модель обучения
Возможностей для проведения хорошего, познавательного и творческого урока очень много. Надо лишь знать, чего ты сам хочешь, что ты хочешь дать своим ученикам и чего ты ждешь от них. Нужно поставить цель и идти к ней, добиваться результата различными методами и приемами а их множество. Иногда даже звон маленького колокольчика на уроке может дать большие результаты.
Для этого в своей работе использую разнообразные способы активизации процесса обучения, интерактивные методы и формы организации урока.
Урок был и остаётся основным звеном учебно-воспитательного процесса. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока:
1.Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
2.Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3.Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, вежливости, откровения.
Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact». «Inter» в переводе означает «взаимный», «act»- действовать. Интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие педагога и воспитанника, организуется индивидуальная, парная и групповая работа.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом , что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность высказывать то, что знают и думают.
Интерактивными технологиями называют те, которые ориентированы на жизненный и познавательный опыт и реализуют субъектные отношения всех участников образовательного процесса.
2.Особенности организации интерактивных технологий , их концептуальные позиции , целевые ориентиры и классификационные параметры.
Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.
Преобладающие методы: диалогические.
Организационные формы: разнообразные.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: демократический, интерактивный характер сотрудничества.
3.Целевые ориентации:
выявление многообразия точек зрения;
обращение к личному опыту участников;
поддержка активности участников;
соединение теории и практики;
взаимообогащение опыта участников;
облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания;
поощрение творчества субъектов образовательного процесса.
4.Концептуальные позиции :
информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов;
интерактивное общение способствует умственному и творческому развитию;
при наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями;
обратная связь может способствовать повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной и управленческой), что позволяет обеим сторонам устранять помехи.
5.Особенности организации
Считаю, что интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область опыта, интересующего его. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.
Если в традиционном обучении учитель играет «роль фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, то в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации. Учащиеся выступают полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт учителя, который не столько даёт знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Учитель в интерактивных технологиях выступает в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды.
В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса.
В роли организатора он налаживает взаимодействие учащихся (разбивает на группы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций ).
В роли консультанта учитель обращается к опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.
6.Приемы интерактивного обучения
Чтобы превратить процесс обучения из тяжелой повинности в увлекательный мир познаний и открытий, постоянно ищу пути повышения познавательной мотивации учеников. С этой целью я использую следующие приемы:
*«Удивляй!».
Так, начиная урок по теме «Корень слова», ставя цели и задачи перед учениками, говорю: «А знаете ли вы, что существуют слова, у которых нет корня или он состоит только из одной буквы?»(слова: вынуть, шла).Удивление, как правило способствует развитию интереса к изучаемому материалу.
*«Маленькое открытие».
Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности детей, опираюсь на их жизненный опыт.
*«Мыслительная задача».
Формулирую вопрос в виде загадки, а отгадку ребята дают после изучения материала, тем самым активизирую внимание, интерес, умение видеть детали, желание первым найти ответ.
*«Создание ситуации успеха».
Это приём позволяет мотивировать детей на активную работу во время урока. Дети отвечая на вопрос, начинают словами: «Я знаю, что…». Это показатель уверенности учеников в своей компетенции.
* «Взаимоопрос».
* «Оценка- не отметка».
Отмечаю вслух малейший успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех.
* «Кредит доверия».
В некоторых случаях ставлю отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в ученика, что у него есть все возможности для достижения успеха, необходимо только постараться чуть больше.
7.Основная цель интерактивного обучения
Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим её потенциально внутренние способности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя- обеспечить на уроке такую деятельность, которой способствуют современные интерактивные технологии.
ВЫВОДЫ
Считаю, что интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации; центральное место в его деятельности должен занимать не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
Таким образом, освоение учителем проблемно-поисковых методов –это и есть, самый верный путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а значит, интерактивного обучения.
«Если ребенку удается добиться успехов в школе,
у него есть все шансы на успех в жизни».
(У.Глассер)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.с.245.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 2003г.
3. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: Знание, 2007г. с.162.
4. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.
5. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.
6. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
7. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6. с.35-40.
8.Ушинский К.Д. О наглядном обучении. – И.Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика, – 2005г. №1 с.12.
9. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.с.97-102.
10. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2. с.312-315