Развитие коммуникативных способностей учащихся путем использования интерактивных технологий на уроках английского языка в начальной школе
Развитие коммуникативных способностей учащихся путем использования интерактивных технологий на уроках английского языка в начальной школе
Обоснование проекта
Cкажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я пойму.
Бенджамин Франклин
Коммуникативные способности учащихся называют ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования. Современная начальная школа нацелена на реализацию новой личностно - ориентированной, развивающей модели образования, в которой ведущее место занимает развитие личности ученика, его возможностей и способностей, желания и умения учиться.
Знание иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса.
Коммуникативно-речевое развитие школьников, развитие их способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в «диалоге культур» помогают учащимся осознать роль иностранного языка как средства международного общения. Для поддержания эмоционально-эстетического тонуса учащихся и расширения их творческой активности важно чтобы языковой материал был содержательным, соответствовал возрасту школьников.
Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предмету. Либо, наоборот, как к предмету необязательному (по сравнению с русским языком и математикой), что влечет за собой отсутствие активности на уроке и невыполнение домашнего задания, вследствие этого – неудовлетворительные оценки, и в результате – негативное отношение к предмету, в целом.
Решение этих проблем, как утверждают психологи, нужно искать в самом ученике, а именно – в мотивационной сфере личности ученика. Ведь мотив – это основа всей человеческой деятельности, в том числе и учебы. Задача учителя заключается в том, чтобы грамотно использовать мотивы учащихся для достижения высокой успешности по своему предмету.
В эпоху нынешней информационной цивилизации приходится работать в условиях, когда научные знания устаревают быстрее, чем успевают усваиваться учениками, поэтому нужны новые формы и методы обучения для подготовки творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Использование интерактивных методов может стать тем условием, которое поспособствует повышению уровня мотивации учащихся и уровня сформированности их коммуникативных компетенций в целом.
Моя цель как учителя – развить коммуникативные способности и знание английского языка учащегося так, чтобы он соответствовал требованиям современности. Поэтому я организую обучение с использованием интерактивных технологий таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность развиваться и раскрыться как творческая личность. Всё это требует инновационного подхода к организации учебной деятельности, к поиску новых форм и методов работы.
Реализация проекта подразумевает работу с учащимися начального звена, поступившими в школу в 2013-14 учебном году (начиная со второго класса), на протяжении их обучения в начальной школе до 2017 года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных способностей учащихся путем использования интерактивных технологий на уроках английского языка в начальной школе »
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Юскинская средняя общеобразовательная школа»
Кезского района Удмуртской Республики
Проект
«Развитие коммуникативных способностей учащихся путем использования интерактивных технологий на уроках английского языка в начальной школе»
Срок: 2014 – 2017 г.г.
Выполнил: учитель английского языка
Белослудцева Л.Н.
с. Юски, 2014
Обоснование проекта
Cкажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я пойму.
Бенджамин Франклин
Коммуникативные способности учащихся называют ключевойкомпетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования. Современная начальная школа нацелена на реализацию новой личностно - ориентированной, развивающей модели образования, в которой ведущее место занимает развитие личности ученика, его возможностей и способностей, желания и умения учиться.
Знание иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса.
Коммуникативно-речевое развитие школьников, развитие их способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в «диалоге культур» помогают учащимся осознать роль иностранного языка как средства международного общения. Для поддержания эмоционально-эстетического тонуса учащихся и расширения их творческой активности важно чтобы языковой материал был содержательным, соответствовал возрасту школьников.
Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предмету. Либо, наоборот, как к предмету необязательному (по сравнению с русским языком и математикой), что влечет за собой отсутствие активности на уроке и невыполнение домашнего задания, вследствие этого – неудовлетворительные оценки, и в результате – негативное отношение к предмету, в целом.
Решение этих проблем, как утверждают психологи, нужно искать в самом ученике, а именно – в мотивационной сфере личности ученика. Ведь мотив – это основа всей человеческой деятельности, в том числе и учебы. Задача учителя заключается в том, чтобы грамотно использовать мотивы учащихся для достижения высокой успешности по своему предмету.
В эпоху нынешней информационной цивилизации приходится работать в условиях, когда научные знания устаревают быстрее, чем успевают усваиваться учениками, поэтому нужны новые формы и методы обучения для подготовки творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Использование интерактивных методов может стать тем условием, которое поспособствует повышению уровня мотивации учащихся и уровня сформированности их коммуникативных компетенций в целом.
Моя цель как учителя – развить коммуникативные способности и знание английского языка учащегося так, чтобы он соответствовал требованиям современности. Поэтому я организую обучение с использованием интерактивных технологий таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность развиваться и раскрыться как творческая личность. Всё это требует инновационного подхода к организации учебной деятельности, к поиску новых форм и методов работы.
Реализация проекта подразумевает работу с учащимися начального звена, поступившими в школу в 2013-14 учебном году (начиная со второго класса), на протяжении их обучения в начальной школе до 2017 года.
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся путём использования интерактивных технологий на уроках английского языка в начальной школе.
Задачи:
Изучить научную методическую литературу по теме проекта.
Рассмотреть способы создания положительной мотивации учебной деятельности посредством использования интерактивных технологий на уроках английского языка у учащихся начальной школы.
Использовать различные виды интерактивных технологий на уроках английского языка в начальном звене.
Составить таблицу для мониторинга и фиксирования уровня сформированности коммуникативных способностей младшего школьника на разных этапах реализации проекта.
Целевая аудитория и участники проекта
Участники образовательного процесса (родители, педагоги, учащиеся начальных классов) и педагоги других образовательных учреждений.
Основное содержание и замысел проекта
В данном разделе кратко описаны: условия для получения конечного продукта проекта, заинтересованные лица и их ожидаемые требования к конечному продукту проекта, общая концепция проекта.
Основными ожиданиями родителей, их запросом является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение их практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество.
Условиями для достижения данных ожиданий и реализации задач учителя могут стать разнообразные интерактивные формы и методы организации речевой среды.
На уроках в начальной школе основной интерактивный метод обучения – игровой. Детям интересны игры-соревнования, ролевые игры. Школьники охотно копируют речевые образцы, имитируют интонацию, с которой их произносит учитель, любят участвовать в хоровой работе. Ребята с удовольствием поют английские песни. Детям нравятся фольклорные песни, которые отражают традиции народа, воздействуют на интеллект и эмоции ребёнка. Дети участвуют в драматизации, которая создаёт благоприятные условия для формирования способности общаться на английском языке. Задача учителя состоит в том, чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиваться того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе.
Важное место в работе занимает проектная деятельность. Метод проектов является одним из современных активных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию учащихся на уроках английского языка. Мини-проекты пользуются неизменной популярностью у учащихся всех возрастов. На практике дело приходится иметь со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов одновременно. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Таким образом, работая над проектами, учитель формирует, совершенствует и развивает аудирование, письмо, чтение и говорение.
Использование информационных технологий в обучении английскому языку открывает новые возможности. Мультимедийные средства просты в применении, велика их роль в интенсификации урока и повышении его эмоционального воздействия на учащихся. Это наглядно, красочно, интерактивно. Особого внимания заслуживают компьютерные презентации. Активное использование учащимися компьютерных технологий решает сразу несколько задач: во-первых, ребята учатся самостоятельно извлекать информацию; во-вторых, они учатся творчески применять полученные знания на практике; кроме того, школьники получают опыт общения при подготовке проекта и умение работать в группе. Компьютерные презентации просто незаменимы при предъявлении страноведческого материала. С помощью презентации можно наглядно, увлекательно и доступно предъявить страну изучаемого языка, её географию, историю, повседневную жизнь народа. Для каждого ребёнка презентация – это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретённые навыки. Важно использовать различные виды презентаций. Презентации – проекты подводят ребят к созданию собственных проектов по данной теме. Презентации – самостоятельный поиск, направленный на отработку и автоматизацию грамматического материала. Они содержат вопросы разделов грамматики, задания для отработки грамматических конструкций. Презентации – исследования нацеливают учащихся на самостоятельное изучение материала, его исследование. Работа по созданию презентаций информационно-исследовательского вида нравится всем без исключения. Например, презентация « Письмо другу» познакомила ребят с правилами написания личного письма. Презентации - иллюстрации представляют собой классический вид презентации и используются для иллюстрации учебного материала, озвученного учителем. Учащиеся самостоятельно выполняют такие презентации, как одну из форм защиты проектов. Форма презентации может быть любая, доклад на 3-4 минуты с сопровождением показа слайдов, далее следуют ответы на вопросы присутствующих. На этапе рефлексии оценивают работу каждого участника. Обсуждение ведётся в форме дискуссии. Ребята задают вопросы и отвечают на них, указывают на сильные и слабые стороны представленных презентаций, делают итоговый вывод. Большой популярностью среди учащихся пользуются новые классмейты.
Большой интерес вызывает использование опыта зарубежных коллег: практика Утреннего Сбора – один из личностно-ориентированных методов, применяемых учителями и психологами в младших классах. Во время этого Сбора ученики класса один раз в неделю собираются вместе для того, чтобы поприветствовать друг друга, выслушать мысли своих одноклассников по тому или иному поводу, задать вопросы и вежливо высказать комментарии. Затем следует совместная работа в группе и Новости дня. Самое главное – Утренний Сбор помогает создать сообщество учащихся, установить ответственное и заботливое отношение учеников друг к другу.
Важное место в методике обучения иностранным языкам занимают такие интерактивные виды деятельности как монолог и диалог. Можно выделить следующие разновидности монолога:
Приветственная речь
Похвала
Порицание
Лекция
Рассказ
Характеристика
Описание
Обвинительная/оправдательная речь и др.
Любой монолог должен обладать следующими характеристиками:
Целенаправленность
Непрерывный характер
Логичность
Смысловая законченность
Самостоятельность
Выразительность
Самая важная и самая первая характеристика монолога – целенаправленность. Прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни человек хорошо понимает, зачем он это делает и произносит его только в том случае, если действительно считает это необходимым. На уроке же необходимо создать речевую ситуацию, чтобы монолог был целенаправленным.
Так, например, при обучении монологу My pet, учащимся была предложена следующая речевая ситуация: « Look, children, this is Mike (на доске фотография или картинка). He doesn’t have a pet, but he wants it very much. The problem is he doesn’t know what pet to have. I think we can help him to choose a pet. Tell him about your pets».
В обучении монологу и диалогу есть много общего, но, тем не менее, для учебного общения диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. Безусловно, многое зависит от особенностей ситуации, психологических особенностей личности учащихся, множества других факторов, но объективные трудности овладения диалогической речью обусловлены характеристиками диалога.
Можно выделить следующие характеристики диалога:
Реактивность - умение спонтанно реагировать на реплики партнера, умение реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств.
Ситуативность. Речь не бывает вне ситуации. Будь то монолог или диалог, именно ситуация определяет мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи. Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.
При обучении диалогу обычно выделяют две разновидности: свободные и стандартные (типовые). На начальном этапе обучения английскому языку используются в основном стандартные, типовые диалоги. К свободным диалогам относятся беседы, дискуссии, интервью, то есть те формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнёров жёстко не фиксируются социальными речевыми ролями.
Этапы работы с диалогом.
Учитель знакомит учащихся с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога (выделены жирным шрифтом).
Проигрывает запись диалога.
Организует его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи.
Организует работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей.
Аналогично отрабатывает другие типовые диалоги.
Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесения элемента аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся. Например:
Susan: 6548201
John: Hello. Could I speak to Susan, please?
Susan: This is Susan. Hello.
John: It’s John here. I’m having a birthday party on Saturday. Can you come?
Susan: I’d love to, but I can’t.
John: Why?
Susan: I’m ill.
John: Oh, what a pity! I hope you’ll be OK soon. Goodbye, Susan.
Susan: Bye, John.
Анализируя выше представленные методы по использованию интерактивных форм урока, можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий, методов формирования монологической и диалогической речи и проектной методики обогащает не только ученика, но и учителя, стимулирует поиск, инициативу, заставляет его идти в ногу со временем. Интерактивный метод обучения формирует мотивированный интерес у школьников к английскому языку, способствует более эффективному усвоению учебного материала учащимися, содействует развитию социокультурного образования, обогащает коммуникативный опыт, обеспечивает адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.
Для ведения мониторинга сформированности коммуникативных способностей принята уровневая система: 0 баллов – низкий уровень, 1 балл – средний уровень, 2 балла – высокий уровень. Для фиксирования показателей уровня сформированности коммуникативных способностей применяются таблицы двух видов. Один вид таблиц индивидуальный по каждому учащемуся, таблицы заполняются два раза в год и размещаются в портфолио учащихся для ознакомления учащихся и родителей. Учащиеся являются равноправными участниками заполнения данного вида таблиц. Таблица для мониторинга и фиксирования уровня сформированности коммуникативных качеств младшего школьника на разных этапах реализации проекта может быть следующей:
2 - 4 классы
Коммуникативные компетенции
Стартовый уровень (0,1,2)
Итоговый уровень
(0,1,2)
ученик
учитель
ученик
учитель
Говорение
I. научится:
вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог - побуждение к действию;
уметь на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж;
уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге.
II. получит возможность научиться:
участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;
воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, детские песни;
составлять краткую характеристику персонажа;
Аудирование
I. научится:
понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале.
II. получит возможность научиться:
воспринимать на слух в аудиозаписи небольшой текст, построенный на изученном языковом материале
использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Чтение
I. научится:
соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию;
читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.
II. получит возможность научиться:
догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
Письмо
I. научится:
владеть техникой письма;
списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
II. получит возможность научиться:
в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту
делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям.
Сроки реализации проекта
время начала сентябрь 2014 года;
время оценивания промежуточных результатов: ежегодно по полугодиям в декабре и мае с 2014 по 2017 г.г. ;
время предполагаемого завершения май 2017 года.
Этапы реализации проекта представлены в таблице 1.
Таблица 1
№
Этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта
1
Подготовительный этап:
- Изучить научную методическую литературу по теме проекта.
-Рассмотреть способы создания положительной мотивации учебной деятельности посредством использования интерактивных технологий на уроках английского языка у учащихся начальной школы.
- Изучить различные виды интерактивных технологий и их место в процессе обучения английскому языку в начальном звене.
- Составить таблицу для мониторинга и фиксирования уровня сформированности коммуникативных качеств младшего школьника на разных этапах реализации проекта.
2013 – 2014
учебный год
2
Основной этап:
-Строить уроки английского языка в начальной школе с использованием интерактивных технологий.
-Фиксировать результаты образовательной деятельности учащихся таблицу для мониторинга и фиксирования уровня сформированности коммуникативных качеств.
- анализировать и корректировать процесс реализации проекта
2014 – 2017
учебный год
3
Заключительный этап
- представить результаты реализации проекта на заседании педагогического совета школы, на РМО учителей английского языка и др.
май, 2017 года
Ресурсное обеспечение
В школе имеются необходимые материально-технические ресурсы для реализации проекта. Все кабинеты начальных классов оснащены компьютерами, проекторами, имеется доступ к принтерам, копировальным аппаратам, в кабинетах установлены интерактивные доски. Школьная библиотека укомплектована на достаточно высоком уровне учебной, справочной, педагогической литературой, имеется доступ к сети Интернет.
К кадровым условиям можно отнести высокую готовность автора проекта к инновационной деятельности и постоянному самообразованию, а так же поиску единомышленников среди педагогов других образовательных организаций; приветствие администрацией школы увеличение количества педагогов, занятых проектной инновационной работой.
Информационными ресурсами можно считатьинформирование участников образовательного процесса и единомышленников других образовательных организациях о ходе реализации инновационного образовательного проекта (педагогический совет, родительские собрания, классные часы, выступления на РМО).
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Работа над проектом поможет объединить проблемы учащихся, педагогов и родителей, возникающие в процессе формирования и развития коммуникативной культуры школьников, их практическом овладении иностранным языком. Проект поможет решить задачу учителя по созданию условий практического овладения языком для каждого учащегося, чтобы каждый ученик смог проявить свою активность, своё творчество. Проект предусматривает включение учащихся в оценочную деятельность в ходе заполнения таблиц сформированности коммуникативных способностей.
Для обучающихся:
сформированность коммуникативных способностей, позволяющих общаться на английском языке на данном этапе обучения.
учащиеся развивают оценочную самостоятельность при заполнении таблиц сформированности коммуникативных способностей.
Для педагогов:
повышение уровня теоретических знаний в области использования интерактивных технологий для формирования коммуникативных способностей учащихся;
использование новых процедур оценивания (работа с таблицами сформированности коммуникативных способностей)
Для родителей:
повышение уровня заинтересованности результатами обучения и воспитания своих детей;
установление в процессе обучения обратной связи между учителем, учеником и родителями, что дает объективное понимание уровня освоения учащимся изучаемого материала;
активизация деятельности родителей как участников образовательного процесса.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Реализация проекта продолжится на уровне основного общего образования.
Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях… / И.В.Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4
Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15
Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005.
Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В.Коротаева. – М.: Сентябрь, 2003.
Развитие педагогического взаимодействия и создание условий для повышения качества образования учащихся через технологию интерактивного обучения: материалы семинара-тренинга), Мн., АПО, 2006.
вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог - побуждение к действию
уметь на элементарном уровне описывать предмет, картинку, персонаж
уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге
получит возможность научиться:
участвовать в элементарном диалоге-расспросе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;
Итого по говорению:
Аудирование
Научится
понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное.
воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание небольших доступных текстов, построенных на изученном языковом материале.
получит возможность научиться
использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.
Итого по аудированию:
Чтение
Научится
соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом.
читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и соответствующую интонацию.
читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию.
получит возможность научиться
догадываться о значении незнакомых слов по контексту.
не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.
Итого по чтению:
Письмо
научится
владеть техникой письма.
списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей.
получит возможность научиться
в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту.
делать по образцу подписи к рисункам/фотографиям.
Итого по письму:
Приложение 2
План реализации проекта
№ п/п
Мероприятия
Срок
Результат
Ресурсы
Организационный аспект
1
Изучить научную методическую литературу по теме проекта.
Сентябрь 2013 года
подборка научно-методической литературы
Информационные, кадровые
2
Рассмотреть способы создания положительной мотивации учебной деятельности посредством использования интерактивных технологий на уроках английского языка у учащихся начальной школы.
Октябрь – декабрь 2013 года
подборка методических материалов из опыта работы других педагогов по созданию положительной мотивации путем применения интерактивных технологий
Кадровые, материально-технические
3
Изучить различные виды интерактивных технологий и их место в процессе обучения английскому языку в начальном звене.
В течение всего периода реализации
подборка методических материалов из опыта работы других педагогов по применению интерактивных технологий, изменения в рабочей программе
информационные, кадровые
4
Составить таблицы двух видов для мониторинга и фиксирования уровня сформированности коммуникативных качеств младшего школьника на разных этапах реализации проекта.
февраль-март 2014 года
таблицы для фиксирования уровня сформированности коммуникативных способностей учащихся
Фиксировать результаты образовательной деятельности учащихся в таблицу для мониторинга и фиксирования уровня сформированности коммуникативных способностей каждое полугодие