kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока на тему "В гостях у поэта и композитора" (Литература и музыка, 6 класс) с использованием ЭОР и ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрыть поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов, ввести понятие аллитерация.

Задачи:

1).Образовательные:

*формировать навыки работы с терминами

*продолжить работу по развитию навыка выразительного чтения

*обучать словесному рисованию воссоздания образа зимы

2).Развивающие:

*развивать эмоции учащихся через создание на уроке ситуаций экспансивных переживаний

*развивать творческое мышление, воображение обучающихся

*формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли

3).Воспитательные:

*воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации

*воспитывать уважительное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту поэтического слова и музыки

*воспитывать любовь к искусству через соприкосновение с миром классики, живописи и музыки

Место проведения: музыкальный класс.

Оборудование: репродукции картин с зимними пейзажами известных художников; рисунки детей, фотографии; портреты С.А.Есенина, А.С.Пушкина, Г.Свиридова; слова на доске для словарной работы: кантата, симфонический оркестр, эпитет, олицетворение, метафора, сравнение;

зимний календарь; интерактивная доска, мультимедийный проектор (ЭОР: слайд-шоу, презентация).

Ход урока:

Организационный момент: звучит музыка Э.Ханка, учащиеся входят в класс, начинается урок.

Учитель:

Здравствуйте, дорогие ребята! Тема которого «В гостях у поэта и композитора». Вместе мы постараемся раскрыть поэтический образ зимы в творчестве поэтов и композиторов.

Слайд 1: У леса на опушке жила зима в избушке.

            Эпиграфом к уроку послужат слова из песни «Зима» Э.Ханка на слова С.Острового «У леса на опушке жила зима в избушке». Наш урок интегрированный, и сегодня вы побываете в мире литературы и музыки.

- Ребята, какие ассоциации, какие картины рисуются в вашем воображении, когда вы слышите строчку «У леса на опушке жила зима в избушке»?

(Слово предоставляется детям.)

Учитель: Спасибо большое за вашу фантазию и творческое воображение.  Итак, поспешим в удивительный и поразительный мир, который откроют для нас литература и музыка.

Слайд-шоу: на фоне классической музыки учитель читает отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Вот север, тучи нагоняя…»

Александр Сергеевич Пушкин создал в стихах поэтический образ зимы-матушки, зимы-волшебницы.

- Как вы думаете, почему он её так величает?

- Почему Пушкин называет зиму матушкой?

- Почему Пушкин называет зиму волшебницей?

Учитель:Природа-мать, она близка и дорога поэту. Ему нравится зима, хотя это суровое, метельное и грустное время года.

            Вот и наступила долгожданная зимушка-зима и, как по мановению волшебной палочки, всё кругом преобразилось.

Слайд 2: Снег повсюду лежит: на дорогах, домах, -

                Устилает ковром он тропинки в садах;

                На полях, на холмах и, конечно, в лесах,

                Сизо-белый лежит на деревьях, кустах.

Слайд 3: Зима укрыла землю белым пушистым покрывалом. На мохнатые лапы елей надела белые шапки, а стволы и тонкие ветки деревьев покрыла тонким искрящимся инеем.

Слайд 4: Когда светит солнце, то всё вокруг искрится и переливается, точно в сказке. А если идёт снег, то кажется, что снежинки падают, кружась в медленном вальсе.

            Дивные картины делают зиму сказочной, они же дополняют поэтический образ, созданный талантливым пером великого русского поэта, и подтверждают, что зима действительно волшебница (слайд 5).

- Ребята, а вам нравится зима?

            Свой образ зимы вы создали в рисунках. Вы, как настоящие художники, рассказали о своей зиме. Посмотрите, пожалуйста, на выставку ваших рисунков. Полюбуйтесь, какую вы создали красоту.

(Демонстрируются рисунки учащихся, занимающие специальные стенды.)

Учитель:Вы, ребята, знаете, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Профессиональные художники кистью создают образ русской зимы, и вы сами видите на данных репродукциях, как у них чудесно получается.

(Репродукции картин на классной доске.)

            Композиторы создают образ зимы музыкой, поэты делают это по-своему. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение русского поэта XX века С.А.Есенина «Пороша» на фоне звучания «Вальса» из музыкального цикла «Метель» Г.Свиридова. (Стихотворение звучит в исполнении учителя.)

Слайд 6:

Учитель:А сейчас, ребята, к вам прилетят снежинки. На них вы найдёте стихотворение, только что прослушанное в классе.

- Какой же образ зимы удалось создать автору? Какая зима у Есенина?

            Уже по первой строке это видно. Будем внимательны и наблюдательны: (слайд 7).

            Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу…

- Обратим внимание на ключевые слова.

Тихо, значит, зима какая? тихая.

Звоны, значит, зима какая? звонкая.

Снег, значит, зима какая? снежная.

            Зима тихая. Прислушаемся к тишине зимы, что поселилась в нашем классе (все на минутку затихают).

Слайд 8:

А где тишина, там спокойствие, значит, зима какая? спокойная.

Слайд 9:

            Она заколдовала лес, преобразила сосну в старушку, красивой шалью укрыла землю. Значит, зима волшебная. Вы согласны?

- Что можно сказать о человеке, который написал это стихотворение?

Учитель:Автор любит природу, понимает её душу. Он наблюдательный. Пишет о природе, как о чём-то живом, близком, родном. Да, природа для Сергея Александровича Есенина – это его Родина, его дом, его семья. Сам поэт неоднократно признавался: «Я люблю Родину, я очень люблю Родину…» Эту любовь поэт сумел передать через стихи, посвящённые русской природе.

            Поэтический образ зимы создаётся поэтами при помощи художественных средств, которыми являются эпитеты, олицетворения, сравнения, аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков – используется для усиления выразительности текста, метафоры. Мы ещё вернёмся к теме выразительных средств на других уроках, а сегодня достаточно того, чтобы вы их услышали: эпитеты – белая косынка, бесконечная дорога; олицетворения – дремлет лес; сравнения – сосна-старушка; аллитерация – слышно звоны, на снегу, вороны, сна, сосна; метафора – проказы матушки-зимы.

- А какие такие у зимы проказы? Кто мне скажет?

(Слово предоставляется детям.)

- Давайте споём с вами песенку о весёлых днях зимы.

(В исполнении детей звучит песня «Кабы не было зимы» на фоне слайд-шоу.)

Учитель:

            Настало время поэтической переклички, и я прошу вас прочитать наизусть подготовленное дома стихотворение С.Есенина «Поёт зима-аукает» (слайды 10-12).

Слайд 13:

- Вновь обратим наше внимание на первую строку. Что делает зима?

(Поёт, аукает, баюкает – «говорящие» глаголы передают нам музыку зимы.)

- Представьте себе сильную метель с обильным снегом, с воем ветра.

(Звучит запись со звуками бушующей метели.)

- Хочется вам в такую непогоду идти на улицу? (Нет.)

- Почему? (Холодно очень.)

- Образ какой зимы встаёт перед нами?

(Слово детям.)

Учитель:Холодной, суровой, властной, злой и грубой хозяйкой видится нам зима. «Седые облака» наводят холод и тревогу. «Вьюга с рёвом бешеным» стучится по ставням и злится всё сильней и сильней.

            И потому-то жалостливым и беззащитным воробышкам хочется попасть в маленький уголок тепла, где им снится чудный сон о прекрасной весне. Каждый из нас страшится холода, каждый спешит туда, где тепло.

Слайд 14:

Зима в стихах может быть не только суровой и тихой, но также игривой, доброй, заботливо укрывающей землю пушистым снежным одеялом.

Слайд 15:

            Чтение учителем отрывка из стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Зима».

            Зима не может быть только злой и холодной. Она разная, и поэтому по-своему хороша.

            Давайте споём о зиме песенку.

(Исполняется песня «Три белых коня»: слайд 16).

Учитель:У каждого времени года есть свои приметы, а какая примета зимы самая главная? Назовите её, ребята!

(Слайд 17)

Учитель:

            Читает стихотворение Б.Пастернака «Снег идёт» (на фоне слайд-шоу).

            А теперь, ребята, я предлагаю вам побыть в роли композитора. Вы попробуйте создать на стихотворение Б.Пастернака «Снег идёт» своё произведение. Образ какой зимы встаёт перед вами?

(Слайд 18)

Учитель:

            Как вы изобразили это в музыке?

Учитель:

  А если бы вы писали музыку для хора, каким бы голосам отдали предпочтение: мужским, женским или детским?

Ученики:Эти строки мы бы поручили петь детскому хору мальчиков.

Учитель:

            Ребята, а теперь давайте послушаем, какую музыку на это стихотворение написал настоящий композитор.

(Слайд 19. Звучит маленькая кантата Г.Свиридова на стихи Б.Пастернака «Снег идёт».)

- Похожа эта музыка на ту, которую вы представляли?

Ученики: Да! Похожа. Если бы мы были композиторами, то сочинили бы что-то подобное.

Учитель: Эту удивительную музыку написал наш отечественный композитор Георгий Свиридов. Эта кантата называется «Снег идёт». Новое слово кантата означает музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, хора и солистов.

            Послушайте кантату ещё раз и скажите, соответствует ли характер исполнения симфонического оркестра содержанию стихотворения, смог ли композитор почувствовать мелодику стиха?

Учитель: Композитору удалось передать мелодику стиха с помощью звучания симфонического оркестра и хора мальчиков с их серебристыми голосами.

            Симфонический оркестр – это оркестр, который состоит из 60-ти и более инструментов: струнных, духовых, ударных. Именно сочетание всех этих инструментов и детского хора создают единый музыкальный и поэтический образ зимы с её главной приметой – снегом.

            А вдохновила на творчество композиторов и поэтов русская зима. Хотя она суровая и холодная, но сколько радости зима несёт в наш дом! Вместе с ней приходят Новый год, Рождество и долгожданные каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках (слайд 20).

Слайд 21. У природы нет плохой погоды. И суровая, холодная зима проверяет нас на прочность, твёрдость духа и выдержку. Она учит нас стойкости и выносливости, она пугает нас морозами и радует пушистым снежком, она веселит нас зимними праздниками и хрустом снега под ногами. Она всегда разная, но неизменно волшебная и по-своему удивительно красивая.

            Давайте закончим наш урок забавной песней Э.Ханка, мелодию которой вы слышали в начале урока. Она так и называется «Зима» (слайд 21).

Подведение итогов урока, рефлексия.

Домашнее задание: сочинение-миниатюра о зиме;

                                    примерные темы: «Зимняя сказка», «Сказочная зима», «Зима» и другие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока на тему "В гостях у поэта и композитора" (Литература и музыка, 6 класс) с использованием ЭОР и ИКТ»

Цель урока: раскрыть поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов, ввести понятие аллитерация.

Задачи:

1).Образовательные:

*формировать навыки работы с терминами

*продолжить работу по развитию навыка выразительного чтения

*обучать словесному рисованию воссоздания образа зимы

2).Развивающие:

*развивать эмоции учащихся через создание на уроке ситуаций экспансивных переживаний

*развивать творческое мышление, воображение обучающихся

*формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли

3).Воспитательные:

*воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации

*воспитывать уважительное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту поэтического слова и музыки

*воспитывать любовь к искусству через соприкосновение с миром классики, живописи и музыки

Место проведения: музыкальный класс.

Оборудование: репродукции картин с зимними пейзажами известных художников; рисунки детей, фотографии; портреты С.А.Есенина, А.С.Пушкина, Г.Свиридова; слова на доске для словарной работы: кантата, симфонический оркестр, эпитет, олицетворение, метафора, сравнение;

зимний календарь; интерактивная доска, мультимедийный проектор (ЭОР: слайд-шоу, презентация).


Ход урока:

Организационный момент: звучит музыка Э.Ханка, учащиеся входят в класс, начинается урок.

Учитель:

Здравствуйте, дорогие ребята! Тема которого «В гостях у поэта и композитора». Вместе мы постараемся раскрыть поэтический образ зимы в творчестве поэтов и композиторов.

Слайд 1: У леса на опушке жила зима в избушке.

Эпиграфом к уроку послужат слова из песни «Зима» Э.Ханка на слова С.Острового «У леса на опушке жила зима в избушке». Наш урок интегрированный, и сегодня вы побываете в мире литературы и музыки.

- Ребята, какие ассоциации, какие картины рисуются в вашем воображении, когда вы слышите строчку «У леса на опушке жила зима в избушке»?

(Слово предоставляется детям.)

Учитель:

Спасибо большое за вашу фантазию и творческое воображение.

Итак, поспешим в удивительный и поразительный мир, который откроют для нас литература и музыка.

Слайд-шоу: на фоне классической музыки учитель читает отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Вот север, тучи нагоняя…»


Александр Сергеевич Пушкин создал в стихах поэтический образ зимы-матушки, зимы-волшебницы.

- Как вы думаете, почему он её так величает?

- Почему Пушкин называет зиму матушкой?

- Почему Пушкин называет зиму волшебницей?

(Дети высказывают своё мнение.)

Учитель:

Природа-мать, она близка и дорога поэту. Ему нравится зима, хотя это суровое, метельное и грустное время года.

Вот и наступила долгожданная зимушка-зима и, как по мановению волшебной палочки, всё кругом преобразилось.

Слайд 2: Снег повсюду лежит: на дорогах, домах, -

Устилает ковром он тропинки в садах;

На полях, на холмах и, конечно, в лесах,

Сизо-белый лежит на деревьях, кустах.

Слайд 3: Зима укрыла землю белым пушистым покрывалом. На мохнатые лапы елей надела белые шапки, а стволы и тонкие ветки деревьев покрыла тонким искрящимся инеем.

Слайд 4: Когда светит солнце, то всё вокруг искрится и переливается, точно в сказке. А если идёт снег, то кажется, что снежинки падают, кружась в медленном вальсе.

Дивные картины делают зиму сказочной, они же дополняют поэтический образ, созданный талантливым пером великого русского поэта, и подтверждают, что зима действительно волшебница (слайд 5).

- Ребята, а вам нравится зима?

Свой образ зимы вы создали в рисунках. Вы, как настоящие художники, рассказали о своей зиме. Посмотрите, пожалуйста, на выставку ваших рисунков. Полюбуйтесь, какую вы создали красоту.

(Демонстрируются рисунки учащихся, занимающие специальные стенды.)


Учитель:

Вы, ребята, знаете, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Профессиональные художники кистью создают образ русской зимы, и вы сами видите на данных репродукциях, как у них чудесно получается.

(Репродукции картин на классной доске.)

Композиторы создают образ зимы музыкой, поэты делают это по-своему. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение русского поэта XX века С.А.Есенина «Пороша» на фоне звучания «Вальса» из музыкального цикла «Метель» Г.Свиридова. (Стихотворение звучит в исполнении учителя.)

Слайд 6:

Учитель:

А сейчас, ребята, к вам прилетят снежинки. На них вы найдёте стихотворение, только что прослушанное в классе.

- Какой же образ зимы удалось создать автору? Какая зима у Есенина?

Уже по первой строке это видно. Будем внимательны и наблюдательны: (слайд 7).

Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу…

- Обратим внимание на ключевые слова.

Тихо, значит, зима какая? тихая.

Звоны, значит, зима какая? звонкая.

Снег, значит, зима какая? снежная.

Зима тихая. Прислушаемся к тишине зимы, что поселилась в нашем классе (все на минутку затихают).

Слайд 8:

А где тишина, там спокойствие, значит, зима какая? спокойная.

Слайд 9:

Она заколдовала лес, преобразила сосну в старушку, красивой шалью укрыла землю. Значит, зима волшебная. Вы согласны?

- Что можно сказать о человеке, который написал это стихотворение?

(Слово детям.)

Учитель:

Автор любит природу, понимает её душу. Он наблюдательный. Пишет о природе, как о чём-то живом, близком, родном. Да, природа для Сергея Александровича Есенина – это его Родина, его дом, его семья. Сам поэт неоднократно признавался: «Я люблю Родину, я очень люблю Родину…» Эту любовь поэт сумел передать через стихи, посвящённые русской природе.

Поэтический образ зимы создаётся поэтами при помощи художественных средств, которыми являются эпитеты, олицетворения, сравнения, аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков – используется для усиления выразительности текста, метафоры. Мы ещё вернёмся к теме выразительных средств на других уроках, а сегодня достаточно того, чтобы вы их услышали: эпитеты – белая косынка, бесконечная дорога; олицетворения – дремлет лес; сравнения – сосна-старушка; аллитерация – слышно звоны, на снегу, вороны, сна, сосна; метафора – проказы матушки-зимы.

- А какие такие у зимы проказы? Кто мне скажет?

(Слово предоставляется детям.)

- Давайте споём с вами песенку о весёлых днях зимы.

(В исполнении детей звучит песня «Кабы не было зимы» на фоне слайд-шоу.)

Учитель:

Настало время поэтической переклички, и я прошу вас прочитать наизусть подготовленное дома стихотворение С.Есенина «Поёт зима-аукает» (слайды 10-12).

Слайд 13:

- Вновь обратим наше внимание на первую строку. Что делает зима?

(Поёт, аукает, баюкает – «говорящие» глаголы передают нам музыку зимы.)

- Представьте себе сильную метель с обильным снегом, с воем ветра.

(Звучит запись со звуками бушующей метели.)

- Хочется вам в такую непогоду идти на улицу? (Нет.)

- Почему? (Холодно очень.)

- Образ какой зимы встаёт перед нами?

(Слово детям.)

Учитель:

Холодной, суровой, властной, злой и грубой хозяйкой видится нам зима. «Седые облака» наводят холод и тревогу. «Вьюга с рёвом бешеным» стучится по ставням и злится всё сильней и сильней.

И потому-то жалостливым и беззащитным воробышкам хочется попасть в маленький уголок тепла, где им снится чудный сон о прекрасной весне. Каждый из нас страшится холода, каждый спешит туда, где тепло.

Слайд 14:

Зима в стихах может быть не только суровой и тихой, но также игривой, доброй, заботливо укрывающей землю пушистым снежным одеялом.

Слайд 15:

Чтение учителем отрывка из стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Зима».


Зима не может быть только злой и холодной. Она разная, и поэтому по-своему хороша.

Давайте споём о зиме песенку.

(Исполняется песня «Три белых коня»: слайд 16).

Учитель:

У каждого времени года есть свои приметы, а какая примета зимы самая главная? Назовите её, ребята!

Ученики:

Самая главная примета зимы – снег.

(Слайд 17)

Учитель:

Читает стихотворение Б.Пастернака «Снег идёт» (на фоне слайд-шоу).


А теперь, ребята, я предлагаю вам побыть в роли композитора. Вы попробуйте создать на стихотворение Б.Пастернака «Снег идёт» своё произведение. Образ какой зимы встаёт перед вами?

Ученики:

Снежной, мягкой, красивой, сказочной.

(Слайд 18)

Учитель:

Как вы изобразили это в музыке?

Ученики:

Мелодия должна быть тихой, однообразной, плавной, как падающий с неба снег.

Учитель:

А если бы вы писали музыку для хора, каким бы голосам отдали предпочтение: мужским, женским или детским?

Ученики:

Эти строки мы бы поручили петь детскому хору мальчиков.


Учитель:

Ребята, а теперь давайте послушаем, какую музыку на это стихотворение написал настоящий композитор.

(Слайд 19. Звучит маленькая кантата Г.Свиридова на стихи Б.Пастернака «Снег идёт».)

- Похожа эта музыка на ту, которую вы представляли?

Ученики: Да! Похожа. Если бы мы были композиторами, то сочинили бы что-то подобное.

Учитель: Эту удивительную музыку написал наш отечественный композитор Георгий Свиридов. Эта кантата называется «Снег идёт». Новое слово кантата означает музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, хора и солистов.

Послушайте кантату ещё раз и скажите, соответствует ли характер исполнения симфонического оркестра содержанию стихотворения, смог ли композитор почувствовать мелодику стиха?

Ученики: Да, характеры музыки и стихотворения похожи.

Учитель: Композитору удалось передать мелодику стиха с помощью звучания симфонического оркестра и хора мальчиков с их серебристыми голосами.

Симфонический оркестр – это оркестр, который состоит из 60-ти и более инструментов: струнных, духовых, ударных. Именно сочетание всех этих инструментов и детского хора создают единый музыкальный и поэтический образ зимы с её главной приметой – снегом.

А вдохновила на творчество композиторов и поэтов русская зима. Хотя она суровая и холодная, но сколько радости зима несёт в наш дом! Вместе с ней приходят Новый год, Рождество и долгожданные каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках (слайд 20).

Слайд 21. У природы нет плохой погоды. И суровая, холодная зима проверяет нас на прочность, твёрдость духа и выдержку. Она учит нас стойкости и выносливости, она пугает нас морозами и радует пушистым снежком, она веселит нас зимними праздниками и хрустом снега под ногами. Она всегда разная, но неизменно волшебная и по-своему удивительно красивая.

Давайте закончим наш урок забавной песней Э.Ханка, мелодию которой вы слышали в начале урока. Она так и называется «Зима» (слайд 21).


Подведение итогов урока, рефлексия.

Домашнее задание: сочинение-миниатюра о зиме;

примерные темы: «Зимняя сказка», «Сказочная зима», «Зима» и другие.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Миронова Любовь Ивановна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254691


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства