*формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли
3).Воспитательные:
*воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации
*воспитывать уважительное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту поэтического слова и музыки
*воспитывать любовь к искусству через соприкосновение с миром классики, живописи и музыки
Место проведения: музыкальный класс.
Оборудование: репродукции картин с зимними пейзажами известных художников; рисунки детей, фотографии; портреты С.А.Есенина, А.С.Пушкина, Г.Свиридова; слова на доске для словарной работы: кантата, симфонический оркестр, эпитет, олицетворение, метафора, сравнение;
Организационный момент: звучит музыка Э.Ханка, учащиеся входят в класс, начинается урок.
Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята! Тема которого «В гостях у поэта и композитора». Вместе мы постараемся раскрыть поэтический образ зимы в творчестве поэтов и композиторов.
Слайд 1: У леса на опушке жила зима в избушке.
Эпиграфом к уроку послужат слова из песни «Зима» Э.Ханка на слова С.Острового «У леса на опушке жила зима в избушке». Наш урок интегрированный, и сегодня вы побываете в мире литературы и музыки.
- Ребята, какие ассоциации, какие картины рисуются в вашем воображении, когда вы слышите строчку «У леса на опушке жила зима в избушке»?
(Слово предоставляется детям.)
Учитель: Спасибо большое за вашу фантазию и творческое воображение. Итак, поспешим в удивительный и поразительный мир, который откроют для нас литература и музыка.
Слайд-шоу: на фоне классической музыки учитель читает отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Вот север, тучи нагоняя…»
Александр Сергеевич Пушкин создал в стихах поэтический образ зимы-матушки, зимы-волшебницы.
- Как вы думаете, почему он её так величает?
- Почему Пушкин называет зиму матушкой?
- Почему Пушкин называет зиму волшебницей?
Учитель:Природа-мать, она близка и дорога поэту. Ему нравится зима, хотя это суровое, метельное и грустное время года.
Вот и наступила долгожданная зимушка-зима и, как по мановению волшебной палочки, всё кругом преобразилось.
Слайд 2: Снег повсюду лежит: на дорогах, домах, -
Устилает ковром он тропинки в садах;
На полях, на холмах и, конечно, в лесах,
Сизо-белый лежит на деревьях, кустах.
Слайд 3: Зима укрыла землю белым пушистым покрывалом. На мохнатые лапы елей надела белые шапки, а стволы и тонкие ветки деревьев покрыла тонким искрящимся инеем.
Слайд 4: Когда светит солнце, то всё вокруг искрится и переливается, точно в сказке. А если идёт снег, то кажется, что снежинки падают, кружась в медленном вальсе.
Дивные картины делают зиму сказочной, они же дополняют поэтический образ, созданный талантливым пером великого русского поэта, и подтверждают, что зима действительно волшебница (слайд 5).
- Ребята, а вам нравится зима?
Свой образ зимы вы создали в рисунках. Вы, как настоящие художники, рассказали о своей зиме. Посмотрите, пожалуйста, на выставку ваших рисунков. Полюбуйтесь, какую вы создали красоту.
(Демонстрируются рисунки учащихся, занимающие специальные стенды.)
Учитель:Вы, ребята, знаете, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Профессиональные художники кистью создают образ русской зимы, и вы сами видите на данных репродукциях, как у них чудесно получается.
(Репродукции картин на классной доске.)
Композиторы создают образ зимы музыкой, поэты делают это по-своему. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение русского поэта XX века С.А.Есенина «Пороша» на фоне звучания «Вальса» из музыкального цикла «Метель» Г.Свиридова. (Стихотворение звучит в исполнении учителя.)
Слайд 6:
Учитель:А сейчас, ребята, к вам прилетят снежинки. На них вы найдёте стихотворение, только что прослушанное в классе.
- Какой же образ зимы удалось создать автору? Какая зима у Есенина?
Уже по первой строке это видно. Будем внимательны и наблюдательны: (слайд 7).
Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу…
- Обратим внимание на ключевые слова.
Тихо, значит, зима какая? тихая.
Звоны, значит, зима какая? звонкая.
Снег, значит, зима какая? снежная.
Зима тихая. Прислушаемся к тишине зимы, что поселилась в нашем классе (все на минутку затихают).
Слайд 8:
А где тишина, там спокойствие, значит, зима какая? спокойная.
Слайд 9:
Она заколдовала лес, преобразила сосну в старушку, красивой шалью укрыла землю. Значит, зима волшебная. Вы согласны?
- Что можно сказать о человеке, который написал это стихотворение?
Учитель:Автор любит природу, понимает её душу. Он наблюдательный. Пишет о природе, как о чём-то живом, близком, родном. Да, природа для Сергея Александровича Есенина – это его Родина, его дом, его семья. Сам поэт неоднократно признавался: «Я люблю Родину, я очень люблю Родину…» Эту любовь поэт сумел передать через стихи, посвящённые русской природе.
Поэтический образ зимы создаётся поэтами при помощи художественных средств, которыми являются эпитеты, олицетворения, сравнения, аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков – используется для усиления выразительности текста, метафоры. Мы ещё вернёмся к теме выразительных средств на других уроках, а сегодня достаточно того, чтобы вы их услышали: эпитеты – белая косынка, бесконечная дорога; олицетворения – дремлет лес; сравнения – сосна-старушка; аллитерация – слышно звоны, на снегу, вороны, сна, сосна; метафора – проказы матушки-зимы.
- А какие такие у зимы проказы? Кто мне скажет?
(Слово предоставляется детям.)
- Давайте споём с вами песенку о весёлых днях зимы.
(В исполнении детей звучит песня «Кабы не было зимы» на фоне слайд-шоу.)
Учитель:
Настало время поэтической переклички, и я прошу вас прочитать наизусть подготовленное дома стихотворение С.Есенина «Поёт зима-аукает» (слайды 10-12).
Слайд 13:
- Вновь обратим наше внимание на первую строку. Что делает зима?
(Поёт, аукает, баюкает – «говорящие» глаголы передают нам музыку зимы.)
- Представьте себе сильную метель с обильным снегом, с воем ветра.
(Звучит запись со звуками бушующей метели.)
- Хочется вам в такую непогоду идти на улицу? (Нет.)
- Почему? (Холодно очень.)
- Образ какой зимы встаёт перед нами?
(Слово детям.)
Учитель:Холодной, суровой, властной, злой и грубой хозяйкой видится нам зима. «Седые облака» наводят холод и тревогу. «Вьюга с рёвом бешеным» стучится по ставням и злится всё сильней и сильней.
И потому-то жалостливым и беззащитным воробышкам хочется попасть в маленький уголок тепла, где им снится чудный сон о прекрасной весне. Каждый из нас страшится холода, каждый спешит туда, где тепло.
Слайд 14:
Зима в стихах может быть не только суровой и тихой, но также игривой, доброй, заботливо укрывающей землю пушистым снежным одеялом.
Слайд 15:
Чтение учителем отрывка из стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Зима».
Зима не может быть только злой и холодной. Она разная, и поэтому по-своему хороша.
Давайте споём о зиме песенку.
(Исполняется песня «Три белых коня»: слайд 16).
Учитель:У каждого времени года есть свои приметы, а какая примета зимы самая главная? Назовите её, ребята!
(Слайд 17)
Учитель:
Читает стихотворение Б.Пастернака «Снег идёт» (на фоне слайд-шоу).
А теперь, ребята, я предлагаю вам побыть в роли композитора. Вы попробуйте создать на стихотворение Б.Пастернака «Снег идёт» своё произведение. Образ какой зимы встаёт перед вами?
(Слайд 18)
Учитель:
Как вы изобразили это в музыке?
Учитель:
А если бы вы писали музыку для хора, каким бы голосам отдали предпочтение: мужским, женским или детским?
Ученики:Эти строки мы бы поручили петь детскому хору мальчиков.
Учитель:
Ребята, а теперь давайте послушаем, какую музыку на это стихотворение написал настоящий композитор.
(Слайд 19. Звучит маленькая кантата Г.Свиридова на стихи Б.Пастернака «Снег идёт».)
- Похожа эта музыка на ту, которую вы представляли?
Ученики: Да! Похожа. Если бы мы были композиторами, то сочинили бы что-то подобное.
Учитель: Эту удивительную музыку написал наш отечественный композитор Георгий Свиридов. Эта кантата называется «Снег идёт». Новое слово кантата означает музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, хора и солистов.
Послушайте кантату ещё раз и скажите, соответствует ли характер исполнения симфонического оркестра содержанию стихотворения, смог ли композитор почувствовать мелодику стиха?
Учитель: Композитору удалось передать мелодику стиха с помощью звучания симфонического оркестра и хора мальчиков с их серебристыми голосами.
Симфонический оркестр – это оркестр, который состоит из 60-ти и более инструментов: струнных, духовых, ударных. Именно сочетание всех этих инструментов и детского хора создают единый музыкальный и поэтический образ зимы с её главной приметой – снегом.
А вдохновила на творчество композиторов и поэтов русская зима. Хотя она суровая и холодная, но сколько радости зима несёт в наш дом! Вместе с ней приходят Новый год, Рождество и долгожданные каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках (слайд 20).
Слайд 21. У природы нет плохой погоды. И суровая, холодная зима проверяет нас на прочность, твёрдость духа и выдержку. Она учит нас стойкости и выносливости, она пугает нас морозами и радует пушистым снежком, она веселит нас зимними праздниками и хрустом снега под ногами. Она всегда разная, но неизменно волшебная и по-своему удивительно красивая.
Давайте закончим наш урок забавной песней Э.Ханка, мелодию которой вы слышали в начале урока. Она так и называется «Зима» (слайд 21).
Подведение итогов урока, рефлексия.
Домашнее задание: сочинение-миниатюра о зиме;
примерные темы: «Зимняя сказка», «Сказочная зима», «Зима» и другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока на тему "В гостях у поэта и композитора" (Литература и музыка, 6 класс) с использованием ЭОР и ИКТ»
Цель урока: раскрыть поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов, ввести понятие аллитерация.
Задачи:
1).Образовательные:
*формировать навыки работы с терминами
*продолжить работу по развитию навыка выразительного чтения
*формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли
3).Воспитательные:
*воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации
*воспитывать уважительное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту поэтического слова и музыки
*воспитывать любовь к искусству через соприкосновение с миром классики, живописи и музыки
Место проведения: музыкальный класс.
Оборудование: репродукции картин с зимними пейзажами известных художников; рисунки детей, фотографии; портреты С.А.Есенина, А.С.Пушкина, Г.Свиридова; слова на доске для словарной работы: кантата, симфонический оркестр, эпитет, олицетворение, метафора, сравнение;
Организационный момент: звучит музыка Э.Ханка, учащиеся входят в класс, начинается урок.
Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята! Тема которого «В гостях у поэта и композитора». Вместе мы постараемся раскрыть поэтический образ зимы в творчестве поэтов и композиторов.
Слайд 1: У леса на опушке жила зима в избушке.
Эпиграфом к уроку послужат слова из песни «Зима» Э.Ханка на слова С.Острового «У леса на опушке жила зима в избушке». Наш урок интегрированный, и сегодня вы побываете в мире литературы и музыки.
- Ребята, какие ассоциации, какие картины рисуются в вашем воображении, когда вы слышите строчку «У леса на опушке жила зима в избушке»?
(Слово предоставляется детям.)
Учитель:
Спасибо большое за вашу фантазию и творческое воображение.
Итак, поспешим в удивительный и поразительный мир, который откроют для нас литература и музыка.
Слайд-шоу: на фоне классической музыки учитель читает отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Вот север, тучи нагоняя…»
Александр Сергеевич Пушкин создал в стихах поэтический образ зимы-матушки, зимы-волшебницы.
- Как вы думаете, почему он её так величает?
- Почему Пушкин называет зиму матушкой?
- Почему Пушкин называет зиму волшебницей?
(Дети высказывают своё мнение.)
Учитель:
Природа-мать, она близка и дорога поэту. Ему нравится зима, хотя это суровое, метельное и грустное время года.
Вот и наступила долгожданная зимушка-зима и, как по мановению волшебной палочки, всё кругом преобразилось.
Слайд 2: Снег повсюду лежит: на дорогах, домах, -
Устилает ковром он тропинки в садах;
На полях, на холмах и, конечно, в лесах,
Сизо-белый лежит на деревьях, кустах.
Слайд 3: Зима укрыла землю белым пушистым покрывалом. На мохнатые лапы елей надела белые шапки, а стволы и тонкие ветки деревьев покрыла тонким искрящимся инеем.
Слайд 4: Когда светит солнце, то всё вокруг искрится и переливается, точно в сказке. А если идёт снег, то кажется, что снежинки падают, кружась в медленном вальсе.
Дивные картины делают зиму сказочной, они же дополняют поэтический образ, созданный талантливым пером великого русского поэта, и подтверждают, что зима действительно волшебница (слайд 5).
- Ребята, а вам нравится зима?
Свой образ зимы вы создали в рисунках. Вы, как настоящие художники, рассказали о своей зиме. Посмотрите, пожалуйста, на выставку ваших рисунков. Полюбуйтесь, какую вы создали красоту.
(Демонстрируются рисунки учащихся, занимающие специальные стенды.)
Учитель:
Вы, ребята, знаете, что литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Профессиональные художники кистью создают образ русской зимы, и вы сами видите на данных репродукциях, как у них чудесно получается.
(Репродукции картин на классной доске.)
Композиторы создают образ зимы музыкой, поэты делают это по-своему. Прослушайте, пожалуйста, стихотворение русского поэта XX века С.А.Есенина «Пороша» на фоне звучания «Вальса» из музыкального цикла «Метель» Г.Свиридова. (Стихотворение звучит в исполнении учителя.)
Слайд 6:
Учитель:
А сейчас, ребята, к вам прилетят снежинки. На них вы найдёте стихотворение, только что прослушанное в классе.
- Какой же образ зимы удалось создать автору? Какая зима у Есенина?
Уже по первой строке это видно. Будем внимательны и наблюдательны: (слайд 7).
Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу…
- Обратим внимание на ключевые слова.
Тихо, значит, зима какая? тихая.
Звоны, значит, зима какая? звонкая.
Снег, значит, зима какая? снежная.
Зима тихая. Прислушаемся к тишине зимы, что поселилась в нашем классе (все на минутку затихают).
Слайд 8:
А где тишина, там спокойствие, значит, зима какая? спокойная.
Слайд 9:
Она заколдовала лес, преобразила сосну в старушку, красивой шалью укрыла землю. Значит, зима волшебная. Вы согласны?
- Что можно сказать о человеке, который написал это стихотворение?
(Слово детям.)
Учитель:
Автор любит природу, понимает её душу. Он наблюдательный. Пишет о природе, как о чём-то живом, близком, родном. Да, природа для Сергея Александровича Есенина – это его Родина, его дом, его семья. Сам поэт неоднократно признавался: «Я люблю Родину, я очень люблю Родину…» Эту любовь поэт сумел передать через стихи, посвящённые русской природе.
Поэтический образ зимы создаётся поэтами при помощи художественных средств, которыми являются эпитеты, олицетворения, сравнения, аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков – используется для усиления выразительности текста, метафоры. Мы ещё вернёмся к теме выразительных средств на других уроках, а сегодня достаточно того, чтобы вы их услышали: эпитеты – белая косынка, бесконечная дорога; олицетворения – дремлет лес; сравнения – сосна-старушка; аллитерация – слышно звоны, на снегу, вороны, сна, сосна; метафора – проказы матушки-зимы.
- А какие такие у зимы проказы? Кто мне скажет?
(Слово предоставляется детям.)
- Давайте споём с вами песенку о весёлых днях зимы.
(В исполнении детей звучит песня «Кабы не было зимы» на фоне слайд-шоу.)
Учитель:
Настало время поэтической переклички, и я прошу вас прочитать наизусть подготовленное дома стихотворение С.Есенина «Поёт зима-аукает» (слайды 10-12).
Слайд 13:
- Вновь обратим наше внимание на первую строку. Что делает зима?
(Поёт, аукает, баюкает – «говорящие» глаголы передают нам музыку зимы.)
- Представьте себе сильную метель с обильным снегом, с воем ветра.
(Звучит запись со звуками бушующей метели.)
- Хочется вам в такую непогоду идти на улицу? (Нет.)
- Почему? (Холодно очень.)
- Образ какой зимы встаёт перед нами?
(Слово детям.)
Учитель:
Холодной, суровой, властной, злой и грубой хозяйкой видится нам зима. «Седые облака» наводят холод и тревогу. «Вьюга с рёвом бешеным» стучится по ставням и злится всё сильней и сильней.
И потому-то жалостливым и беззащитным воробышкам хочется попасть в маленький уголок тепла, где им снится чудный сон о прекрасной весне. Каждый из нас страшится холода, каждый спешит туда, где тепло.
Слайд 14:
Зима в стихах может быть не только суровой и тихой, но также игривой, доброй, заботливо укрывающей землю пушистым снежным одеялом.
Слайд 15:
Чтение учителем отрывка из стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Зима».
Зима не может быть только злой и холодной. Она разная, и поэтому по-своему хороша.
Давайте споём о зиме песенку.
(Исполняется песня «Три белых коня»: слайд 16).
Учитель:
У каждого времени года есть свои приметы, а какая примета зимы самая главная? Назовите её, ребята!
Ученики:
Самая главная примета зимы – снег.
(Слайд 17)
Учитель:
Читает стихотворение Б.Пастернака «Снег идёт» (на фоне слайд-шоу).
А теперь, ребята, я предлагаю вам побыть в роли композитора. Вы попробуйте создать на стихотворение Б.Пастернака «Снег идёт» своё произведение. Образ какой зимы встаёт перед вами?
Ученики:
Снежной, мягкой, красивой, сказочной.
(Слайд 18)
Учитель:
Как вы изобразили это в музыке?
Ученики:
Мелодия должна быть тихой, однообразной, плавной, как падающий с неба снег.
Учитель:
А если бы вы писали музыку для хора, каким бы голосам отдали предпочтение: мужским, женским или детским?
Ученики:
Эти строки мы бы поручили петь детскому хору мальчиков.
Учитель:
Ребята, а теперь давайте послушаем, какую музыку на это стихотворение написал настоящий композитор.
(Слайд 19. Звучит маленькая кантата Г.Свиридова на стихи Б.Пастернака «Снег идёт».)
- Похожа эта музыка на ту, которую вы представляли?
Ученики: Да! Похожа. Если бы мы были композиторами, то сочинили бы что-то подобное.
Учитель: Эту удивительную музыку написал наш отечественный композитор Георгий Свиридов. Эта кантата называется «Снег идёт». Новое слово кантата означает музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, хора и солистов.
Послушайте кантату ещё раз и скажите, соответствует ли характер исполнения симфонического оркестра содержанию стихотворения, смог ли композитор почувствовать мелодику стиха?
Ученики: Да, характеры музыки и стихотворения похожи.
Учитель: Композитору удалось передать мелодику стиха с помощью звучания симфонического оркестра и хора мальчиков с их серебристыми голосами.
Симфонический оркестр – это оркестр, который состоит из 60-ти и более инструментов: струнных, духовых, ударных. Именно сочетание всех этих инструментов и детского хора создают единый музыкальный и поэтический образ зимы с её главной приметой – снегом.
А вдохновила на творчество композиторов и поэтов русская зима. Хотя она суровая и холодная, но сколько радости зима несёт в наш дом! Вместе с ней приходят Новый год, Рождество и долгожданные каникулы с катанием на лыжах, санках и коньках (слайд 20).
Слайд 21. У природы нет плохой погоды. И суровая, холодная зима проверяет нас на прочность, твёрдость духа и выдержку. Она учит нас стойкости и выносливости, она пугает нас морозами и радует пушистым снежком, она веселит нас зимними праздниками и хрустом снега под ногами. Она всегда разная, но неизменно волшебная и по-своему удивительно красивая.
Давайте закончим наш урок забавной песней Э.Ханка, мелодию которой вы слышали в начале урока. Она так и называется «Зима» (слайд 21).
Подведение итогов урока, рефлексия.
Домашнее задание: сочинение-миниатюра о зиме;
примерные темы: «Зимняя сказка», «Сказочная зима», «Зима» и другие.