Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное обучение в школе»
«Инклюзивное обучение в школе».
учитель начальных классов
КГУ «Школа-лицей № 4 акимата города Рудного» Дорожка М.В.
Термин « особые образовательные потребности » (ООП) не так давно появился в современном обществе. Особые образовательные потребности – это понятие, которое должно постепенно вытеснить из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушение развития» «отклонения в развитии».
К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:
с нарушением опорно-двигательного аппарата;
с нарушением интеллектуального развития;
с нарушением слуха, зрения;
недоразвитостью речи;
с аутизмом;
с комбинированными нарушениями в развитии.
Три подхода в обучении детей с «особыми» образовательными потребностями:
дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждениях;
интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
инклюзивное обучение , когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Включение детей:
в одинаковые виды деятельности;
вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
использование стратегии коллективного участия – игры;
совместные проекты;
лабораторные, полевые исследования и т. д.
Эффективные приемы воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей
игровые ситуации;
дидактические игры;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Необходимо:
следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
посадить ребенка за первые парты, как можно ближе к учителю;
поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.
В 2019-2020 учебном году в 1 классеобучалось 2 «особенных» ребенка: ДЦП гемипаретическая форма слева средней тяжести, РОП ЦНС. Двухсторонняя нейросенсорная тугоухость 4 ст. ОНР – 2 уровня.
погрозить пальцем, указать пальцем предмет, направление, подозвать пальцем к себе, помахать рукой («до свидания»), погладить рукой по голове себя, ребенка, куклу («хороший», «хорошая»);
постучать в дверь одним пальцем, несколькими полусогнутыми пальцами, постучать по столу одним пальцем, по очереди несколькими пальцами («игра на пианино», «дождь идет» и т. д.).
проверить, правильно ли стоит стул, удобно ли сидеть ребенку;
положить правую (пишущую) руку в позу для письма и сохранять ее некоторое время, изменяя положение головы, туловища;
вложить левой рукой в правую руку какой-либо цветной карандаш; при выполнении этого задания важно следить за тем, чтобы ребенок не напрягался, не изгибался, не отводил в сторону лицо и глаза, не сдвигал и не сгибал правую руку, не снимал ее со стола;
выполнить несколько движений правой рукой, принимая правильную позу для письма;
положить карандаш на стол, расслабить правую руку.
Важно эффективно использовать возможность слухового аппарата (СА).
чтобы ребенок носил СА постоянно в течение всего дня;
вызывать у ребенка интерес к звукам;
развить желание прислушиваться к разным звукам, голосу;
развить желание пользоваться голосом и речью для общения;
помочь научиться понимать слова и говорить.
Рекомендации.
ребенок должен носить слуховой аппарат каждый день и в течение всего дня;
правильно пользоваться и ухаживать за СА;
как ребёнок слышит в СА;
для восприятия звуков необходимо обеспечить хорошие условия;
не закрывайте лицо, когда вы разговариваете с ребёнком, при обычном общении.
возможность слушать разные неречевые и речевые звуки, сравнивать их, запоминать.
создавайте ситуации, когда от ребёнка требуется что-то сказать.
Главное , что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.