Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное обучение в общеобразовательном учреждении.»
Мир, в котором мы живём, наполнен радугой звуков: громких и тихих, приятных и не очень. Это наш мир-мир слышащих. А теперь, попробуйте представить мир без звуков, мелодий, шумов и ритмов. Он словно утрачивает краски, в нем меньше эмоций, меньше слов, ведь некоторые понятия, не будучи озвученными, просто теряют смысл. Это мир глухих. Мир слышащих и мир глухих - это два параллельных мира, которые пересекаются здесь, в нашей школе благодаря инклюзивному образованию.
Наша школа, работающая под девизом «Школа для всех и каждого», сумела создать соответствующие условия для внедрения инклюзивного образования, которые позволили включить глухих и слабослышащих детей в единую образовательную среду. Нарушение слуха – социальный дефект, он сужает межличностные контакты, что, в свою очередь, ведет к обеднению опыта социального общения. Находясь постоянно в кругу слышащих сверстников, дети с ограниченными возможностями приобретают новый социальный и эмоциональный опыт, который усиливает их стремление к общению, содержательной коммуникации с окружающим миром. Наша задача – сформировать у глухого и слабослышащего ребенка такие качества, как деловитость, инициативность, коллективизм и самостоятельность.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы. Инклюзивная школа не давящая, не жестокая как среда, она очень комфортная, мягкая, учит видеть в каждом ребенке индивидуальность. Для многих детей, нормально развивающихся, это большое преимущество, потому что они учатся быть добрее, милосерднее, помогать друг другу, не быть черствыми, понимать чужую боль, сочувствовать. За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.
Каждый ребенок уникален, и у каждого свой способ восприятия мира – в этом главный принцип инклюзивного образования.
Школа № 40 имеет солидный опыт по организации пространства интеграции в школе. Уже тогда, в 90-е годы, стало очевидно, что в школе, где педагогический, ученический и родительский коллективы подготовлены к приему детей с ограниченными возможностями здоровья, может быть создан психологический климат, в котором эти дети с первых шагов в общеобразовательной школе чувствуют себя комфортно.
На протяжении нескольких лет в нашей школе работала экспериментальная площадка, исследовалась проблема инклюзивного образования детей с нарушением слуха в различных условиях интеграции. При этом мы рассматривали интеграцию и инклюзию как две стороны одного процесса - процесса реального включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников, а также в активную общественную жизнь, в одинаковой степени необходимую для всех членов общества.
Я включилась в эту работу 2012 году, когда ко мне в 1 класс пришла слабослышащая девочка, а в параллельный класс массовой школы пришла её сестра - близняшка. В том же году началась работа над формированием интеграционного модуля «сурдокласс + параллельный класс». Осуществление такой интеграции сопряжено с определенными трудностями. Дело в том, что в первых классах большое количество учеников, и включение детей с нарушением слуха в общеобразовательный процесс не полезно ни для этих ребят, ни для слышащих учащихся, поэтому девочки не могли обучаться вместе.
Образовательный процесс как в сурдоклассе, так и в параллельном массовом классе осуществлялся по традиционной образовательной программе «Школа России», но в сурдоклассе его реализация шла в соответствии с концепцией инклюзивного образования, где темп выполнения программы и объем учебного материала определяются уровнем психофизического развития каждого учащегося. Такая организация работы класса обусловлена требованием, предъявляемым к инклюзивному образованию, а именно: программа должная приспосабливаться к персональным возможностям каждого ребенка, а не ребенок к программе. Девочки учились в разных классах, но программу осваивали практически одинаково, домашние задания делали вместе, причем слабослышащая сестренка даже помогала слышащей, доступно и более понятно объясняла материал.
Так вот, интеграционный модуль сначала удалось создать для уроков физкультуры. При проведении занятий учитель объединяет глухих и слабослышащих детей с ребятами параллельного класса. На совместных уроках ученикам из сурдокласса намного интереснее. Они видят, что могут выполнять задания не хуже, а иногда и лучше слышащих, они стараются вести себя на уроках хорошо, хотя в зале много ребят и есть возможность пошалить. Они уже подружились с некоторыми ребятами из параллельного класса. Все это исключительно полезно для их удачной адаптации в образовательном пространстве школы.
Уроки по изобразительному искусству и технологии тоже стали интегрированными, ученикам сурдокласса нравятся совместные творческие уроки, они с удовольствием занимаются рисованием и уже стали лауреатами городских конкурсов «Солнце в каждом», «Краски всей России» и «Радуга творчества» в номинации «Декоративно-прикладное искусство». Таким образом, они вышли не только за пределы класса, но и за пределы школы. Ребята были очень рады такой оценке их труда, что, естественно, укрепило их уверенность в своих способностях, повысило эмоциональный настрой, и в итоге повысилась мотивация к обучению. Мы готовили с ребятами небольшие спектакли, и дети с нарушенным слухом выступали перед слышащими сверстниками из параллельного класса.
Интеграция в среду слышащих регулярно осуществлялась в группе продленного дня: во время прогулок учащиеся сурдокласса играли со слышащими сверстниками в различные подвижные игры; на переменах ходили, друг к другу в гости. За четыре года обучения и общения слабослышащие дети научились общаться между собой и сверстниками с помощью устной речи, прекрасно понимая друг друга. Сестренки-близняшки успешно окончили начальную школу, а сейчас вместе учатся в 5 классе в школе по месту жительства.
Сейчас у меня снова 1 класс – класс сложный, все дети разные: из 8 человек одна ученица имеет двустороннюю глухоту с минимальными остатками слуха (девочка окончательно оглохла в мае 2014 года после неудачно проведенной операции по кохлеарной имплантации), 3 человека имеют двустороннюю сенсоневральную тугоухость III-IV степени, 2 ученика имплантированы, еще двое учащихся, кроме нарушения слуха имеют задержку психического развития. В течение первого года обучения в школе предстоит одновременно решить две сложные задачи: организовать образовательный процесс с глухими и слабослышащими детьми, имеющими сложную структуру дефекта и построить в школе интеграционное пространство, в котором должны решаться образовательные задачи и осуществляться содержательные и регулярные контакты со слышащими детьми. С вступлением в силу ФГОС для детей с ОВЗ обучение в классе ведется по адаптированной общеобразовательной программе, в классе функционирует еще несколько индивидуальных инклюзивных подпрограмм для учащихся, нуждающихся в том или ином виде помощи. При составлении индивидуальных программ учитывался ряд параметров: объем внимания, объем памяти, степень двигательной активности, объем лексики, объем письменных текстов, доступных восприятию ученика и т.д.
Освоение программы происходит не линейно, а концентрически. Одна и та же тема предлагается учащимся в течение года несколько раз; на каждом новом витке материал темы усложняется, а речь детей обогащается новой лексикой и более сложными синтаксическими конструкциями.
Материал всех уроков является интегрированным, т.е. в содержание каждого урока включается тематика из разных учебных предметов. Это обусловлено необходимостью формирования у глухих и слабослышащих детей целостной картины окружающего мира, а не его изолированных фрагментов.
Со всеми учащимися сурдопедагог проводит регулярные индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и совершенствованию произношения.
Функции сопровождения возложены на педагога-психолога, который отслеживает динамику развития ребенка, оценивает успешность в освоении общеобразовательной программы. На каждого ученика, включенного в инклюзивное образование составлен психологический паспорт. Психологический паспорт содержит диагностический материал: характеристику ребенка, составляемую учителем, рекомендации для педагога и родителей, индивидуальный план психологических занятий, дневник динамического наблюдения.
Педагог-психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в классе, осуществляет мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации, определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи.
Сейчас актуальной является задача активизации родителей в области сотрудничества со специалистами, и целенаправленное становление родителей в качестве компетентных помощников своим слабослышащим и глухим детям в системе инклюзивного образования.
Осознанный выбор родителей в пользу обучения детей-инвалидов по слуху не в специализированной, а в массовой школе предполагает принятие ими на себя дополнительных обязательств по созданию и обеспечению определенных условий воспитания и развития детей в семье. На родителей ложится ответственность за постоянный, активный и плодотворный контакт с педагогами и специалистами, выполнение всех заданий и рекомендаций по созданию развивающей микросоциальной бытовой среды, среды постоянного и полноценного речевого общения.
Общая результативность проводимой нами работы зависит от того, насколько хорошо понимает свою роль каждый из участников образовательного процесса.
Как построить воспитательную работу, чтобы коллектив был дружным, сплоченным, творческим? Как научить школьника быть полезными своему обществу, самому себе? Как подобрать ключик к каждому ребенку?
В работе с детьми, организуя их свободное время, опора идет на сотрудничество с семьей. Для детей и родителей проводятся:
• Дни открытых дверей;
• Работа родительского клуба «Родительская школа, «Сотрудничество и партнёрство: азбука семейного общения»;
• Встречи со специалистами в гостиной «Почемучка»;
• Участие родителей в проведении коррекционно-игровых занятий, семинаров, обучающих тренингов, мастер-классов, плановых консультаций, бесед, совместных с детьми праздников, развлечений.
Цель таких мероприятий: создать условия для развития толерантности через воспитание с любовью и во имя любви, с добротой и милосердием, в духе мира и уважения к правам человека, вовлекая в процесс воспитания родителей.
Воспитание толерантности как личного качества в детях осуществляем через создание условий для развития ребенка. В специально организованной игровой деятельности вместе со слышащими сверстниками воспитываем в детях открытость и уважение к другим людям, прививаем способность понимать других детей, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Наши дети – активные участники мероприятий: выставок, фестивалей, конкурсов разного уровня. Все дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.Жизнь одинаково прекрасна для всех живущих на Земле.
«Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» - гласит народная мудрость. Наверное, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь сквозь боль оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью. Детям с ОВЗ доступны все радости, что и здоровым детям: занятия творчеством и спортом, создание художественных работ, участие в играх, праздниках, мероприятиях.
Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
На основании вышесказанного хотелось бы отметить положительные стороны инклюзивного обучения в условиях школы:
Обучаясь среди равных себе, дети достигают определённых успехов в обучении.
Низкая наполняемость сурдоклассов даёт возможность индивидуализации обучения.
Идёт реальное осуществление коррекционной работы, развитие коммуникативных навыков.
Введён щадящий режим. Темп работы соответствует возможностям познавательной деятельности.
Осуществляется непрерывный процесс развития и реабилитации.
Осуществляется социальная профилактика. Решение нравственных проблем в семье.
Инклюзивное образование дает:
детям с ограниченными возможностями – свободу развития личности;
родителям – возможность использовать свой родительский потенциал в воспитании ребенка с нарушением в развитии;
школе – возможность расширить индивидуальные образовательные услуги с целью подготовки выпускника к самостоятельной жизни, воспитания гражданина, активного участника в экономическом развитии страны;
обществу – возможность совершенствования общественных отношений в духе гуманизма и толерантности;
государству – возможность реализации конституционных гарантий, соблюдения международных положений.
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей с особыми образовательными потребностями. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование все же имеет и некоторые минусы.
Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ.
Отсутствие специальных учебников и рабочих тетрадей, соответствующих ФГОС для детей с нарушением слуха.
Пассивная родительская позиция «потребителя образовательных услуг» может свести на нет саму идею инклюзивного образования.
Отсутствие у педагогов массовой школы представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.
Посмотрите вокруг, может такие дети «особые дети» живут рядом с вами в соседнем доме, подъезде или дворе. Они хотят чувствовать себя такими же, как все, быть ровней «здоровым» детям. А как тяжело это сделать, ловя на себе презрительные взгляды окружающих.
Инвалидность не должна быть поводом, для того чтобы игнорировать «особого ребенка». Дети с ограниченными возможностями намного добрее и чувствительнее чем их здоровые сверстники. Свыкаясь со своим положением, они не так трагично к нему относятся, но каждое доброе слово, жест, взгляд будут ими оценены.
«Инвалида от обычного человека отделяет лишь мгновение», - сказал сатирик Михаил Жванецкий.
Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.