Просмотр содержимого документа
«Формы организации познавательной деятельности учащихся»
Формы организации познавательной деятельности учащихся
Формы организации урока
«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»
К . Д . Ушинский
Индивидуальнаяформа организации обучения
Фронтальная форма организации
учебной работы
Групповаяформа организации обучения
Индивидуальная форма работы
Это самостоятельная учебная деятельность учащихся по выполнению специально подобранного задания, соответствующего его подготовки и учебными возможностям каждого ученика
Индивидуальная форма работы предполагает подбор таких приёмов и дидактических средств обучения, которые обеспечат оптимальное развитие любого ученика в классе, как самого сильного, так и слабого.
Такая организация урока невозможна без установления учебных возможностей ученика.
Учебные возможности ученика имеют две стороны:
внутренние
внешние
Влияния на учащихся
в школе:
Способность личности к обучению
педагога
коллектив
класса
Наличие специальных определенных
знаний, умений и навыков, полученных учеником в
результате предшествующего обучения
материально-техническая
база школы
Влияние семьи и окружающей среды, в
которой ученик проводит свободное время
Наличие совокупности мотивов
Фронтальная форма организации учебной работы
Это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу с единым темпом продвиженияучащихся к единой цели.Полученные результаты обсуждаются всем классом, сравниваются и обобщаются.
Фронтальная форма организации урока способствует добиться хороших результатов в развитии умения учащихсяобоснованно рассуждать. Это форма обучения является незаменимой в работе современной школы
Наиболее эффективна при изучении нового материала и его закреплении.
Многие уже знакомые нам гаммы педагогической партитуры звучат иначе при переходе от соло к ансамблю
Коллективная формаорганизации обучения
Главныепризнаки групповой формы урока
Класс на данном уроке разбивается на несколько групп для решения конкретных учебных задач.
Каждая группа получает определённое задание(либо одинаковое,либо дифференцированное)и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
Задания выполняются таким способом, который позволяет оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Состав группы непостоянный, он подбирается таким образом, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности,универсальные учебные действия,необходимые для осмысления и систематизации знаний каждого члена группы.
Организация работы в группах
Группы получают одно и то же задание
В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю , или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики дополняют или опровергают его.
Группы получают разные задания
Группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочерёдно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой.
Группы получают разные, но работающие на общий результат задания
Самостоятельная учебная деятельность учащихся по выполнению специально
Приемы педагогической техники
Лови
ошибку !
Своя
опора
1. Группа составляет опорный конспект урока
или темы на листе большого формата.
2. Несколько сильных учеников получают
задание: составить опорные конспекты по
различным пройденным темам. На одном из
уроков они становятся тренерами групп.
Учащиеся ищут ошибку группой.
определённому мнению, выбирают спикера ,
который результаты передаёт учителю
или оглашает задание и результат его
решения перед классом
Пресс-конференция
Вопрос к тексту
Учащиеся составляют списки вопросов, разбившись
на группы
Учебный мозговой штурм
Цель:развитие творческого стиля мышления.
Дидактические ценности УМШ:
Это активная форма работы , дополнение и
противовес репродуктивным формам учебы
Учащиеся тренируют умение кратко
и чётко выражать свои мысли
Участники штурма учатся слушать и
слышать друг друга , учитель поощряя учащихся
способствует активизации умственной деятельности
и творческой активности учащихся
Учителю легко поддерживать трудного
ученика, обратив внимание на его идею
Наработанные решения часто дают
новые подходы к изучению темы
УМШ вызывает большой интерес учеников,
на его основе легко организовать деловую
игру
Деловые игры Внедрение деловых игр в обучение - важный фактор повышения качества образования