Формы организации познавательной деятельности учащихся в урочное время.
Формы организации познавательной деятельности учащихся в урочное время.
Развитие современной школы в Казахстане характеризуется её ориентацией на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности на всех этапах школьного образования. Переход массовой школы на базисный учебный план, создание каждым образовательным учреждением личностно-ориентированного содержания образования и внедрение различных технологий, их реализация в практике работы школы вновь делает актуальной проблему применения нетрадиционных форм и методов обучения учащихся в начальной ступени школы.
Индивидуализация и уровневая дифференциация, информатизация и интенсификация обучения с помощью разнообразных видов деятельности позволяют повысить активность ребёнка на уровне, и удовлетворить его потребность в усвоении знаний и умений. Уровень развития школьников значительно повышается, если их познавательной деятельностью постоянно, последовательно и умело руководит учитель, учитывая при этом возрастные индивидуальные особенности детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы организации познавательной деятельности учащихся в урочное время. »
Формы организации познавательной деятельности
учащихся в урочное время.
Развитие современной школы в Казахстане характеризуется её ориентацией на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности на всех этапах школьного образования. Переход массовой школы на базисный учебный план, создание каждым образовательным учреждением личностно-ориентированного содержания образования и внедрение различных технологий, их реализация в практике работы школы вновь делает актуальной проблему применения нетрадиционных форм и методов обучения учащихся в начальной ступени школы.
Индивидуализация и уровневая дифференциация, информатизация и интенсификация обучения с помощью разнообразных видов деятельности позволяют повысить активность ребёнка на уровне, и удовлетворить его потребность в усвоении знаний и умений. Уровень развития школьников значительно повышается, если их познавательной деятельностью постоянно, последовательно и умело руководит учитель, учитывая при этом возрастные индивидуальные особенности детей.
Виды уроков разнообразны, но их можно объединить в две группы:
а) классические формы уроков
б) нестандартные формы уроков
К классическим формам уроков относятся:
1. Вводный урок.
2. Урок закрепления.
3. Комбинированный урок.
4. Обобщающий урок.
5. Контрольный урок.
6. Урок самостоятельной работы.
7. Урок с использованием ТСО.
8. Тренировочный урок.
9. Урок практической работы.
К нестандартным формам уроков относятся:
1. Урок-игра.
2. Урок-путешествие.
3. Урок-сказка.
4. Урок-КВН.
5. Урок-соревнование.
6. Урок-эврика.
7. Урок-зачёт.
8. Урок-спектакль.
9. Урок-лабиринт.
10. Урок-турнир.
11. Урок-лекция.
12. Урок-диспут.
13. Урок-конференция.
14. Урок-конкурс.
15. Интегрированный урок.
16. Урок «Волшебный конверт».
17. Урок-аукцион знаний.
18. Урок-смотр знаний.
19. Урок фантазирования.
20. Урок взаимообучения.
21. Урок творчества.
22. Урок открытых мыслей.
В своей практике я применяю некоторые формы уроков из нестандартной группы и практически все виды уроков из классической группы. Также на обычных комбинированных или тренировочных уроках использую фрагменты из нестандартных форм организации учебной деятельности учащихся. Это, конечно же, работа в группах, в парах; дети много играют , повышают активность на уроках применения головоломок, загадок, пословиц и поговорок, занимательных задач, творческих заданий. Использую индивидуальную форму работы учащихся, что позволяет дифференцировать уровень знаний; фронтальную форму работы, коллективную форму работы ( её же можно назвать и работой в группах, если разделить класс хотя бы на две группы), такой вид деятельности даёт очень хорошие результаты – т.к. здесь все обучают каждого и каждый обучает всех.
Применение каждого вида работы зависит от учебного предмета и темы уроков.
Приведу несколько примеров. Все вы знаете, что игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Высоко оценил роль игры в обучении В.А.Сухомлинский.
Он писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребёнка. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающей действительности. Игра – есть искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Я провела несколько уроков в форме игры «Строим дом».
Девиз: Сегодня будем строить дом,
На радость новосёлам.
Чтоб каждый становился в нём
Счастливым и весёлым.
(Из разных геометрических фигур строим дом, на каждой фигуре сзади написано задание (этапы урока).
Игра «Почтальон».
Учитель: Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Дети (хором): Это он, это он
Ленинградский почтальон!
(На корреспонденции (открытки, письма, телеграммы) – указаны задания (этапы уроков), а на партах есть номера домов, выполнив задание – корреспонденция поступает по нужному адресату).
Игра-путешествие «Полёт в космос» идр.
Огромный воспитательный потенциал несут в себе уроки-сказки «Цветик-Семицветик» и «Доктор Айболит».
Провела также несколько интегрированных уроков:
* 4 класс: русский язык по теме «Имя прилагательное»
+ труд – аппликация из осенних листьев «Осенний хоровод».
*2 класс: русский язык по теме «Имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые»
+ ИЗО – рисование предметов (одушевлённые и неодушевлённые).
*2 класс: познание мира по теме «Термометр»
+ труд по этой теме.
*3 класс: математика + труд по теме «Нахождение площади геометрических фигур» + изготовление палетки.
* 2 класс: математика + труд «Нахождение периметра (Р) прямоугольника» + работа с бумагой (вырезаем геометрическую фигуру и находим периметр).
Стимулирует познавательную активность на уроках и работав группах или парах. В это время ребята учатся общаться, быть терпимыми друг к другу, чаще приходят на помощь товарищу. В процессе этой работы знания учащихся становятся более осознанными, более уверенными – умения, более надёжными – навыки. Эти формы работы как бы соответствуют девизу «Учись учиться», они учат ребят самостоятельной работе с учебной информацией и дают возможность поделиться полученными знаниями с другими ребятами, происходит как бы взаимообучение, обмен информацией. Использовать работу в группах или парах можно на любом этапе урока.
Я в своей практике часто использую работу в парах, иногда в группах.
Ну вот совсем недавно на уроке чтения по теме Виктора Гюго «Козетта» ребята разделились на группы по 4 человека и выполнили такое задание: новая тема, текст большой и чтобы ознакомиться с содержанием, текст разделили на 4 части, каждый ребёнок в группе прочитал про себя свою часть и перессказал содержание своим товарищам в группе.
Результат таков: ни один ребёнок не бездействовал, а работал: читал, думал, рассказывал.
Работу в парах я использую очень часто. Это, конечно же, взаимопроверка каких-либо заданий, карточек, озаглавливание текста или его части, при проверке домашнего задания (рассказывают друг другу правила, таблицу, устно иллюстрируют какие-либо эпизоды из произведений, вместе подбирают материал для реферата (по познанию мира) и т.д.
Не забываю я в своей работе и об индивидуализации учебного процесса, который чаще всего носит дифференцированный подход к решению каких-либо задач или проблем. Этой формы работы требуют прежде всего одарённые дети и группа риска (слабые дети). Здесь использую различные виды заданий: карточки, творческие работы, задания на развитие логического мышления, опережающие задания – для сильных детей и готовлю соответствующие виды заданий для слабых, чтобы помочь им достигнуть уровень знаний хотя бы на ступеньку выше, а целью конечного результата в работе со слабыми – достигнуть уровень развития основной массы класса.
И не могу не уделить внимания такому моменту активизации познавательной деятельности учащихся, как – поощрение. Это очень сильный стимул для результативной работы в начальных классах. Я его использую очень часто и прошу других учителей не забывать об этом.
Актуальные формы обучения и воспитания младших школьников.
Поиск путей повышения эффективности содержания и форм обучения школьников всегда был актуален для педагогов. Различные методы обучения повышают уровень знаний и воспитанности учащихся. Общеизвестно, что в начальной школе формируются базовые для дальнейшего обучения умения и навыки, усваиваются элементарные позитивные знания, которые в среднем и старшем звене обучения позволят в дальнейшем наращивать духовный и интеллектуальный потенциал личности ребёнка.
Итак, воспитать личность, развить необходимые младшему школьному возрасту умения и навыки, дать конкретный объём знаний согласно программному материалу – мои основные цели и задачи в работе с детьми. Для достижения этих параметров я использую различные формы и методы работы. Один из них – частично-поисковый метод. Что он даёт? Главное – самостоятельно найти нужный материал, определить суть и главную мысль задания, понять и дать свою собственную оценку происходящему событию, действию или явлению. Например: доказать правильность своего выбора или решения.
Чтение:
1. Тема: стихотворение Н. Некрасова «Саша».
Задание: Найти в тексте слова, которыми поэт передал чувство любви няни к Саше.
2. Тема: рассказ-сказка Анни Сван «Бельчонок и ёлочка».
Задание: Разделить текст на части, озаглавить каждую часть в соответствии с главной мыслью данной части, определить самые грустные и самые радостные эпизоды в этой истории.
Задание: Найти в стихотворении эпитеты и сравнения. Придумать своё сравнение бури с каким-либо действием или явлением.
4. Тема: русская народная сказка «Морозко».
Задание: 1) Из раздела «Устное народное творчество» подобрать подходящие по смыслу пословицы и поговорки к действиям и поступкам героев сказки.
2) Придумать конец сказки.
5. Тема: рассказ Э. Шима «Живые цветы»
Задание: Рассказ о птицах. Но почему автор называет их – живые цветы? Расскажите что вы узнали о птицах, готовясь к этому уроку? (описание внешнего вида, повадки синиц, щеглов, поползней, свиристелей).
6. Тема: «Имя существительное».
Задание: Упражнение 474. Прочитать текст. Выписать имена существительные. Найти в предложениях (в тексте) одинаковые существительные, заменить одно из них другим словом (синонимы).
7. К слову рука подобрать как можно больше однокоренных родственных слов из данной группы слов (рука, в руках, ручка, ручной, приручил, поручение, заручился, ручонка, рученька). Доказать правильность своего выбора. (одинаковый корень – рук – руч)
8. Сколько слогов в слове: дверь(1), иголка(3), небо(2), собирается(5), зашивали(4). Найти в учебнике правило, соответствующее данному заданию. (Правило: сколько в слове гласных, столько и слогов).
9. Из данной группы слов назвать слова, в которых буквы (е, ё, ю, я) имеют два звука (делает, юбка, подъём, маяк, дело, лягушка, любит, котёнок).
Математика:
10. Решить задачи: На уроке труда школьники вырезали 8 флажков и 6 звёзд. а) Сколько всего фигур вырезали школьники? б) Каких фигур школьники вырезали больше и на сколько? (Решить задачи. Сравнить, чем задачи схожи и чем различны?)
Ф. – 8 шт.
З. – 6 шт. ?
8 + 6 = 14 (шт.)
Ответ: всего 14 фигур.
Ф. – 8 шт.
З. – 6 шт. на ?
8 – 6 = 2 (шт.)
Ответ: на 2 флажка больше, чем звёзд.
11. Работа с геометрическим материалом:
- Как называются эти фигуры? (многоугольники)
- Определите название каждой фигуры. Объясните свой выбор.
- По каким признакам мы даём названия геометрическим фигурам?
- Дайте общее название фигурам. (четырёхугольник)
12. Отгадать ребусы, кроссворды.
13. Найти и решить примеры, результат которых будет в виде двузначного числа:
68 – 40 = 28 12 – 7 = 5 98 – 92 = 6
24 + 8 = 32 31 + 44 = 75 79 – 39 = 40
30 – 29 = 1 6 – 0 = 6 48 + 2 = 50
14. Решить «круговые» примеры:
8 + 7 = 15 10 + 6 = 16
30 – 20 = 10 9 – 9 = 0
16 – 7 = 9 15 + 15 = 30
Познание мира:
Тема: Органы растений и их значение.
Задание: Сделать гербарий цветка. Объяснить значение каждого органа растения. Пользуясь энциклопедией найти объяснение по вопросу: почему осенью листья желтеют и опадают? Почему ель не меняет окраску и не сбрасывает хвою?
Тема: Чем и как питаются животные?
Задание: Пользуясь собственными наблюдениями, рассказать чем питаются домашние животные. Сравнить жизнь домашних и диких животных.
Тема: Вода. Значение воды.
Задание по группам: 1) значение воды в жизни человека.
2) значение воды для растений.
3) значение воды в жизни животных.
Подобрать материал, пользуясь учебником и другой литературой.