kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы организации познавательной деятельности учащихся в урочное время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие современной школы в Казахстане характеризуется её ориентацией на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности на всех этапах школьного образования. Переход массовой школы на базисный учебный план, создание каждым образовательным учреждением личностно-ориентированного содержания образования и внедрение различных технологий, их реализация в практике работы школы вновь делает актуальной проблему применения нетрадиционных форм и методов обучения учащихся в начальной ступени школы.

Индивидуализация и уровневая дифференциация, информатизация и интенсификация обучения с помощью разнообразных видов деятельности позволяют повысить активность ребёнка на уровне, и удовлетворить его потребность в усвоении знаний и умений. Уровень развития школьников значительно повышается, если их познавательной деятельностью постоянно, последовательно и умело руководит учитель, учитывая при этом возрастные индивидуальные особенности детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы организации познавательной деятельности учащихся в урочное время. »

Формы организации познавательной деятельности

учащихся в урочное время.

Развитие современной школы в Казахстане характеризуется её ориентацией на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности на всех этапах школьного образования. Переход массовой школы на базисный учебный план, создание каждым образовательным учреждением личностно-ориентированного содержания образования и внедрение различных технологий, их реализация в практике работы школы вновь делает актуальной проблему применения нетрадиционных форм и методов обучения учащихся в начальной ступени школы.

Индивидуализация и уровневая дифференциация, информатизация и интенсификация обучения с помощью разнообразных видов деятельности позволяют повысить активность ребёнка на уровне, и удовлетворить его потребность в усвоении знаний и умений. Уровень развития школьников значительно повышается, если их познавательной деятельностью постоянно, последовательно и умело руководит учитель, учитывая при этом возрастные индивидуальные особенности детей.

Виды уроков разнообразны, но их можно объединить в две группы:

а) классические формы уроков

б) нестандартные формы уроков

К классическим формам уроков относятся:

1. Вводный урок.

2. Урок закрепления.

3. Комбинированный урок.

4. Обобщающий урок.

5. Контрольный урок.

6. Урок самостоятельной работы.

7. Урок с использованием ТСО.

8. Тренировочный урок.

9. Урок практической работы.





К нестандартным формам уроков относятся:

1. Урок-игра.

2. Урок-путешествие.

3. Урок-сказка.

4. Урок-КВН.

5. Урок-соревнование.

6. Урок-эврика.

7. Урок-зачёт.

8. Урок-спектакль.

9. Урок-лабиринт.

10. Урок-турнир.

11. Урок-лекция.

12. Урок-диспут.

13. Урок-конференция.

14. Урок-конкурс.

15. Интегрированный урок.

16. Урок «Волшебный конверт».

17. Урок-аукцион знаний.

18. Урок-смотр знаний.

19. Урок фантазирования.

20. Урок взаимообучения.

21. Урок творчества.

22. Урок открытых мыслей.

В своей практике я применяю некоторые формы уроков из нестандартной группы и практически все виды уроков из классической группы. Также на обычных комбинированных или тренировочных уроках использую фрагменты из нестандартных форм организации учебной деятельности учащихся. Это, конечно же, работа в группах, в парах; дети много играют , повышают активность на уроках применения головоломок, загадок, пословиц и поговорок, занимательных задач, творческих заданий. Использую индивидуальную форму работы учащихся, что позволяет дифференцировать уровень знаний; фронтальную форму работы, коллективную форму работы ( её же можно назвать и работой в группах, если разделить класс хотя бы на две группы), такой вид деятельности даёт очень хорошие результаты – т.к. здесь все обучают каждого и каждый обучает всех.

Применение каждого вида работы зависит от учебного предмета и темы уроков.

Приведу несколько примеров. Все вы знаете, что игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Высоко оценил роль игры в обучении В.А.Сухомлинский.

Он писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребёнка. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающей действительности. Игра – есть искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Я провела несколько уроков в форме игры «Строим дом».

Девиз: Сегодня будем строить дом,

На радость новосёлам.

Чтоб каждый становился в нём

Счастливым и весёлым.



(Из разных геометрических фигур строим дом, на каждой фигуре сзади написано задание (этапы урока).



Игра «Почтальон».

Учитель: Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне?

Дети (хором): Это он, это он

Ленинградский почтальон!

(На корреспонденции (открытки, письма, телеграммы) – указаны задания (этапы уроков), а на партах есть номера домов, выполнив задание – корреспонденция поступает по нужному адресату).

Игра-путешествие «Полёт в космос» и др.

Огромный воспитательный потенциал несут в себе уроки-сказки «Цветик-Семицветик» и «Доктор Айболит».

Провела также несколько интегрированных уроков:

* 4 класс: русский язык по теме «Имя прилагательное»

+ труд – аппликация из осенних листьев «Осенний хоровод».

*2 класс: русский язык по теме «Имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые»

+ ИЗО – рисование предметов (одушевлённые и неодушевлённые).

*2 класс: познание мира по теме «Термометр»

+ труд по этой теме.

*3 класс: математика + труд по теме «Нахождение площади геометрических фигур» + изготовление палетки.

* 2 класс: математика + труд «Нахождение периметра (Р) прямоугольника» + работа с бумагой (вырезаем геометрическую фигуру и находим периметр).

Стимулирует познавательную активность на уроках и работав группах или парах. В это время ребята учатся общаться, быть терпимыми друг к другу, чаще приходят на помощь товарищу. В процессе этой работы знания учащихся становятся более осознанными, более уверенными – умения, более надёжными – навыки. Эти формы работы как бы соответствуют девизу «Учись учиться», они учат ребят самостоятельной работе с учебной информацией и дают возможность поделиться полученными знаниями с другими ребятами, происходит как бы взаимообучение, обмен информацией. Использовать работу в группах или парах можно на любом этапе урока.

Я в своей практике часто использую работу в парах, иногда в группах.

Ну вот совсем недавно на уроке чтения по теме Виктора Гюго «Козетта» ребята разделились на группы по 4 человека и выполнили такое задание: новая тема, текст большой и чтобы ознакомиться с содержанием, текст разделили на 4 части, каждый ребёнок в группе прочитал про себя свою часть и перессказал содержание своим товарищам в группе.

Результат таков: ни один ребёнок не бездействовал, а работал: читал, думал, рассказывал.

Работу в парах я использую очень часто. Это, конечно же, взаимопроверка каких-либо заданий, карточек, озаглавливание текста или его части, при проверке домашнего задания (рассказывают друг другу правила, таблицу, устно иллюстрируют какие-либо эпизоды из произведений, вместе подбирают материал для реферата (по познанию мира) и т.д.

Не забываю я в своей работе и об индивидуализации учебного процесса, который чаще всего носит дифференцированный подход к решению каких-либо задач или проблем. Этой формы работы требуют прежде всего одарённые дети и группа риска (слабые дети). Здесь использую различные виды заданий: карточки, творческие работы, задания на развитие логического мышления, опережающие задания – для сильных детей и готовлю соответствующие виды заданий для слабых, чтобы помочь им достигнуть уровень знаний хотя бы на ступеньку выше, а целью конечного результата в работе со слабыми – достигнуть уровень развития основной массы класса.

И не могу не уделить внимания такому моменту активизации познавательной деятельности учащихся, как – поощрение. Это очень сильный стимул для результативной работы в начальных классах. Я его использую очень часто и прошу других учителей не забывать об этом.



Актуальные формы обучения и воспитания младших школьников.

Поиск путей повышения эффективности содержания и форм обучения школьников всегда был актуален для педагогов. Различные методы обучения повышают уровень знаний и воспитанности учащихся. Общеизвестно, что в начальной школе формируются базовые для дальнейшего обучения умения и навыки, усваиваются элементарные позитивные знания, которые в среднем и старшем звене обучения позволят в дальнейшем наращивать духовный и интеллектуальный потенциал личности ребёнка.

Итак, воспитать личность, развить необходимые младшему школьному возрасту умения и навыки, дать конкретный объём знаний согласно программному материалу – мои основные цели и задачи в работе с детьми. Для достижения этих параметров я использую различные формы и методы работы. Один из них – частично-поисковый метод. Что он даёт? Главное – самостоятельно найти нужный материал, определить суть и главную мысль задания, понять и дать свою собственную оценку происходящему событию, действию или явлению. Например: доказать правильность своего выбора или решения.

Чтение:

1. Тема: стихотворение Н. Некрасова «Саша».

Задание: Найти в тексте слова, которыми поэт передал чувство любви няни к Саше.

2. Тема: рассказ-сказка Анни Сван «Бельчонок и ёлочка».

Задание: Разделить текст на части, озаглавить каждую часть в соответствии с главной мыслью данной части, определить самые грустные и самые радостные эпизоды в этой истории.

3. Тема: стихотворение А.С. Пушкина «Буря мглою небо кроет…»

Задание: Найти в стихотворении эпитеты и сравнения. Придумать своё сравнение бури с каким-либо действием или явлением.

4. Тема: русская народная сказка «Морозко».

Задание: 1) Из раздела «Устное народное творчество» подобрать подходящие по смыслу пословицы и поговорки к действиям и поступкам героев сказки.

2) Придумать конец сказки.

5. Тема: рассказ Э. Шима «Живые цветы»

Задание: Рассказ о птицах. Но почему автор называет их – живые цветы? Расскажите что вы узнали о птицах, готовясь к этому уроку? (описание внешнего вида, повадки синиц, щеглов, поползней, свиристелей).

6. Тема: «Имя существительное».

Задание: Упражнение 474. Прочитать текст. Выписать имена существительные. Найти в предложениях (в тексте) одинаковые существительные, заменить одно из них другим словом (синонимы).

7. К слову рука подобрать как можно больше однокоренных родственных слов из данной группы слов (рука, в руках, ручка, ручной, приручил, поручение, заручился, ручонка, рученька). Доказать правильность своего выбора. (одинаковый корень – рук – руч)

8. Сколько слогов в слове: дверь(1), иголка(3), небо(2), собирается(5), зашивали(4). Найти в учебнике правило, соответствующее данному заданию. (Правило: сколько в слове гласных, столько и слогов).

9. Из данной группы слов назвать слова, в которых буквы (е, ё, ю, я) имеют два звука (делает, юбка, подъём, маяк, дело, лягушка, любит, котёнок).

Математика:

10. Решить задачи: На уроке труда школьники вырезали 8 флажков и 6 звёзд. а) Сколько всего фигур вырезали школьники? б) Каких фигур школьники вырезали больше и на сколько? (Решить задачи. Сравнить, чем задачи схожи и чем различны?)

Ф. – 8 шт.

З. – 6 шт. ?

8 + 6 = 14 (шт.)

Ответ: всего 14 фигур.



Ф. – 8 шт.

З. – 6 шт. на ?

8 – 6 = 2 (шт.)

Ответ: на 2 флажка больше, чем звёзд.

11. Работа с геометрическим материалом:





- Как называются эти фигуры? (многоугольники)

- Определите название каждой фигуры. Объясните свой выбор.

- По каким признакам мы даём названия геометрическим фигурам?

- Дайте общее название фигурам. (четырёхугольник)

12. Отгадать ребусы, кроссворды.

13. Найти и решить примеры, результат которых будет в виде двузначного числа:

68 – 40 = 28 12 – 7 = 5 98 – 92 = 6

24 + 8 = 32 31 + 44 = 75 79 – 39 = 40

30 – 29 = 1 6 – 0 = 6 48 + 2 = 50

14. Решить «круговые» примеры:

8 + 7 = 15 10 + 6 = 16

30 – 20 = 10 9 – 9 = 0

16 – 7 = 9 15 + 15 = 30

Познание мира:

Тема: Органы растений и их значение.

Задание: Сделать гербарий цветка. Объяснить значение каждого органа растения. Пользуясь энциклопедией найти объяснение по вопросу: почему осенью листья желтеют и опадают? Почему ель не меняет окраску и не сбрасывает хвою?

Тема: Чем и как питаются животные?

Задание: Пользуясь собственными наблюдениями, рассказать чем питаются домашние животные. Сравнить жизнь домашних и диких животных.

Тема: Вода. Значение воды.

Задание по группам: 1) значение воды в жизни человека.

2) значение воды для растений.

3) значение воды в жизни животных.

Подобрать материал, пользуясь учебником и другой литературой.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формы организации познавательной деятельности учащихся в урочное время.

Автор: Шарыпова Надежда Владимировна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197148

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(77) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "169226"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423389129"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Методическая рекомендация "Организация проектной деятельности учащихся по русскому языку как одна из активных форм обучения" "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskaia-riekomiendatsiia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-po-russkomu-iazyku-kak-odna-iz-aktivnykh-form-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426515067"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(80) "orghanizatsiia_proiektnoi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_s_ispol_zovaniiem_ikt_n"
    ["file_id"] => string(6) "351280"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477140957"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства