kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, как форма организации познавательной деятельности учащихся».

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, как форма организации познавательной деятельности учащихся».

Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета.… «особая задача обучения детей-инвалидов – создание безбарьерной школьной среды … »  говорил ещё в 2011году Дмитрий Анатоьевич Медведев.
Из послания Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному собранию РФ (2011 год)
В каждой школе существует специфическая группа учащихся:
-  дети, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу;
-  дети-инвалиды с ограниченными возможностями передвижения.
Эти дети требуют индивидуального подхода к себе в процессе обучения. Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов  и выступает  система дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (ДО) – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий.
На мой взгляд, это одно из эффективных средств организации образования детей - инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, как форма организации познавательной деятельности учащихся». »

8



«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, как форма организации познавательной деятельности учащихся».


Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета.… «особая задача обучения детей-инвалидов – создание безбарьерной школьной среды … » говорил ещё в 2011году Дмитрий Анатоьевич Медведев.

Из послания Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному собранию РФ (2011 год)

В каждой школе существует специфическая группа учащихся:
-  дети, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать
школу;
-  дети-инвалиды с ограниченными возможностями передвижения.
Эти дети требуют
индивидуального подхода к себе в процессе обучения. Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов и выступает система дистанционного обучения.

Дистанционное обучение (ДО) взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий.

На мой взгляд, это одно из эффективных средств организации образования детей - инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому. 

 С 1 января 2011 года МОУ «Дашковская СОШ» вступила в проект по реализации программы «Развитие дистанционного образования детей- инвалидов». В школе оборудован кабинет дистанционного обучения, в котором находится 8 рабочих мест для учителей.

Успешное использование информационных технологий в образовательном процессе, позволило освоить новое для меня направление - дистанционное обучение.

Стаж работы как педагога 25 лет, а как дистанционного учителя уже 3 года, С 1 сентября 2013 года провожу занятия в дистанционном режиме через программы для он-лайн взаимодействия (чаты,  Skype и др.) с использованием различных ресурсов с ребёнком 3 г класса ( имя, фамилия не указываю), который в силу родовой травмы остался инвалидом и имеет ряд противопоказаний для обучения в массовой школе.

Дистанционное обучение позволяет использовать разнообразные формы подачи учебных материалов:

1.дидактический материал (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы)

2.наглядный материал (рисунки, картинки, фильмы, презентации)

3.печатные материалы

4.видеоматериалы

5.аудиоматериалы

6.мониторинги ( проверочные тесты, контрольные задания, карточки)

Всё это необходимо для построения урока, особенно дистанционного. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-десяти лет является игровая, я убедилась, что использование ЦОРов в дистанционном обучении – это необходимость.

Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс».

То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме ( если говорить проще, то это любой цифровой содержательный объект, предназначенный для образовательных целей , соответствующей той ил иной учебной теме или программе).

То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, тест, интерактивную модель и т.д.

Хочу остановиться на тех ЦОРах, которые использую в дистанционном обучении:

1.Презентации, которые дают уроку привлекательность своим разнообразием.

Презентация -  это представление чего-либо нового,  она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок  не только воспринимает информацию, но и  запоминает, когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица. 

На уроке остается больше времени на практические задания, будь это проверка или усвоение новых знаний , ребенок учится навыкам контроля и самоконтроля.

2.Тренажёры . В зависимости от целей конкретного урока «Тренажер» можно использовать по-разному. 

Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели обучения..

3.Flash-анимация на уроках  – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала.

Flash — анимация используется в качестве наглядного материала на уроке, повышая мотивацию ученика, давая ему возможность провести самостоятельные действия  с материалом на экране.

В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации почти по всем предметам.

4.Тест (от английского слова test - проверка,  задание)  -  это  система заданий, позволяющая измерить  уровень  усвоения  знаний,  степень  развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.

5.Электронное учебное пособие.

В законченном виде это учебное пособие можно будет использовать как на уроках, так и для самостоятельной подготовки учащихся дома.

6. Видеоуроки.

В свободном доступе в сети интернет.

Где же можно взять все эти материалы?

Еще в 2010 году на заседании Организационного комитета по проведению в Российской Федерации года Учителя В.В.Путин говорил, что“следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов - словом, всего того, что формирует профессиональную среду...”. Поэтому, сейчас нет недостатка в ЦОРах и не использовать их, было бы большой ошибкой.

Я предлагаю вашему вниманию ЦОРЫ, которые использую на дистанционных уроках.


1.http://www.vschool.km.ru

nachalka.info

 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Уроки Кирилла и Мефодия представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов .На слайдах размещаются текстовые и/или информационные объекты: рисунки, анимации, интерактивные элементы и др.Преимущество слайдовой структуры представления учебного материала заключается в возможности отобрать из серии слайдов нужные для урока, без необходимости показывать все интерактивы, входящие в серию.

2.http://interneturok.ru/ 


Это школьные видеоуроки, находящиеся в свободном доступе


в сети Интернет.

Сейчас на сайте около 4000 видеоуроков и 2000 конспектов к ним. Видеоуроки находятся в свободном доступе.

Здесь вы найдете видеоуроки, тесты, презентации, поурочные планы и  прочие полезные материалы для учителей начальных классов и не только.

3.videouroki.net

Этот сайт посвящен изучению и преподаванию в начальных классах. Здесь вы найдете много полезного материала для работы учителя .Это видеоуроки, готовые тесты, презентации, сценарии уроков, планирование по по начальным классам и много другого полезного материала.  Так же вы можете опубликовать свои разработки уроков по начальным классам и получить свидетельство о публикации. Здесь вы можете зарегистрироваться в рассылке новых видеоуроков по начальным классам и регулярно получать ссылки для их скачивания на свой емайл.

 4.http://school-collection.edu.ru/catalog


Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция) было создано в период 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация системы образования" (ИСО).

В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции.

5. prodlenka.org

Это готовые тесты, презентации, сценарии уроков, планирование по начальным классам и много другого полезного материала.  Так же вы можете опубликовать свои разработки уроков по начальным классам и получить свидетельство о публикации.

Вы можете находиться в ограниченном (требует регистрации в обучающей среде)и неограниченном(учебные материалы находятся в свободном доступе) доступе к ЦОРам. Все материалы в зоне доступа .

6. Нельзя ни отметить и электронные приложения к учебникам.

Электронное приложение является интерактивным мультимедийным компонентом УМК «Школа России». Приложение может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома. Все уроки сгруппированы по разделам. Каждый урок состоит из трёх экранов: информационного и двух экранов с упражнениями для закрепления пройденного материала.
Отдельный раздел приложения включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.

biblioteka7.html book/hachalka ПЕДСОВЕТ http://pedsovet.su/

Основная нагрузка при разработке уроков ложится , как и всегда , на учителя. Он должен учесть все особенности ученика и с помощью тщательно продуманных методов и приемов обучения вовлечь ребёнка в образовательную среду. И как говорил М.Горький , надо учиться у всех, не подражая никому. Поэтому, сейчас, исходя из своего педагогического опыта, я хотела бы представить свой алгоритм конструирования дистанционного урока.

С чего я начинаю?

1.Определить тему. ( см.планирование)

2.Определить тип дистанционного урока ( изучение новой темы, повторение, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверка и т.д.)

3.Цель урока ( относительно ученика, учителя, совместной деятельности).

4.Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного урока( он-лайн, оф-лайн ит.д.)

5.Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов ( скайп, почта и т.д.)

6. Выбор формы предъявления учебных элементов ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.).

7.Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.

8. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, CD-ROM и др.

9.Разработка контрольных заданий или тестов .

10.Подготовка подробного сценария дистанционного урока ( технологическая карта).

12.  Опытная эксплуатация урока .Тестирование урока,.в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.

13. Модернизация урока по результатам опытной эксплуатации.

14. Проведение урока.

15. Анализ урока. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников так и дистанционного учителя.

При подготовки к уроку я четко стараюсь следовать его структуре . Так как урок делится на четкие временные отрезки ( этапы), я пытаюсь спланировать урок так, чтобы в каждом этапе стояла четкая цель для ученика. Эта цель должна мобилизировать учащегося, стимулировать процесс учения, т.е. ученик , проще говоря, должен чётко знать и понимать, что от него требует учитель.

Учитывая выше сказанное я готовлю сценарий урока. Он может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.


( Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся ).


Технологическая карта должна зафиксировать не только вид деятельности учителя и ученика на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Проанализировав достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками коллегами , я пришла к выводу, что определенной формы карты пока не существует.

Карты отличаются по количеству и структуре разделов в зависимости от хода урока.

Однажды, заглянув в журнал «Управление начальной школой» №12 /2011 год, я увидела очень интересную технологичную карту, которая, мне кажется, подходит для дистанционных уроков и не только.

Её разрабатывали

Ирина Михайловна Логвинова, канд. пед. наук, замдиректора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования

Галина Леонидовна Копотева, канд. пед. наук, зав. лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования.


Действительно, готовиться к урокам необходимо. Это понимает каждый учитель. Показатель эффективности такой работы – хорошо проведённый урок, реальные результаты обучающихся.

Как будет выглядеть на бумаге процесс его подготовки: план-конспект, технологическая карта, развернутый или краткий план – это уже вторично.

Технологическая карта должна стать помощником, а не лишней, ненужной нагрузкой для учителя. Она должна быть компактной. И написание технологических карт не должно занимать все время , не оставляя времени на качественную подготовку к уроку ..

Технологическая карта должна создаваться не для проверяющих, а для продуктивной работы учителя.




Деятельность

учителя

Время

(мин)


ЦОР

Деятельность обучающегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы

действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы

действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы

действия


1 этап










2 этап












Технологическая карта примерного дистанционного урока ( см.приложение)




Если оглянуться на свою работу в области дистанционного образования, могу выделить некоторые трудности в работе:

– недостаточное владение компьютером учащихся и их родителей

– методические особенности при подготовке;

– техническая сторона преподавания;

– психологические особенности детей.

- утомляемость учащихся.

- отсутствие у детей достаточного общения с одноклассниками

Заключение

Каждый ребенок имеет право на образование. Каждый ребенок хотел бы посещать детский сад, а затем школу, однако сегодня не все дети имеют такую возможность. Хочется верить, что дистанционное образование – именно тот путь, который позволит каждому ребенку получать необходимое образование.









 





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рудзис Галина Сергеевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104338

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства