Доклад "«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, как форма организации познавательной деятельности учащихся».
Доклад "«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, как форма организации познавательной деятельности учащихся».
~~«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, как форма организации познавательной деятельности учащихся».
Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета.… «особая задача обучения детей-инвалидов – создание безбарьерной школьной среды … » говорил ещё в 2011году Дмитрий Анатоьевич Медведев.
Из послания Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному собранию РФ (2011 год)
В каждой школе существует специфическая группа учащихся:
- дети, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу;
- дети-инвалиды с ограниченными возможностями передвижения.
Эти дети требуют индивидуального подхода к себе в процессе обучения. Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов и выступает система дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (ДО) – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий.
На мой взгляд, это одно из эффективных средств организации образования детей - инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, как форма организации познавательной деятельности учащихся». »
8
«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, как форма организациипознавательной деятельности учащихся».
Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета.… «особая задача обучения детей-инвалидов – создание безбарьерной школьной среды … » говорил ещё в 2011году Дмитрий Анатоьевич Медведев.
Из послания Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному собранию РФ (2011 год)
В каждой школесуществует специфическая группа учащихся: - дети, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу; - дети-инвалиды с ограниченными возможностями передвижения. Эти дети требуют индивидуального подхода к себе в процессе обучения. Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды для больных детей и детей-инвалидов и выступает система дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (ДО) – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий.
На мой взгляд, это одно из эффективных средств организации образования детей - инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому.
С 1 января 2011 года МОУ «Дашковская СОШ» вступила в проект по реализации программы «Развитие дистанционного образования детей- инвалидов». В школе оборудован кабинет дистанционного обучения, в котором находится 8 рабочих мест для учителей.
Успешное использование информационных технологий в образовательном процессе, позволило освоить новое для меня направление - дистанционное обучение.
Стаж работы как педагога 25 лет, а как дистанционного учителя уже 3 года, С 1 сентября 2013 года провожу занятия в дистанционном режиме через программы для он-лайн взаимодействия (чаты, Skype и др.) с использованием различных ресурсов с ребёнком 3 г класса ( имя, фамилия не указываю), который в силу родовой травмы остался инвалидом и имеет ряд противопоказаний для обучения в массовой школе.
Дистанционное обучение позволяет использовать разнообразные формы подачи учебных материалов:
1.дидактический материал (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы)
2.наглядный материал (рисунки, картинки, фильмы, презентации)
Всё это необходимо для построения урока, особенно дистанционного. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-десяти лет является игровая, я убедилась, что использование ЦОРов в дистанционном обучении – это необходимость.
Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс».
То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме ( если говорить проще, то это любой цифровой содержательный объект, предназначенный для образовательных целей , соответствующей той ил иной учебной теме или программе).
То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, тест, интерактивную модель и т.д.
Хочу остановиться на тех ЦОРах, которые использую в дистанционном обучении:
1.Презентации, которые дают уроку привлекательность своим разнообразием.
Презентация - это представление чего-либо нового, она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок не только воспринимает информацию, но и запоминает, когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица.
На уроке остается больше времени на практические задания, будь это проверка или усвоение новых знаний , ребенок учится навыкам контроля и самоконтроля.
2.Тренажёры . В зависимости от целей конкретного урока «Тренажер» можно использовать по-разному.
Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели обучения..
3.Flash-анимация на уроках – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала.
Flash — анимация используется в качестве наглядного материала на уроке, повышая мотивацию ученика, давая ему возможность провести самостоятельные действия с материалом на экране.
В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации почти по всем предметам.
4.Тест (от английского слова test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.
5.Электронное учебное пособие.
В законченном виде это учебное пособие можно будет использовать как на уроках, так и для самостоятельной подготовки учащихся дома.
6. Видеоуроки.
В свободном доступе в сети интернет.
Где же можно взять все эти материалы?
Еще в 2010 году на заседании Организационного комитета по проведению в Российской Федерации года Учителя В.В.Путин говорил, что“следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов - словом, всего того, что формирует профессиональную среду...”. Поэтому, сейчас нет недостатка в ЦОРах и не использовать их, было бы большой ошибкой.
Я предлагаю вашему вниманию ЦОРЫ, которые использую на дистанционных уроках.
1.http://www.vschool.km.ru
nachalka.info
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
Уроки Кирилла и Мефодия представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов .На слайдах размещаются текстовые и/или информационные объекты: рисунки, анимации, интерактивные элементы и др.Преимущество слайдовой структуры представления учебного материала заключается в возможности отобрать из серии слайдов нужные для урока, без необходимости показывать все интерактивы, входящие в серию.
2.http://interneturok.ru/
Это школьные видеоуроки, находящиеся в свободном доступе
в сети Интернет.
Сейчас на сайте около 4000 видеоуроков и 2000 конспектов к ним. Видеоуроки находятся в свободном доступе.
Здесь вы найдете видеоуроки, тесты, презентации, поурочные планы и прочие полезные материалы для учителей начальных классов и не только.
3.videouroki.net
Этот сайт посвящен изучению и преподаванию в начальных классах. Здесь вы найдете много полезного материала для работы учителя .Это видеоуроки, готовые тесты, презентации, сценарии уроков, планирование по по начальным классам и много другого полезного материала. Так же вы можете опубликовать свои разработки уроков по начальным классам и получить свидетельство о публикации. Здесь вы можете зарегистрироваться в рассылке новых видеоуроков по начальным классам и регулярно получать ссылки для их скачивания на свой емайл.
4.http://school-collection.edu.ru/catalog
Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов(Коллекция) было создано в период 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация системы образования" (ИСО).
В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции.
5. prodlenka.org
Это готовые тесты, презентации, сценарии уроков, планирование по начальным классам и много другого полезного материала. Так же вы можете опубликовать свои разработки уроков по начальным классам и получить свидетельство о публикации.
Вы можете находиться в ограниченном (требует регистрации в обучающей среде)и неограниченном(учебные материалы находятся в свободном доступе) доступе к ЦОРам. Все материалы в зоне доступа .
6. Нельзя ни отметить и электронные приложения к учебникам.
Электронное приложение является интерактивным мультимедийным компонентом УМК «Школа России». Приложение может использоваться для совместной с учителем работы учащихся в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома. Все уроки сгруппированы по разделам. Каждый урок состоит из трёх экранов: информационного и двух экранов с упражнениями для закрепления пройденного материала. Отдельный раздел приложения включает итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.
Основная нагрузка при разработке уроков ложится , как и всегда , на учителя. Он должен учесть все особенности ученика и с помощью тщательно продуманных методов и приемов обучения вовлечь ребёнка в образовательную среду. И как говорил М.Горький , надо учиться у всех, не подражая никому. Поэтому, сейчас, исходя из своего педагогического опыта, я хотела бы представить свой алгоритм конструирования дистанционного урока.
С чего я начинаю?
1.Определить тему. ( см.планирование)
2.Определить тип дистанционного урока ( изучение новой темы, повторение, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверка и т.д.)
3.Цель урока ( относительно ученика, учителя, совместной деятельности).
4.Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного урока( он-лайн, оф-лайн ит.д.)
5.Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов ( скайп, почта и т.д.)
6. Выбор формы предъявления учебных элементов ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.).
7.Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
8. Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, CD-ROM и др.
12. Опытная эксплуатация урока .Тестирование урока,.в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.
13. Модернизация урока по результатам опытной эксплуатации.
14. Проведение урока.
15. Анализ урока. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников так и дистанционного учителя.
При подготовки к уроку я четко стараюсь следовать его структуре . Так как урок делится на четкие временные отрезки ( этапы), я пытаюсь спланировать урок так, чтобы в каждом этапе стояла четкая цель для ученика. Эта цель должна мобилизировать учащегося, стимулировать процесс учения, т.е. ученик , проще говоря, должен чётко знать и понимать, что от него требует учитель.
Учитывая выше сказанное я готовлю сценарий урока. Он может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.
( Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся ).
Технологическая карта должна зафиксировать не только вид деятельности учителя и ученика на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Проанализировав достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками коллегами , я пришла к выводу, что определенной формы карты пока не существует.
Карты отличаются по количеству и структуре разделов в зависимости от хода урока.
Однажды, заглянув в журнал «Управление начальной школой» №12 /2011 год, я увидела очень интересную технологичную карту, которая, мне кажется, подходит для дистанционных уроков и не только.
Её разрабатывали
Ирина Михайловна Логвинова, канд. пед. наук, замдиректора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования
Галина Леонидовна Копотева, канд. пед. наук, зав. лабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования.
Действительно, готовиться к урокам необходимо. Это понимает каждый учитель. Показатель эффективности такой работы – хорошо проведённый урок, реальные результаты обучающихся.
Как будет выглядеть на бумаге процесс его подготовки: план-конспект, технологическая карта, развернутый или краткий план – это уже вторично.
Технологическая карта должна стать помощником, а не лишней, ненужной нагрузкой для учителя. Она должна быть компактной.И написание технологических карт не должно занимать все время , не оставляя времени на качественную подготовку к уроку ..
Технологическая карта должна создаваться не для проверяющих, а для продуктивной работы учителя.
Если оглянуться на свою работу в области дистанционного образования, могу выделить некоторые трудности в работе:
– недостаточное владение компьютером учащихся и их родителей
– методические особенности при подготовке;
– техническая сторона преподавания;
– психологические особенности детей.
- утомляемость учащихся.
- отсутствие у детей достаточного общения с одноклассниками
Заключение
Каждый ребенок имеет право на образование. Каждый ребенок хотел бы посещать детский сад, а затем школу, однако сегодня не все дети имеют такую возможность. Хочется верить, что дистанционное образование – именно тот путь, который позволит каждому ребенку получать необходимое образование.