Формирование УУД на уроках литературного чтения 
Семагина Галина Михайловна 
учитель начальных классов 
МБОУ «СОШ№2 имени Г.В.Кравченко» 
г.Вуктыл 
2017г 
     
 
Универсальные учебные действия 
В широком значении   -умение учиться. 
Способность к саморазвитию путём сознательного 
 и активного присвоения нового социального опыта. 
В более узком значении   -совокупность способов 
действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное 
усвоение новых знаний, формирование умений. 
     
 
 Виды УУД 
Личностные  (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) 
Коммуникативные  (продуктивное взаимодействие и сотрудничество) Регулятивные  (умение регулировать учебную деятельность:  планировать, делать прогноз, контролировать, 
 корректировать, оценивать) 
Познавательные  (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) 
     
 
Формирование УУД на уроках 
Математика- познавательные, регулятивные. 
Русский язык- познавательные, коммуникативные, 
Регулятивные. 
Литературное чтение -личностные ,коммуникативные, 
познавательные ,регулятивные. 
Окружающий мир- коммуникативные, познавательные, 
личностные, регулятивные. 
     
 
Книга-сильнейшее воздействие на человека 
 
     
 
Личностные УУД на уроках чтения 
умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;  2) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 
3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 
     
 
Регулятивные УУД 
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 
2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 
3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 
4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 
     
 
Познавательные УУД 
1 ) умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 
2) умение представлять информацию в виде схемы; 
3) умение выявлять сущность, особенности объектов; 
4) умение на основе анализа объектов делать выводы; 
5) умение обобщать и классифицировать по признакам; 
6) умение ориентироваться на развороте учебника; 
7) умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; 
     
 
Коммуникативные УУД 
1) умение слушать и понимать других; 
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 
3) умение оформлять свои мысли в устной форме; 
4) умение работать в паре, в группах. 
     
 
Отзыв на прочитанную книгу  
Оценивать поступки людей, жизненнные ситуации с точки зрения общепринятых норм  Оценивать конкретные поступки, как хорошие или плохие  Понимать эмоции других людей, сочувствовать, переживать  Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений  
     
 
План отзыва на прочитанную книгу  
1.Автор,название произведения 
2.О чём рассказывается в этом произведении? 
3.Главные герои. 
4.Кто из героев больше понравился и почему? 
5.Что запомнилось больше всего и почему? 
6.О чём заставила задуматься эта книга? 
     
 
Этапы работы 
1.Коллективно 
2.Самостоятельно с консультацией учителя 
3.Самостоятельно в классе 
4.В качестве домашнего задания 
5.В парах 
     
 
Трудности  
 
Определить тему  Выделить главную мысль  Обосновать ,чем понравился герой  Построить связный рассказ о прочитанной книге  
     
 
Отзыв 
На заключительном этапе работы над произведением 
Отбор произведений для написания отзыва 
На обобщающем уроке отзыв на любое произведение 
Защита отзыва перед классом 
Выбор лучшего отзыва 
     
 
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка   
 
Прочитав сказку, я задумалась о том,  
 что надо всегда слушать взрослых  
 и помогать тем, кто попал в беду.  
Эта книга заставила задуматься о том,  
что нужно слушаться старших,  
помогать людям, не приносить зла  
Сказка заставляет задуматься, что  
нужно слушаться старших и что добро  
побеждает зло.  
Надо слушаться старших, чтобы не попасть в беду.  
 
     
 
Сказка о храбром зайце….. 
Это сказка про хвастливого зайца  
Сказка о том, как заяц хвастался  
что ничего не боится, а когда пришёл волк, он испугался.  
О том, что заяц хотел казаться храбрым, а на самом деле был трусливым.  
     
 
К.Паустовский «Растрёпанный воробей» 
Мне больше запомнилось, как воробьи дрались с воронами.  
Больше всего мне запомнилось, как воробей Пашка ворвался в зрительный зал театра и на лету  
бросил в руки Машиной маме хрустальный букетик.  
Мне запомнилось ,как мама танцевала Золушку. 
Как Пашка влетел в театр и отдал маме букет.  
Мне запомнилось, как Пашка отобрал стеклянный букетик у вороны и вернул его маме. 
     
 
Н.Куратова «Нинка-крючинка» 
Мне из героев понравилась Нинка. Она такая смешная.  
Вместо рыбы поймала саму себя крючком за платье.  
 И ещё хотела поймать рыбу без наживки.  
Мне понравился Нинка. Когда она  
зацепила себя крючком за платье,  
было смешно.  
Нинка мне понравилась тем, что она весёлая .  
Она ещё маленькая, поэтому рассуждает смешно.  
     
 
Раздел «Люби живое».Обобщение. 
     
 
     
 
     
 
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя. 
Огромный потенциал урока должен быть 
 использован учителем для воспитания учащихся . 
 
     
 
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ