Просмотр содержимого документа
«Формирование типа правильной читательской деятельности»
Формирование типа правильной читательской деятельности
Автор:
Никитина Людмила Николаевна
Технология формирования типа правильнойчитательской деятельности
Это «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг(до чтения, в процессе чтения и после чтения)»
Формирование личностного и ценностного отношения к чтению
Цель технологии :
Формирование личностного и ценностного отношения к чтению
Описание технологии
1 этап :Работа с текстом до чтения (5-10 мин.)
2 этап:Работа с текстом во время чтения (15-20 мин.)
3 этап:Работа с текстом после чтения (10-15 мин.)
Описание технологии
1 этап:Работа с текстом до чтения
Содержание: - развитие антиципации
- появление целей урока
Деятельность педагога:
Деятельность детей:
1. Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом.
2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе
1. Самостоятельное определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
2. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению прочитанного.
2 этап:Работа с текстом во время чтения
Содержание: - первичное чтение текста
- перечитывание текста
- беседа по содержанию
Деятельность детей:
1. Самостоятельное чтение, слежение или слушание. Проверка своих предположений
2. Ответы на вопросы учителя с опорой на текст, аргументация своей точки зрения.
Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.
3. Развернутые и краткие ответы, элементы пересказа, выразительного чтения. Определение темы текста.
Деятельность педагога:
1. Выбор вида первичного чтения; выбор способа выявления первичного восприятия
2. Целевое обоснование этапа. Организация «вдумчивого» чтения. Постановка вопросов разной направленности. Краткий попутный комментарий текста. Деление текста на смысловые части. Возможно попутное составление плана, работа над пересказом, выполнение заданий в учебной тетради.
3. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста. Обработка его выразительного чтения. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
3 этап:Работа с текстом после чтения
Содержание: - концептуальная беседа по тексту
- знакомство с писателем
- работа с заглавием, иллюстрациями
- творческие задания
Деятельность педагога:
1. Постановка концептуального вопроса к тексту. Организация дискуссии. Подведение учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формирование основной идеи текста, его концепта (совокупности смысла).
2. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Организация обсуждения смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
4. Выбор творческого задания. Дифференциация заданий.
Деятельность детей:
1. Участие в дискуссии. Выделение основной идеи текста.
2. Характеристика личности писателя на основании прочитанного. Корректировка своих первоначальных представлений о писателе.
3. Определение «характера» заглавия. Соотнесение текста с иллюстрациями.
4. Выполнение творческого задания.
Достоинства технологии
применима самостоятельно вне урока
возрастосообразна и доступна
ориентирована на развитие личности читателя
развивает умение прогнозировать результаты чтения
способствует достижению понимания на уровне смысла