ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)
Исследовательская работа учителя начаьных классов "Опыт реализации технологии формирования типа правильной читательской деятельности (Ос "Школа 2100"). Моя исследовательская работа посвящена проблемам формирования правильного типа читательской деятельности, воспитаничитательского интереса у детей младшего школьного возраста. Актуальность исследования данной проблемы определяется тем, что формирование правильного типа читательской деятельности способствует появлению у детей читательского интереса, а именно от наличия этого качества (читательского интереса) во многом зависит дальнейшая успешность ребенка в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») »
Опыт реализации технологии формирования типа правильной читательской деятельности (Образовательная система «Школа 2100»)
"Если в начальной школе дети
мало читали, мало мыслили,
у них складывалась
структура малодеятельного мозга"
В.А. Сухомлинский
Введение
Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.
Моя исследовательская работа посвящена проблемам формированияправильного типа читательской деятельности, воспитанию читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
Актуальность исследования данной проблемы определяется тем, что формированиеправильного типа читательской деятельности способствует появлению у детей читательского интереса, а именно от наличия этого качества (читательского интереса) во многом зависит дальнейшая успешность ребенка в жизни.
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность методических приёмов формирования правильного типа читательской деятельности учащихся начальных классов.
Объект исследования: процесс формирования ребенка-читателя в условиях специально организованного обучения.
Предмет исследования: педагогические условия формирования правильного типа читательской деятельности учащихся начальных классов.
Гипотеза исследования: процесс формирование правильного типа читательской деятельности учащихся начальных классов будет эффективным, если разработана технология формирования правильного типа читательской деятельности; данная технология включена в систему начального образования; в процессе обучения используются личностно-ориентированные технологии; осуществляется диагностика уровня читательской деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1. Определить содержание технологии формирования правильного типа читательской деятельности;
2. Выявить возможности осуществления данной технологии в процессе специально организованного обучения.
3. Разработать диагностику читательской деятельности учащихся начальных классов.
4.. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования правильного типа читательской деятельности младших школьников
Теоретической базой исследования послужило комплексное применение положений современной педагогики и психологии, разработанных такими выдающимися деятелями педагогического труда, как Л.С. Выгодским, В.А. Сухомлинским, К.Д. Ушинским, С.И. Варюхиной, А.В. Мудрик, А.Н. Леонтием ,работ авторов программ литературного чтения Образовательной системы «Школа 2100» Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; диагностические методы (тестирование, анкетирование, опрос); праксиметрические (анализ продуктов деятельности); методы статистической обработки данных и графического изображения результатов.
Понятийный аппарат исследования. формирование правильного типа читательской деятельности понимается как процесс создания педагогических условий, обеспечивающих постоянное развитие личности как субъекта учебной деятельности соответствии с его интересами, склонностями, способностями. В технологии типа правильной читательской деятельности комментированное чтение и диалог с автором через текст заявлены в качестве основных приёмов обучения.
Базой опытно-экспериментальной работы являлась общеобразовательная школа №1города Новоузенска Саратовской области. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе 1 «в» класса,работающего по ОС «Школа 2100» в течение 4 –х лет.
Практическая ценность работы заключается в том, что материал, отраженный в данной исследовательской работе, может быть использован в образовательных учреждениях при выработке у детей навыков работы с литературным произведением.
Принципиальным для нас становится понимание того, что для современного человека главное - не отдельные знания, а умения ими пользоваться и что необходимо не зубрить и искать готовые ответы, а учиться самостоятельно открывать новое.
Изменение приоритета целей начального образования затрагивает сущность всего учебно – воспитательного процесса, все его составляющие – не только содержание, но и средства обучения, методы и формы организации процесса обучения. Учителя используют методы, которые обеспечивают:
• активное участие самого ученика в поисковой учебно – познавательной деятельности, организованной на основе внутренней мотивации;
• организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;
• обеспечение диалогического общения между учителем и учениками, между учащимися в процессе добывания знаний.
Авторами сформулированы принципы обучения Образовательной системы «Школа 2100».
1. Личностно ориентированные принципы:
• принцип адаптивности («Стремиться, с одной стороны, максимально адаптироваться учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды» - Е.А.Ямбург. Школа для всех. Адаптивная модель .М., 1996)
• Принцип развития («Человеческая личность в процессе воспитания должна быть не орудием для посторонних целей, но и не самоцелью» П.П.Блонский)
• принцип психологической комфортности («Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит») Б.Слуцкий)
2. Культурно – ориентированные принципы:
• Принцип образа мира («Предмет познания ребёнка – вся окружающая его действительность как нечто целое» П.П.Блонский)
• Принцип целостности содержания образования (интегрирование курсов и предметов)
• Принцип систематичности (преемственность на разных ступенях обучения).
• Принцип смыслового отношения к миру (Не мир вокруг меня, а мир, частью которого я являюсь)
• Принцип ориентировочной функции знаний (Учитель должен вести учеников к знаниям, «расставляя по дороге приманки для воображения, а не рассказывать им, что есть там, куда они должны идти» (Л.Н.Толстой))
3. Деятельностно - ориентированные принципы:
• Принцип обучения деятельности (формирование умений самостоятельно ставить цель и организовывать свою деятельность для её достижения)
• Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
• Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие (особенно актуален такой подход для обучения языку).
Креативный принцип (переход в образовании от схем «знаю – не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею» к схемам «ищу – и нахожу», «думаю - и узнаю», «пробую – и делаю»).
В Образовательной системе «Школа 2100» в программе «Литературное чтение» реализуется идея типа правильной читательской деятельности.
Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены ещё М.А.Рыбниковой. С тех пор они практически не изменились, но почему - то до сих пор не освоены школой до конца. Большой вклад в разработку проблемы внесла профессор Н.Н.Светловская.
Авторы программ литературного чтения Образовательной системы «Школа 2100» Е.В.Бунеева и О.В.Чиндилова творчески переработали эти подходы и создали технологию формирования типа правильной читательской деятельности. Комментированное чтение и диалог с автором через текст – это наиболее короткий и доступный путь к «автору», но недостаточно освоенный современной школой. В технологии типа правильной читательской деятельности комментированное чтение и диалог с автором через текст заявлены в качестве основных приёмов обучения.
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
Уже к концу первого класса ребёнок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.
Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
Что такое диалог с автором? С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформированного читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.
При формировании способности вести диалог с автором при чтении, в ходе совместного чтения текста учителя с детьми, авторы технологии формирования типа правильной читательской деятельности рекомендуют:
1. Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:
( на уроке в 4 классе при чтении рассказа «Федина задача»)
В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания ответов-предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
2. Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свёрнутой текстовой информации. Читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод.
3. Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Возникающие вопросы опять предполагают возникновение ответов – предположений и проверку себя по ходу чтения.
4. Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Авторы разработали систему специальных сигналов для текстов, предназначенных для самостоятельного изучения.
Приём комментированного чтения также подробно описан авторами технологии. Происходит он во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение в текст и «вычитывание» в нём автора. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию, делает её более яркой и эстетичной. Он ни в коем случае не должен превращаться в беседу. Хочу привести пример такого комментирования на уроке ( на уроке в 4 классе при чтении рассказа «Федина задача»)
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
1).Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2). Знакомство с писателем.
К некоторым урокам мои ученики вместе с родителями готовят презентации, рассказывающие о биографии писателя и его творчестве. Очень интересный материал был подобран об Алане Милне, Агнии Барто и других писателях и поэтах.
Учебно – методический комплект Образовательной системы «Школа 2100» включает рабочие тетради по литературе, в которой задания к уроку располагаются в логике формирования типа правильной читательской деятельности. Принцип минимакса, реализуемый во всех учебниках и тетрадях «Школы 2100», даёт возможность учителю и ученику избежать перегрузок и определить оптимальный объём выполняемых заданий с учётом пожеланий ученика.
Таким образом, в настоящий момент имеется достаточное научно-методическое обеспечение для работы по формированию и развитию читательского интереса в массовой школе, которое может помочь в организации практической деятельности учителя в классе.
В 1-4 классах выбранные для чтения и изучения тексты объединены по жанрово-тематическому принципу. В соответствии с программой произведения изучаются текстуально или обзорно. Курс нацелен на формирование у обучающихся интереса к чтению на основе самого чтения через интересные и возрастосообразные литературные тексты: ряд произведений включён в законченных отрывках, что дало возможность расширить круг изучаемых авторов. Методический аппарат нацелен на поддержку личности каждого ребёнка в классе. По характеру - деятельностный и проблемный, включает технологию формирования правильного типа читательской деятельности.
Я считаю, что в общении читателя с автором произведения нужно оставить место действию личного элемента, оживить интерес учащихся своим собственным интересом и взглядами, делиться с ними любовью к тем произведениям, о которых ведут речь на занятиях.
На примерах персонажей подготовить ребёнка к преодолению трудностей, помочь выстоять нравственно в любой ситуации, оставаясь при этом человеком.
Работа по учебникам «Школы 2100» принесла огромную пользу ученикам, послужив их развитию, и подарила колоссальное удовлетворение мне, учителю, особенно в ходе совместной с детьми творческой работы.
Творческие задания очень помогли нам успешно освоить учебники. Это:
- составление вопросов по содержанию текста;
- придумывание рифмы, сочинение стишков, загадок, сказок. считалок и дразнилок;
- иллюстрирование отрывков из произведений;
- создание диафильма по произведению;
- сравнительный анализ героев;
- написание аннотации к произведению;
- составление словаря непонятных и устаревших слов.
Творческих заданий, которые использованы в учебнике, гораздо больше, но я назвала те, которые чаще встречаются.
Работая в 4-м классе по учебнику «В океане света», я впервые встретилась с произведениями на древнерусском языке, предназначенными для детского чтения, и, соответственно, первый раз столкнулась с таким видом творческих работ, как перевод устаревшей лексики на современный русский язык. Целый раздел учебника «У истоков русской детской литературы» состоит из произведений, содержание которых постоянно требует перевода слов или целых отрывков на современный русский язык.
Знакомясь с этими произведениями, дети отмечают, что многие слова остались прежними, написание некоторых слов немного изменилось, а есть и такие, значение которых совсем непонятно. Чаще всего смысл этих слов был дан в сносках на страницах учебника. Итак, все слова понятны, осталось составить из них фразу. Оказывается, непростая задача! Приходилось слова переставлять и играть ими, словно фишками. Но тексты самого учебника помогали детям лучше понять, как правильно сделать перевод. Вот, например урок, на котором дети знакомились с памятником древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Материал учебника построен таким образом, что вместе с отрывком из первоисточника дети знакомятся с переводом этого отрывка Д.С.Лихачёва (точный дословный перевод на современный русский язык) и литературными переложениями А.Майкова и Н.Заболоцкого. Сравнивая все три перевода с самим текстом, дети отмечают, что перевод Лихачёва точнее, а Майкова лиричнее. На таком замечательном примере они учатся сами выполнять творческое задание – перевод устаревшего текста на современный русский язык, и при этом пробуют выполнить это задание по-разному. Таким образом, дети получали прекрасную тренировку по развитию письменной речи. Я думаю, что без таких заданий письменная речь ученика будет гораздо беднее и его творческие способности получат меньшее развитие. ( Приложение 2.)
Из всего сказанного выше должно быть ясно, что проблема совершенствования урока чтения состоит в том, чтобы все виды занятий вели читателя самым эффективным путём к выделению главной мысли, определению своего отношения к прочитанному. Только при этом условии урок будет затрагивать эмоциональную сферу ребёнка, будить мысль и направлять её на организованную работу.
Любое исследование предполагает мониторинг. Для этого мною проводилось отслеживание результативности данного метода. Применение приёма антиципации на мобилизующем этапе и на этапе работы с текстом до чтения показал, что прогнозирование учащимися содержания и видов учебных действий имело место уже в первом классе, но было частичным. Во втором и третьем классах роль младших школьников как субъектов учебной деятельности значительно возросла, полагаю, что в 4 классе активное и осознанное участие в планировании, организации и проведении этапов урока приобретёт системный характер.
Рассмотрим динамику основных показателей, отобранных мною для проведения мониторинга. Качество знаний во втором классе (2011-2012 уч. год) составлял 66%, в третьем классе (2012 – 2013 уч. год) 79 %. Полагаю, что качество знаний достигло таких результатов за счёт широкого применения данного метода.
Результаты исследования показали, что 5 учащихся имеют констатирующий уровень восприятия, что свидетельствует о среднем уровне литературного развития детей. Высокий уровень литературного развития имеют 6 человек, которые воспринимают художественное произведение на уровне «героя». С тенденцией к переходу на уровень «героя» оказались 4 человека. И также 4 человека имеют низкий уровень литературного развития, воспринимающие произведение на фрагментарном уровне.
На уровне «идеи» художественное произведение трудно освоить учащимся самостоятельно. Пока это нормально, учитывая их возрастные особенности. По теоретическим и практическим исследованиям, уровень «идеи» самостоятельно учащиеся могут освоить к концу обучения в начальной школе.
Анализ показателей уровня сформированности читательских умений и уровня литературного развития выявил, что применение данной технологии способствует более эффективному развитию устной речи по трём основным показателям литературной подготовки: начитанности и литературного кругозора; умений анализировать текст; развития речи.
Заключение
Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Умственные способности человека, как известно, не остаются неизменными во времени, они формируются в деятельности, в творчестве. Однако не всякая деятельность одинаково формирует способности. Нужна её правильная организация. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения урока.
«Школьный материал не может волновать каждым разделом … Значит, учебное – обязательно скучное? Нет, волнение, радость приносит не сам материал, а выполненная учеником работа, преодоление трудностей, маленькая победа мысли, маленькая победа над собой. Вот где исток интереса, который может быть постоянным». В.Сухомлинский.